Из самого интересного — мнение Натальи Логиновой, директора департамента по работе с эмитентами Московской биржи.
“Мы общаемся со всеми компаниями: как малого и среднего бизнеса, так и и крупного. Объемы, с которыми они выходят на рынок привлечения капитала, в первую очередь зависят от конъюнктуры на рынке. Мы не можем, не имеем права комментировать объемы: финальное решение за самим эмитентом. Мы видели в 2024 году, как большие планы не реализовывались.
Главный фактор, влияющий на это, — конъюнктура рынка, и так будет всегда. Но можно сказать точно, что потихоньку объемы размещений будут расти. Мы ожидали этого еще в 2024 году, но драматическое изменение вектора ДКП, его ужесточение в середине прошлого года внесло свои коррективы в наши ожидания. Того увеличения объема размещения, о котором мы думали, не случилось.
Но это все равно случится, просто чуть позже. Это тенденция, и объемы размещения будут расти, вопрос лишь в том, когда это случится. Рынок развивается эволюционно, и он будет расти – это совершенно точно.
Компании уже почувствовали возможность выхода на рынок. Выход на IPO — это не удел исключительно крупных компаний с выручкой сотни миллиардов рублей. Что делает Московская биржа? Московская биржа говорит: эта “роскошь” теперь доступна многим.
На IPO могут выходить компании с выручкой не только в сотни млрд рублей, но и в десятки млрд рублей – те, кто раньше себе не мог позволить даже подумать об этом. Мы говорим им: вы должны правильно подготовиться и в этом мы вам поможем.
Наша инфраструктура полностью готова, и все возможности есть – подготовить компанию к выходу на рынок IPO, помочь ей определить, на чем надо сфокусироваться в первую очередь. Важно разработать стратегию – как вы себя позиционируете, какова ваша инвестиционная история, какая у вас финмодель. У нас есть специалисты, которые такую помощь оказывают…
Уже сейчас к IPO готовятся десятки компаний – но готовятся через один-два года или даже на 2028 год. Московская биржа считает самым идеальным кейс – когда компания начинает думать об IPO за два года до сделки.
Правильный путь — готовиться заблаговременно, потому что выход на IPO — это существенная перестройка системы корпоративного управления, это не просто “найти независимых директоров в совет” и все.
Корпоративное управление — это выстраивание всей системы управления рисками в бизнесе. И оно по-разному строится в частных и государственных компаниях. Публичность предъявляет требования к уровню системы управления рисками. Когда компания начинает свой путь к публичности за два года – мы говорим, молодцы, по правильному пути идете, товарищи, так и надо делать.
Есть, конечно, случаи когда компании принимают решение “мне надо срочно”. И это ок, если такие компании уже готовы. Например, если у них в акционерах уже есть фонды, которые помогли отстроить внутренние процессы и системы управления рисками. Они могут выйти на IPO и за полгода. Мы не очень любим скороспелые сделки, но если компания готова, и наши тесты это показывают, то это нормально. Однако, как правило, компании, скорее, не готовы, и обычно им необходимо два года на подготовку."
Отдельно мы еще лично обсудили с Натальей Владимировной будущие pre-IPO. Ее наблюдение – рынок готов инфраструктурно по pre-IPO благодаря проекту MOEX Start. Но необходимо еще продумать меры по защите инвесторов. Если компания не публичная, то инвестор не получает всего раскрытия информации. А это важно для принятия взвешенного решения. Также важно понимать, как обеспечиваются корпоративные права миноритариев в таких пре-IPO размещениях
@pro100IPO
#Логинова