Блог им. DoctorPlanRu
В последнее время трудно писать статьи, потому что с одной стороны есть понимание куда все движется, с другой стороны иногда это понимание нужно оставить при себе.
В своих предыдущих статьях я писал, что с точки зрения экономиста итогом конфликта на Украине и конфликта с Западом, стала одна большая и главнейшая вещь — разрушение некоего «договора», который надежно управлял российской промышленной и экономической политикой последние, пожалуй, 30 лет. Суть этого договора сформулировала еще Маргарет Тэтчер, когда сказала в конце 80-х, что России для выполнения своей функции при интеграции с Западом будет необходимо и достаточно населения в 15 млн. человек. Ровно столько, сколько нужно для перекачивания ресурсов Восточной Сибири на Запад. Все остальное население — лишнее и его нужно куда-то деть. Вместе со всей остальной лишней экономикой, промышленностью, наукой, социалкой и прочим.
И первый президент Б.Н.Ельцин этот «договор» очень дотошно исполнял, руководимый командой американских менеджеров. Продажа сырья на Запад при условии уничтожения собственной экономики. И этому явлению даже придумали красивое название — «Глобализация». То есть, соревнование стран третьего мира за возможность продавать «золотому миллиарду» бусы, сырье, рабочую силу и прочее на правилах запада, исключительно через его платежные системы и банки и что самое важное, исключительно используя его валюты.
И приход к власти В.В. Путина хоть и ознаменовал собой вроде бы смену парадигмы с нашей стороны, но никак не поменял подход с «той» стороны. То есть, «договор» остался в силе. Запад диктовал — продажа сырья только в обмен на сдачу всех рынков и промышленной политики. Что означало конфликт, который перешел в открытую форму с известной Мюнхенской речи Путина.
Очень логично, что пока страны третьего миры были нищие, выбора у них особо не было. Ну не считать же выбором сложный путь — проведение реформ, инвестиции в человеческий капитал, инновации, повышение качества управления. Нет, это не для всех. К тому же Запад прикладывал грамотные усилия, чтобы все вышеперечисленное в развивающихся странах никогда не случилось. Поэтому оставалось надеяться, что кто-то просто купит бусы подороже.
Запад через свои институты и кредитные линии, отягощенные политическими и экономическими требованиями, навязывал совершенно нерабочие и крайне губительные для развития стран конструкции.
Я неоднократно писал в своих статьях, что самые пагубные последствия для нашей экономики имело даже не засилье здесь западных брендов, а доступ их технологических гигантов к инфраструктурным закупкам. К транспорту и энергетике. Причем вред был глобальный и долгосрочный. Он касался не только выдавливания с рынка наших слабых местных производителей, но и разрушения всей логики НИОКР, процессов разработки конечных технических изделий.
Приведу пример. У нас был прекрасный, хотя и подустаревший и неконкурентоспособный на Западе самолет Ту-214. В нормальных условиях он бы закрыл все вопросы по транспортировке пассажиров в РФ и ближнем зарубежье, но будучи выставлен на ринг против Боинг 737 и Эйрбас-320, ожидаемо слился с концами. Никто не хотел покупать менее экономичную машину. Но это было полностью законченное и технически удачное изделие, из полностью российских комплектующих, готовое к массовому производству.
В результате властями было принято решение разработать совершенно новый самолет МС-21, который бы имел множество инноваций и мог бы на рынке конкурировать с современными Боинг и Эйрбас. Самолет был разработан, но уже на очень большую долю состоял из импортных комплектующих, что впоследствии создало проекту огромные проблемы. Самолет не выпускается массово до сих пор.
Что я хочу сказать? В нормальных условиях в суверенной экономике, в том же Китае, в серию массово пошел бы проверенный Ту-214, а более современная машина МС-21 имела бы время на доработку и исправление детских болезней. А не было бы так, как у нас сейчас, что Ту-214 уже снят с производства, а МС-21 еще не производится. А летать уже не на чем, потому что западных самолетов теперь нет.Чем это грозит — уже есть фантазии в Министерстве транспорта.
Зачем я это пишу? А этот пример очень яркий, иллюстрирует, как нам теперь жить и какие процессы будут происходить в экономике. Мы из системы жесткого международного контроля одного Гегемона перешли в свободное плавание. А это сильный стресс. Стране много где придется откатиться назад, чтобы нащупать реально имеющийся технологический уровень, а с него уже стартовать выше и начать восстанавливать компетенции.
У нас жы была куча виртуальных отраслей. Виртуальное авиастроение — Суперджет-100. Виртуальная автомобильная промышленность, когда вроде бы есть заводы Хенде и Тойота, но когда видишь размеры этих производств с один ангар типа большого супермаркета и вспоминаешь размеры того же КАМАЗа, где по территории ходят рейсовые автобусы. То понимаешь, что где-то тут подвох и не может простой ангар реально производить сотни тысяч авто в год. И как это на Тойоте в Шушарах работало 2 тыс. человек, а на КАМАЗе 33 тыс.? А это мы еще не посчитали смежников....
Ответы на все эти вопросы мы получили с началом СВО. Что если реально производить что-то самим, а не собирать из импортных кусков, то потребность в людях будет колоссальная. Даже по приведенному примеру видно — в 10-15 раз больше для того же продукта. О чем наши власти прекрасно осведомлены и что с этим делать пока по-моему не совсем знают. И не знают не только у нас. В США тоже не знают где взять миллионы реднеков, чтобы перезапустить массовые военные и не только производства и начать реально угрожать Китаю. Где взять рабочих, если уже лет 40 выпускают одних юристов, экономистов и менеджеров?
А какое это отношение имеет к фондовому рынку? Да самое прямое. Жизнь не останавливается, это новые условия и на этих условиях будет строиться новый каркас успешных и неуспешных компаний. Это самый настоящий госкапитализм, просто в его суверенном варианте, а другого у успешных стран и не бывает. Либо накапливаешь свои компетенции и потом выдаешь годный продукт, не сразу, но выдаешь. Либо с тобой происходит что-то нехорошее...
Хорошая иллюстрация, что бывает, когда не можешь выйти из американской «матрицы», когда в ней наступила «перезагрузка». Мы все смеялись над китайцами, что они делают смешные поделия. А потом у них случился BYD, который сейчас стоит дороже, чем все немецкие автоконцерны вместе взятые… Что характерно, старик Баффет разглядел этот феномен сильно заранее:
И мы в России за этим процессом «виртуализации» экономики как-то проглядели, как мы превратились в Японию. В том смысле, что у нас так мало населения, что нам для любого сложного процесса теперь нужна лютая автоматизация. Вот вам свежий шикарный пример:
Скоро в магазинах не будет кассиров — из-за роста зарплат они стали слишком дороги. А скоро не станет и самих магазинов, потому что опять-таки из-за роста зарплат они вчистую проиграют маркетплейсам по маржинальности. Последние банально эффективнее. Вот к примеру недавний фаворит Fix-price.
А что это все значит? А это значит, что России уже нужны даже не мигранты. России нужен аутсорс, это когда производство всего маломаржинального и нетехнологического отправляется в сопредельные бедные страны. Как делают все страны «золотого миллиарда.» Иронично, но пока наш торговый баланс выглядит ровно наоборот, мы экспортируем сырье, а завозим высокотехнологичный товар — машины и оборудование.
Как правительство собирается это решать узнаем в ближайшее 25 октября. Когда объявят решение по ставке. Прошлое мое предположение, что впереди у нас повышение тарифов и пошлин по всему спектру оказалось верным. Теперь ждем, как правительство с помощью ставки собирается «размножать» людей, которых люто не хватает в куче отраслей. Мое понимание, что с помощью стоимости кредита это уже никак не сделать, а вот убить половину частного бизнеса — этого вполне можно добиться… Нужно снижать ставку и начать делать человекоподобных роботов, без всякой иронии… А то P/E нашего рынка так и будет демонстрировать какие-то сказочные показатели.
И мой любимый журнал Монокль откровенно ждет $$ по 130 рублей, как логичное следствие такой кредитной политики.
И касательно БРИКС. Все так радуются саммиту в Казани. Без всякой иронии, саммит прекрасен и это успех. Только у меня большое подозрение, что суть этого саммита — подготовка Китая к возможному президентству Трампа и возможным торговым войнам. Китай проводит смотр своих контрагентов и готовит заготовки на случай введения санкций против него из США. Трамп не понимает намеков, только конкретные угрозы — «а мы сейчас как перестанем платить в $$, а как начнем вводить замену SWIFT, а как начнем давать кредиты в юанях всей Африке, а как введем цифровой юань по всему Ближнему Востоку...». Поэтому хотя и исход саммита в Казани для России крайне позитивен, его реальные результаты зависят от исходы выборов в США и последующего торга между Китаем, США и Индией по будущему мировому порядку. Рассчитывать, что Россия сможет воспользоваться чем-то из озвученных на саммите проектов в ближайшем будущем я бы не стал… на себя нужно больше рассчитывать...
Всегда по делу,
Сильное продвижение по карьерной лестницы, после «сырьевого придатка Запада»?
Да это уже нафталиновая скукотища. Лучше Вы расскажите, как «людей в Казане хватают из за саммита Брикс»
Жуковский вестник, сентябрь 2023: Никто его с производства не снимал. Другое дело, что реальное его производство 1-2 в год, а не 20… Но это уже другая песдня, не про НИОКР.
Уже указали автору, что он использует известные фейки? Как отреагировал?
К текущей ситуации привёл не какой-то заговор запада, а НТП, когда ни одна страна, кроме может Китая, не может жить натуральным хозяйством, поскольку товары стали слишком сложными для производства.
Всежработаит.