Блог им. MFek
Номерной фонд составляет почти 10 000 номеров, из которых 8500 находятся в собственности и 1500 в управлении. При этом компания планирует кратно наращивать номера в управлении, которые имеют огромный процент конвертации в прибыль (так как расходы только на управление). Запуск собственных отелей в сочетании с такой «легкой» моделью бизнеса позволяет поддерживать высокие темпы роста.
Доходы от управления собственными и внешними отелями составляют около 70% общей выручки компании, ещё порядка 30% приходится на сегмент F&B (food and beverages, т.е. все, что связано с едой и напитками в отеле – рестораны, бары, кафе, сервис кейтеринга и обслуживания номеров). Это в целом соответствует стандартным международным моделям гостиничных операторов, и Cosmos развивает сегмент ресторанов как продукт для города, а не только для гостей гостиницы.
Также есть девелоперский бизнес, Космос ИнвестПроекты, — строительство гостиниц под ключ.
Развитие группы
Активное развитие началось с 2017 г. — - Cosmos Hotel Group купили гостиницы РГС с 1379 номеров, что позволило увеличить номерной фонд вдвое. В 2022 году CHG открыли 3 гостиницы: ПСБ Патриот, Cosmos Smart Когалым, Cosmos Smart Сегежа, в общем порядка 430–440 номеров. В 2023 году CHG приобрели 10 отелей Wenaas и открыли еще 4 отеля, что снова привело к удвоению номерного фонда. В первой половине 2024 года уже открылись 3 отеля в Адлере, Петербурге и Москве. Планируется открытие новых отелей до конца года.
В спектре продуктов премиальные резорты 5 звезд. Городские отели и гостиницы при аэропортах 3–5 звезд, апартаменты 3–5 звезд, т.е. качественный номерной фонд, который на гостиничном рынке в дефиците. Основа портфеля – 4 звездные гостиницы COSMOS HOTELS. Предполагается, что в процессе дальнейшего развития структура портфеля существенно меняться не будет.
У компании высокая диверсификация активов по регионам присутствия: 22 города и 36 отелей, форматы отелей с 5 суббрендами обеспечивают устойчивость бизнес-модели в условиях цикличного рынка.
CHG — один из ключевых бенефициаров ухода иностранных игроков. Те, кто ушли — ушли насовсем, есть те, кто остались — Radisson, Accor, но они остановили развитие и не участвуют в конкуренции, просто остаются на уже занятых местах.
Весь рост рынка отдан локальным игрокам. Федеральных сетей две — Космос и Азимут, конкурируют в поиске объектов под управление, конкуренция ограничена в силу конъюнктурных причин и барьеров входа. Для понимания масштаба: в 2021 году под управлением иностранцев было 44 тыс. номеров, в 2023 году осталось 25 тыс. Из них 30,5% (более 5,8 тыс. номеров) перешли под управление Космоса.
Для новых игроков вход на рынок ограничен: для развития собственного бренда нужно много времени и инвестиций, для получения объектов под управление нужен узнаваемый бренд, необходима экспертиза и опыт в строительстве, ставки проектного финансирования сейчас высокие, проекты очень капиталоемкие. Поэтому для лидеров отрасли, как Космос, с его экспертизой и узнаваемым сильным брендом, текущая конъюнктура — идеальна для дальнейшего активного роста бизнеса.
Общие изменения на рынке ИТ и уход ряда крупных поставщиков корпоративных решений привели к отключению иностранного специализированного ПО и в гостиничной сфере. В итоге собственники отелей оказались в положении, когда управлять отелем крайне затруднительно. В этой ситуации небольшим сетям конкурировать сложно, им приходится выстраивать управление заново. Cosmos Hotel Group за счёт масштабов и разработки собственных ИТ-решений имеет преимущество и успешно занял нишу импортозамещения в специализированных программах для управления отелями. Компания активно развивает автоматизацию и разработку ПО, предлагая отдельные решения на внешний рынок.
Более 70% выручки Космосу дают собственные каналы продаж, однако компания активно строит и взаимовыгодные партнерства, позволяющие привлечь новую аудиторию — так, CHG запустили программу мотивации МТС кэшбек. Все клиенты МТС могут получать 10% от суммы бронирования кэшбеком. Дальнейшее развитие программы лояльности – одно из направлений расширения постоянной аудитории и роста эффективности.