О причинах снижения рентабельности угольных компаний и возможных последствиях “Ъ” рассказал заместитель губернатора Кемеровской области по топливно-энергетическому комплексу, транспорту и экологии
Андрей Панов:
+ внутренний рынок всегда обеспечивался по потребностям и не испытывал дефицита, значительный рост здесь невозможен.
+ дефицит провозной способности Восточного полигона ОАО РЖД и рост грузопотока предприятий западной части России в страны Азии не позволяют полностью восстановить экспортные достижения прежних лет.
+ В 2024 году уровень вывоза угля должен был составить не менее 68 млн тонн, но ОАО РЖД взяло на себя обязательства только на 54,1 млн тонн.
+ за последние два года только тариф на железнодорожные перевозки для угля вырос на 44,6%
+ Ставка на перевалку угля в порту Тамань в 2019 году не превышала $14 за тонну, а сейчас достигла почти $50.
+ за первый квартал 2024 года мировые цены на уголь снизились более чем на 20%
+
По поводу модификации экспортной пошлины: На состоявшемся в Минэнерго 29 марта совещании представители Минэкономики и ФАС подтвердили
целесообразность установления цен отсечения и согласовали их уровень в отношении энергетического угля через порты Дальнего Востока — $110 за тонну, порты юга — $126, порты северо-запада — $110. В отношении коксующегося угля, антрацита и энергетического концентрата PCI уровень цен отсечения не согласован. Не принято и многократно обсуждавшееся решение по исключению логистических расходов (железнодорожные перевозки, перевалка в портах) из базиса для расчета пошлины.
+ Производители угля платят сбор в том числе за услуги логистики, цена которых выросла за последние три года по разным направлениям на 70–95%.
+ Снижение уровня добычи угля за первые два месяца текущего года зафиксировано при подземном (шахтовом) способе отработки. Это обусловлено технологическими процессами.
www.kommersant.ru/doc/6635970