Очередной удар по экспорту энергоресурсов из РФ планируют нанести в ЕС в 14-м пакете антироссийских санкций. Решив, что запрета на продажу Москве СПГ-танкеров маловато будет, было решено банить продажу самого сжиженного газа. Министр иностранных дел Швеции Тобиас Билльстрём считает такое решение «одним из самых важных шагов».
«Как-то давно мы санкциями по России не хлестали», — подумали в Евросоюзе, и начали записывать, какие бы еще прибыли Кремля можно было бы отобрать у «страны-бензоколонки». Так газ! А чего газ, нам же «Северные потоки» подорвали какие-то неизвестные типы, чего за него переживать? Так сжиженный то продолжают возить!
Ну и понеслась. Страны Евросоюза планируют включить в 14-й пакет антироссийских санкций запрет на поставки СПГ. Главному в стране по производству СПГ «Новатэку» слова шведского дипломата — как серпом по самому важному.
— Принятие 14-го пакета санкций [против России] — это один из самых важных шагов. Мы намерены включить [в него] запрет на импорт сжиженного природного газа, — заявил министр иностранных дел Швеции Тобиас Билльстрём приехав на встречу глав МИД и министров обороны объединения в Люксембурге.
Билльстрёму не впервой катить бочку на российскую энергетику. Именно он на прошлой неделе
заявил о необходимости утверждения новых правил в странах Северной Европы для предотвращения возможной «экологической катастрофы» в Балтийском регионе из-за использования устаревших и непригодных танкеров Российской Федерации. Если вкратце, он изо всех сил борется, чтобы Москве прикрыли лавочку с теневым флотом, который позволяет ударно обходить потолок цен на нефть. Про деньги дипломат тогда, конечно не говорил, только в лучших традициях Греты Тунберг переживал за экологию, которую вот-вот обрушат ржавые советские корабли, переполненные чёрным золотом. Пройдя катком по танкерам, швед решил торпедировать и газовозы.
После такого выступления шведского дипломата в «Новатэке» резко ухудшилось настроение. Хотя, казалось бы, ничто не ново под луной. В конце 2023-го Брюссель предложил любой стране ЕС запрещать доступ компаниям из России и Белоруссии к своим газопроводам и терминалам СПГ. Перед Рождеством иностранные акционеры «Арктик СПГ-2» (французская TotalEnergies, китайские CNPC и CNOOC и консорциум японских Mitsui и JOGMEC)
объявили форс-мажор по участию в проекте. И это когда первая линия уже готова производить СПГ, к 2026г здесь могли производить почти 20млн т.
Сейчас в мире строится несколько крупных СПГ-проектов, и у «Новатэка» была отличная фора по времени, чтобы занять свою нишу на рынке, пока все остальные будут доходить до кондиции. Так что неудивительно, что компании активно ставят палки в колёса в тот самый момент, когда можно как следует раскрутиться. Все помнят высказывания помощника госсекретаря США по вопросам энергетики Джеффри Пайетта,
заявившего про «Арктик СПГ-2»: «Наша цель — убить этот проект. И мы делаем это, вводя санкции, работая с нашими партнерами по G7». Пока вектор движения не меняется.
Единственный плюс, если запрет на российский СПГ всё-таки начнёт действовать, то с отложенным вступлением в силу — конкурирующие строящиеся заводы пока не введены в эксплуатацию, а обрезать себе последний источник энергоресурсов для ЕС чревато повторением газового кризиса, разразившегося во второй половине 2021г. Так что пока «Ямал СПГ» активно снабжающий Европу и Азию газом ещё потрудится.
Понятно, что на фоне таких новостей, акции Новатэка и без того катящиеся весь 2024год под откос (проблемы «Арктик СПГ» только усугубились отказом Южной Кореи продавать России танкеры, построенные специально под транспортировку газа), лишь усилят своё движение вниз.
Ставит ли санкционный пакет, если он будет принят (после событий выходного дня никто уже не сомневается, что спираль конфликта с Украиной будет раскручиваться дальше), на будущее «Новатэка» как такового? Нет, конечно. Ждём сообщений об открытии новых СПГ-месторождений в Индии или Гонконге. А что, гонконгская нефть марки Urals пользуется большим спросом, чем газ то хуже. Но шведское выступление, безусловно, подпортило утро Леониду Михельсону.
Предыдущий, 13-й пакет санкций против России был принят в феврале этого года, и он карал 106 физических и 88 юридических лиц из РФ и ряда других стран, включая Индию, Казахстан, Китай, Сербию, Таиланд, Турцию, Шри-Ланку. Когда заработает 14-й пакет пока не понятно.
Но а вывозу СПГ на запад, ничего сильно не помешает, и рано или поздно, лет через 5-7 всё наладится думаю. Новатэк с Арктик-СПГ 2 будет возить грузы на запад, но а на восток понятно, что никогда не получится возить, да и не надо, выигрыша экономического при хождении судов на восток по Севморпути никакого по факту нет, или он ничтожен, не стоящий внимания.
Самый простой — подводные лодки. Купит Потанин у МиОбороны списанную субмарину, переделает и вуа-ля, вези куда хочешь круглый год :-).
Есть другой путь, ещё более инновационный, так сказать, и быстрый. С этих же подлодок, прямо из надводного положения выстреливает списанную Булаву или Тополь-М в адрес получателя, который не хочет получать груз обычным способом. Чушка никеля или палладия доставляется получателю без задержек и точно по адресу (с круговым отклонением метров десять). :-).
Это понятно, что сейчас до бухты Север зимой движение ограничено в т.ч. из-за количества ледоколов, но еще и нет тех грузов, на которые СМП рассчитан. Арктик СПГ 2 первенец в этой семье.
Тем более что на восток от Енисея ледовая часть Севморпути в 4 раза примерно длиннее, чем на запад от Енисея, и там лёд крепче и его больше, даже летом.
Я бы на месте Михельсона отказался от планов перевозки СПГ на восток в Китай по Севморпути, это ошибочная идея, его можно сказать бог отводит от этого шага, но первому лицу государства уже доложено, что это возможно, поэтому думаю, может даже в убыток себе, но будут продолжать эту тему, но в конце концов так ничем и закончится этот авантюрный проект.
Там вопрос «логистики».
смп это как трамвайная ветка через весь город с двумя остановками — на конечных. Экономически никому такой бизнес-план не сдался с такой «рентабельностью». А медведям с тремя чукчами «по пути» все эти тысячи км та «руда» тем более не вкакалось. Не говоря уже про какую-нить дичь, типа — зерно с кубани составами в архангельск, оттуда по смп в китай.
В отличие от устоявшихся международных путей со 100500 любых вариантов логистики через десятки стран на этих же тысячах км. И ассортиментом ни разу не сырьё одно и то же за шапку сухарей оптом.
Ничего кроме внаглую уже откровенного дерибана с вывозом ресурсов хоть куда-то, напоследок.
приплыли
Но как и в любом столкновение, убытки будут у обоих сторон.
Запад работает на опережение...
Переориентация на Восток не помогла закрыть обьемы, которые поставлялись в Европу и даже наш «друг» Китай стал блокировать транзакции в юанях.
Многие танкеры уже попали под санкции и порты не хотят их обслуживать
Если шаги не видны, то почему пишите о том чего не видите
Убытки, как и цыплят по осени условно надо считать с учетом в том числе и того, как закончится СВО
Запад воюет «ресурсами»(сырье, технологии, рабсила и пр) всего мира — выкачиваемыми существующей системой «миропорядка».
PS с цыплятами по осени согласен