Блог им. ValterFalcon
С приходом осени и зимы прошлого года Россия, вовлечённая в украинский конфликт, начала проводить масштабные проверки грузовых поездов маршрута Китай-Европа, следующих в Европу. В результате были конфискованы значительные партии китайских товаров, а на некоторых поставщиков наложены крупные штрафы. Столкнувшись с подобным почти грабительским поведением своего официально признанного стратегического партнёра, многие китайские предприятия оказались на грани краха, а представители Коммунистической партии Китая проявили в этой ситуации неспособность что-либо предпринять. Предстоящий визит председателя КНР Си Цзиньпина в Россию в мае этого года для участия в праздновании 80-летия победы в Великой Отечественной войне вызывает противоречивые ожидания. Многие сомневаются, будет ли он поднимать вопрос о пресечении подобных действий, которые можно охарактеризовать как вымогательство и скрытые акты экономического саботажа. China-Europe Express представляет собой международный контейнерный железнодорожный транспортный проект, соединяющий Китай и Европу. Его инициаторами выступили железнодорожные ведомства материкового Китая, Казахстана, России, Белоруссии, Польши, Германии, а также муниципальное правительство Чунцина. Запущенный в 2011 году под руководством Бо Силая, в то время занимавшего пост секретаря парткома Чунцина, проект изначально назывался «Международный торговый коридор Юйсиньоу».
С момента его создания маршрут стал важным международным транспортным коридором. Позже другие города, такие как Чэнду, Чжэнчжоу, Ухань и Иу, последовали примеру Чунцина и разработали свои собственные железнодорожные линии в Европу. С июня 2016 года эти маршруты объединены под одним названием – «Экспресс Китай-Европа». Этот грузовой поезд связывает 82 города внутри страны и 160 городов за её пределами, представляя собой самый длинный железнодорожный грузовой маршрут в мире. К марту 2024 года было организовано 87 000 рейсов, охватывающих свыше 200 городов Европы, что делает этот маршрут ключевым звеном в реализации инициативы «Один пояс, один путь». Неожиданным образом, после нападения йеменских повстанцев-хуситов на израильские торговые суда в Красном море в октябре 2023 года, стоимость морских перевозок в Европу резко выросла. В результате «Экспресс Китай-Европа» стал важной альтернативой для транспортировки грузов, что привело к росту тарифов на железнодорожные перевозки. В октябре 2024 года Россия, находящаяся в состоянии затяжного конфликта, ввела дополнительное транзитное эмбарго, полностью запретив перевозки военной продукции через свою территорию. Нарушители рискуют столкнуться с высокими штрафами и полной конфискацией груза. Однако в процессе реализации российские чиновники значительно расширили список ограничений. Помимо запрета на военные товары, под санкции попали и гражданские грузы, которые могут быть использованы в военных целях. Особое внимание уделялось различным видам оборудования, включая двигатели и машины. Помимо внесения изменений в список запрещённых товаров, были пересмотрены полномочия и уровни взаимодействия правоохранительных органов. Помимо изъятия незаконной продукции, под задержку попадают и некоторые разрешённые товары, что связано с масштабными проверками. Это приводит к значительным простоям, за которые компании вынуждены нести большие финансовые издержки, что серьёзно отражается на их бизнесе. Отдельные грузы задерживаются на срок более трёх месяцев. Представители отрасли заявляют, что новые правила можно расценивать как «смертельный удар» для маршрута экспресс-доставки Китай-Европа. 9 января внешнеполитические ведомства Китая и России провели консультации по данной проблеме. Однако удалось выпустить лишь небольшую часть контейнеров, в то время как значительное количество грузов продолжает накапливаться на таможенных складах, где за каждый день простоя взимаются дополнительные сборы. Некоторые из транспортируемых товаров задерживаются уже более трёх месяцев, что обостряет ситуацию. Несмотря на переговоры между министерствами иностранных дел двух стран, лишь незначительная часть контейнеров была возвращена в оборот, тогда как основной объём грузов всё ещё остаётся задержанным и продолжает «обрастать» сборами за простой. Эта ситуация напоминает другие инциденты из прошлого. Так, российская сторона уже неоднократно изымала китайские товары при различных обстоятельствах. Одним из ярких примеров стал случай с грузовым судном Xingxing в 2009 году, когда российские власти задержали китайское судно и требовали выкуп за его освобождение. Грузовое судно, ушедшее в открытое море, подверглось атаке российских пограничников, в результате которой погибли восемь китайских моряков. Тот же год ознаменовался другим серьезным инцидентом: изъятием товаров китайских торговцев на Черкизовском рынке в Москве, что привело к полным финансовым потерям для многих из них. Китайские предприниматели, работающие в России, часто сталкиваются с шантажом со стороны таможенных служб, различных регулирующих органов, а также представителей криминальных структур. Такие случаи способствовали формированию у многих китайцев убеждения, что Россия является несправедливой и ненадежной страной, склонной к дискриминации по отношению к ним. Эксперты также подчеркивают, что шантаж китайских бизнесменов российскими чиновниками может являться лишь частью более широких и скрытых причин таких событий.
В современный период Россия испытывает влияние войны и экономических санкций. На фоне этого уровень жизни населения снижается, цены неуклонно растут, а международная позиция страны утрачивает прежнюю значимость. Президент Путин стремится завершить войну, возлагая большие надежды на нового президента США Дональда Трампа. Его стратегия заключается в попытке продемонстрировать добрую волю, предлагая сотрудничество, которое может принести обеим сторонам политическую славу и экономические выгоды. В обмен Путин ожидает, что Соединенные Штаты окажут давление на Украину с целью добиться согласия на российские условия прекращения конфликта. Определённые сигналы этого взаимодействия уже начали просматриваться. В конце ноября прошлого года, сразу после объявления победы Трампа на выборах, Россия неожиданно ввела 55%-ную пошлину на отдельные китайские товары, что в 5,5 раза превышало 10%-ную пошлину, ранее установленную Трампом для Китая. Этот шаг вызвал недоумение у многих аналитиков и наблюдателей в Китае. Одновременно США приняли спорное решение: Министерству юстиции было предписано распустить рабочую группу, занимавшуюся расследованиями, связанными с российскими активами. Это привлекло внимание иностранных СМИ, которые отметили: «Кажется, Трамп и Путин объединяют силы против Китая». Такая интерпретация выглядит логичной, учитывая взгляд Трампа на Китай как главного оппонента США, а Путина — как фигуру, которую возможно использовать в прагматичных интересах. Их риторика и действия демонстрируют определённый тактический альянс, тогда как Китай пристально следит за ситуацией, разрабатывая свои контрдействия. Как ответ на происходящее, Пекин объявил о визите председателя КНР Си Цзиньпина в Россию, который запланирован на май этого года в честь 80-летия победы в Великой Отечественной войне. Именно тогда мировое сообщество сможет яснее оценить, готов ли союз Трампа и Путина приобретать реальные формы в противостоянии с Китаем. China Times News Network