Блог им. autotrade

Аварии в морях


Аварии на морских буровых платформах. Часть 1Аварии в морях
Полупогружная буровая установка SCARABEO-9 | Photo: Tommy Chin

Добрый день уважаемые читатели. Сегодня поговорим об авариях на морских буровых платформах. Основные виды буровых платформ вы знаете (кто в теме), это СПБУ (самоподъемная буровая установка), ППБУ (полупогружная буровая установка), МСП (морская стационарная платформа, еще называют блок-кондуктор), МЛСП (морская ледостойкая стационарная платформа, самая популярная в России платформа это конечно же «Приразломная»), еще есть буровые баржи, буровые суда и т.д.

Основная проблема при возникновении аварийной ситуации на морской платформе это ограниченное пространство, если на сухопутной буровой происходит аварийная ситуация (ГНВП или открытый фонтан) то работникам буровой бригады есть куда убежать и спрятаться в безопасном месте, то на морской буровой вам бежать некуда из-за ограниченности по габаритам буровой установки, многие скажут: «можно прыгнуть в воду», можно — но это в 90% случаях плачевный результат.

На этот случай все буровые платформы оснащены аварийно-спасательным имуществом (АСИ).

В состав АСИ входит: 
1. Спастельные жилеты по количеству находящегося экипажа на судне отвечающие требованиям безопасности ( запомните: к примеру СПБУ это тоже является судном, у установки есть нос и корма, есть капитан судна и личный состав, есть моторист и боцман, рубка с группой связистов и т.д.);

Аварии в морях

2. Гидрокастюмы и защитные костюмы (особенно касается буровых работающих в северных морях);

Аварии в морях
3. Спасательные шлюпки по количеству экипажа на судне;

Аварии в морях

Аварии в морях

4. Спасательные плоты;

Аварии в морях

Аварии в морях

На некоторых платформах имеется в наличии дежурная шлюпка

Аварии в морях

Теперь давайте рассмотрим габариты буровых морских установок: 
Я буду писать средние показатели

Габаритная длина — 110м;
Габаритная ширина с аутригерами (выступающие части за буровую — балки и т.д.) — 80м;
Высота габаритная — 90м;
Высота борта — 10м;
Общий вес в среднем — 20000т;

Общий вид и комплектация СПБУ: 
Аварии в морях
Фото: rig-s.ru

1 — понтон; 2 — опорная колонна; 3 — устройство подъема опор; 4 — кран; 5 — буровая вышка; 6 — консоль подвышечного портала; 7 — стеллажи для хранения труб; 8 — жилой модуль;
9 — вертолетная площадка;

Действия экипажа при ЧС
Устанавливается следующий порядок оповещения при чрезвычайных и аварийных ситуациях:

1) объявляется общесудовая тревога звонком громкого боя;

2) экипаж собирается в месте сбора и действует в соответствии с судовым «Расписанием по тревогам».

3) ответственные лица, услышав сигнал, обязаны:

включить переносные УКВ-радиостанции на заданный канал;

выйти на связь с мостиком;

получить устные команды/распоряжения;

передать их закрепленным за ними членам судового экипажа.

Действия при открытом фонтане на морской буровой
При открытом фонтане на морских буровых установках главное действие — это спасение жизни экипажа, поэтому происходит срочная эвакуация экипажа бурового судна в шлюпки или успело подойти спасательное судно, до прибытия специалистов противофонтанных служб буровая должна быть обесточена (из-за опасности взрыва газа) полностью. На каждой морской платформе обязательно имеются инструкции при ЧС, планы, весь экипаж по аварийному расписанию должны проводить учебные тревоги в плоть до посадки состава в шлюпки и спуск на воду. При ЧС, после прибытия специалтистов противофонтанных служб на прибывшем судне создается оперативный штаб, формируется план ликвидации открытого фонтана, оперативной группой обсуждается экипировка личного состава для работы на платформе, обязательная работа в ВДА (воздушно-дыхательном аппарате) из-за плохой продуваемости на платформе (очень много различных мест для скопления газа- контейнера на площадке, буровой инструмент, емкости, насосные узлы в нижних помещениях установки и т.д.) при негорящем характере струи.

В следующей статье рассмотрим аварии на морских буровых установках произошедших в XX-XIвв...


Аварии на морских буровых платформах. Часть 2

Добрый день уважаемые читатели. Сегодня я покажу серию фотографий с крупнейшей аварией (всем извнстной) на полупогружной буровой платформе «Deepwater Horizon» в Мексиканском заливе. Конечно эта информация есть в интернете, я постарался собрать интересные фотоматериалы аварии, на фото будет видно во что превращаются мощные морские буровые платформы, ведь перед стихией мы все слабы. Какой колосальный экологический урон наносится нашей планете от человеческой халатности, тем более работы на шельфе должны и ведутся с самыми жесточайшими требованиями экологической и промышленной безопасности. Так называемые «взятки» здесь не спасут, если положено установке или ее узлам по истечению времени проходить экспертизу промышленной безопасности, то ее нужно проходить, а не покупать в экспертных организациях, авария потом в сотни тысяч раз встанет дороже, а за урон экологии я вообще молчу. И так поехали...

Взрыв на полупогружной бкровой установке Deepwater Horizon 20.04.2010 
Кратка информация об установке: В 2001 году платформа была сдана в аренду компании BP на три года, и в июле того же года она прибыла в Мексиканский залив. Впоследствии срок аренды неоднократно продлевался, так, в 2005 году договор был перезаключён на срок с сентября 2005 года до сентября 2010 года, позже он был продлён ещё раз на срок с сентября 2010 года до сентября 2013 года. В сентябре 2009 года «Deepwater Horizon» пробурила в Мексиканском заливе в районе месторождения Тайбер самую глубокую на тот момент нефтяную скважину в истории, достигнув глубины 10 680 м, из которых 1259 м составляла вода. В феврале 2010 года платформа Deepwater Horizon приступила к бурению скважины на глубине 1500 метров на месторождении Макондо (Mississippi Canyon block 252).

Авария 
Судно находилось в Миссисипском каньоне в центральной части Мексиканского залива, в 84 км к юго-востоку от порта Венис (штат Луизиана), в процессе цементирования скважины для компании BP, которая не успевала сдать скважину в срок. 20 апреля 2010 года платформа взорвалась и загорелась. Несмотря на попытки потушить пожар, 22 апреля она затонула, на глубине 1500 м. На момент взрыва на борту находилось 126 человек. 115 человек было спасено, из которых 17 человек получили поражения различной степени тяжести. 11 человек пропало без вести и считаются погибшими.

Гибель «Deepwater Horizon» повлекла за собой крупнейшую экологическую катастрофу. По оценкам, из запечатанной скважины на поверхность Мексиканского залива вытекала нефть в объёме до 5 тыс. баррелей (около 700 тонн) в сутки (по другим оценкам — 100 тыс. баррелей нефти в сутки (около 13,5 тыс. тонн).

Добавлю от себя, для решения проблемы с утечкой нефти компания BP приняла решение спустить так называемй «купол», это все таки одно из лучших решений и нет необходимости надеятся на сбор углеводородов с поверхности воды скимерами и локализовывать пятна боновыми заграждениями (хотя эту работу тоже проводили параллельно с работой купола). Принцип работы купола прост: купол спускается на дно (на скважину) далее углеводороды по рукаву (шлангу) поднимаются из купола на специальное судно где происходит отделение воды от нефти и далее нефть поступает на специальную баржу и транспортируется на берег.

Аварии в морях 
Вид 125т купола перд спуском. Доставлен судном ТБС (транспортно-буксирное судно) 
Аварии в морях 

 


Общий вид ППБУ «Deepwater Horizon» до аварии:

Мобилизация ППБУ на точку

Аварии в морях

Аварии в морях

Аварии в морях

Аварии в морях

ППБУ «Deepwater Horizon» после аварии:

Аварии в морях


Аварии в морях

Аварии в морях

Аварии в морях

Аварии в морях

Аварии в морях


Вот такая страшная катастрофа произошла на ППБУ «Deepwater Horizon». Из этой аварии все компании мира должны сделать основной вывод, что отношение к промышленной, противофонтанной безопасности должно быть на высшем уровне, особенно если это касается континентального шельфа.

Продолжение следует...

Да, чуть не забыл, вы еще фильм можете посмотреть (кто не видел) «Глубоководный горизонт», там как раз про аварию на «Deepwater Horizon», мне понравился)

 

Аварии в морях




Аварии на морских буровых платформах. Часть 3

Добрый день уважаемые читатели. Сегодня рассмотрим одну из ужасных аварий в истории Норвегии это авария на буровой установке Александр Хьелланд (Alexander L Kielland) в Северном море.

Краткая иноформация об установке: полупогружная нефтяная платформа «Александр Л. Хьелланн» названа в честь норвежского писателя-реалиста XIX века.

Аварии в морях
Александр Л. Хьелланн
Установка была установлена в Северном море неподалеку от города Ставангер в 1976 году. Платформа бурением и добычей нефти не занималась, она служила общежитием для рабочих (операторы, слесаря, электрики и т.д), которые занимались добычей нефти на соседней платформе «Эдда 2/7C», соединенной с соседом переходом (фото ниже)

Аварии в морях
После рабочего дня на «Эдде» рабочие перебирались на «Александра» и проводили время в спальнях и зонах отдыха — столовой и кинотеатре. Всего «Александр» мог с относительным комфортом (все-таки речь о полупогружной платформе) разместить до 386 человек. Но, к счастью, вечером 27 марта 1980 года на платформе было 213 человек. Большинство отдыхали после рабочего дня в кинотеатре, кто-то околачивался в столовой. За бортом тем временем бушевал шторм: ветер скоростью 74 км/ч поднимал волны высотой 11—12 метров.

Аварии в морях
В 18час:30мин находящиеся на борту почувствовали «резкий треск», за которым последовала «какая-то дрожь». Внезапно буровая установка наклонилась более чем на
30 ° и затем стабилизировалась. Пять из шести якорных тросов оборвались, один оставшийся трос не позволил буровой установке опрокинуться. Список продолжал расти, и в 18час:53мин оборвался оставшийся якорь, и буровая установка опрокинулась.

Аварии в морях130 человек находились в столовой и кинотеатре (тоже странно, за 23мин люди не покинули столовую, кинотеатр, комнаты отдыха). С момента наклона платформы люди должны были полностью покинуть установку или хотя бы начать эвакуацию. На буровой установке было семь спасательных шлюпок на 50 человек и двадцать плотов на 20 человек. Спустили четыре спасательные шлюпки, но только одну удалось освободить от спусковых тросов. (Предохранительное устройство не позволяло освободиться до тех пор, пока напряжение не было снято с тросов). Пятая спасательная шлюпка высвободилась от тросов, но упала на воду вверх дном. Шлюпку перевернули, в нее забрались с воды 19 человек. Два плота на 12 человек были сброшены с Эдды и спасли 13 выживших. Семь человек были доставлены с моря на судах снабжения, а семеро доплыли до Эдды.

Аварии в морях

Аварии в морях

Аварии в морях

Аварии в морях
Через несколько часов после того, как буровая перевернулась, семь самолетов и 19 вертолетов из Норвегии, Дании, Германии и Великобритании вылетели в поисках оставшихся в живых и погибших. Кроме того, девять военных кораблей и 71 гражданское судно со всей области Северного моря участвовали в спасательной операции, которая происходила в условиях сильного шторма и надвигающегося урагана. Восемьдесят девять человек (по другим данным 90) были спасены в этих погодных условиях.

Тем вечером погибли 123 человека. При этом многие погибшие, в основном те, кто оказался заперт в помещениях, числились пропавшими без вести вплоть до 1983 года, когда платформу удалось поднять — с третьей попытки.

Выводы
В марте 1981 г. в отчете о расследовании был сделан вывод о том, что буровая установка разрушилась из-за трещины образовавшейся в одной из ее шести распорок (распорка D-6), которая соединяла обрушившуюся D-образную стойку с остальной частью буровой установки.

Аварии в морях
Трещина на правой распорке D-6
Это было связано с небольшим 6-миллиметровым угловым сварным швом, который соединял ненесущую фланцевую пластину с распоркой D-6. На этой фланцевой пластине находился гидролокатор, используемый во время буровых работ. Плохой профиль углового сварочного шва способствовал снижению прочности. Кроме того, исследование обнаружило значительное количество пластинчатых разрывов на фланцевой пластине и холодные трещины в нижележащем шве с разрывами кромок. Холодные трещины в сварных швах, повышенная концентрация напряжений из-за ослабленной фланцевой пластины, плохой профиль сварного шва и циклические напряжения (которые были бы обычным явлением в Северном море ), по-видимому, в совокупности сыграли роль в разрушении буровой установки. По выводу специалистов, судя по краске на части изломанной поверхности, трещина, вероятно, возникла из-за ненадлежащих работ на заводе в Дюнкерке, Франция, где в 1976 году была построена буровая установка. Затем последовали отказы других основных элементов, оказывающих негативное влияние на всю конструкцию установки.

Авария привела к новым и более жестким требованиям к безопасности на норвежском шельфе. Были введены улучшенные процедуры готовности к чрезвычайным ситуациям и разработано более эффективное спасательное оборудование.




    ★1

    теги блога autotrade

    ....все тэги



    UPDONW
    Новый дизайн