В последнее время в прессе активно обсуждается тема IPO «Twitter». Её называют одним из самых знаменательных событий в «Силиконовой долине» после размещения Facebook. Действительно ли это так?
На данный момент «Twitter» является очень популярной социальной сетью, общее количество активных пользователей которой превышает более 500 млн. человек. Совсем недавно компания подала заявление в Комиссию США по ценным бумагам и биржам проспект к предстоящему размещению акций.
«Twitter» предполагает начать роадшоу своих акций для потенциальных инвесторов в Нью-Йорке до конца октября. В этом случае само размещение может состояться 8 ноября. Руководство «Twitter» предполагает в результате первичного размещения акций привлечь сумму в пределах 1-2 млрд. долл. (сумма постоянно меняется). Точная дата выхода на биржу «Twitter» все же до сих пор неизвестна, как и неизвестна цена акции при размещении. Общее количество акций, выпущенных «Twitter» в обращение, составляет 620 млн. штук. Согласно проспекту IPO справедливая цена одной обыкновенной акции компании составляет $20,62 (в данном случае рыночная оценка компании будет оцениваться приблизительно в 12 млрд. долл.). Но, учитывая финансовые показатели компании, закрадываются сомнения в столь высокой стоимости компании. В последние три года доходы «Twitter» стремительно росли, но это, в основном, происходило за счет низкой базы и они не сопоставимы с предполагаемой стоимостью компании, по крайней мере на текущий момент. Если в 2010 году выручка компании равнялась всего $28,3 млн., то в 2011-м она увеличилась в 3,7 раза, до 106,3 млн., по итогам 2012 года этот показатель вырос почти в 3 раза, до $317 млн. В январе — июне этого года выручка «Twitter», по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, удвоилась, достигнув $253,6 млн. «Twitter» пока не приносит его владельцам прибыли. В 2010 году чистый убыток сервиса микроблогов составил $67,3 млн., в 2011-м — $128,3 млн., в 2012-м — $79,4 млн., в первом полугодии этого года — $69,3 млн. Скорректированная EBITDA (прибыль до вычета уплаты налогов, процентов и начислений по амортизации, то есть выручка минус затраты) уже в 2012 году стала положительной — $21,2 млн. Но опять же в относительно выражении это 4 цента на акцию из расчета ее стоимости в 20,62 долл. Откуда взялась эта цифра в 20,62 долл. на акцию и какими методиками пользовалась компания? Этот вопрос остается открытым. Основным источником дохода «Twitter» является реклама. В 2012 году ее продажи обеспечили 85% выручки сервиса, в первом полугодии 2013-го — 87%. У «Facebook» схожая ситуация: 84% и 87%.
С одной стороны столь высокая предварительная стоимость акций понятна. При первичном размещении своих акций компании стараются привлечь как можно больше финансовых ресурсов для развития бизнеса, а банки-андеррайтеры — как можно больше зароботать. Но стомость может быть завышенной в разы, как в данном случае. Для того, чтобы инвесторы покупали эти акции, в прессе активно идет реклама, компания представляется как успешная с блестящими перспективами. Плохие финансовые показатели представляются как хорошие. Данный механизм настолько отлажен в Америке, что с высокой долей уверенности можно полагать, что размещение «Twitter» пройдет успешно. Но вот заработают на нем только сама компания, банки-андеррайтеры, часть крупных инвестиционных фондов, которые имеют возможность купить акции до его официального размещения и соответственно продать на пике примерно через 3 месяца после размещения. Остальные неизбежно проиграют. Почему именно 3 месяца? В Америке для поддержки акций при IPO какой-либо компании на бирже в течении 3-х месяцев с момента размещения и торгов запрещены шорты на законодательном уровне. Именно на это время и приходится основной рост, а затем, как показывает практика, неизбежное падение.