Блог им. mlen

Управление опционами, основные принципы (2008->2013)

    • 10 ноября 2013, 20:58
    • |
    • mlen
  • Еще
В 2008 я ходил на курсы по опционам к легендарным Паршикову и Твардовскому. Да-да именно к тем самым авторам книги «Секреты биржевой торговли».
Сергей Валентинович раздал всем анкеты для пометок и вот теперь я хочу сравнить то, какие выводы я сделал в 2008-ом, с тем как все получилось на самом деле за 5 лет торговли опционами.

Общие принципы управления опционными позициями

1.
2008: Быть всегда в рынке.
2013: Не согласен. Нужно выбрать области эффективности стратегии. У любой даже самой лучшей опционной стратегии есть моменты эффективности и неэффективности. Их довольно просто отфильтровать, по волатильности, например.

2.
2008: Фиксировать опционы в деньгах.
2013: Не подтверждено и не опровергнуто. Если торгуешь по алгоритму, то такие фиксы съедают прибыль конечно же. Если торгуешь интуитивно, то нужно крыть длинный опцион при резком скачке прибыли, т.к. другой возможности может и не представится.
3.
2008: Планировать падение и рост.

2013: Очень нужно, но не получается. При торговле опционами необходим сценарный подход. Нужно всегда думать: «А что, если?». Но всего не угадаешь. Даже самые полные модели всегда упускают какие-то нюансы, которые могут быть для опционного трейдера полной неожиданностью. Это не удивительно, ведь опцион – функция 5-ти параметрическая. Кроме того биржа чудит. Вот что это за приколы снимать сальдирование по ГО в день экспирации? Вы думали, что у вас опционные пары друг друга перекрывают, а на самом деле нет.
4.
2008: Иметь запас.
2013: Полностью подтверждено. Опционы довольно часто дают возможность исправить ошибку, но на это нужны деньги. Резкое изменение волатильности и ГО, из-за скачков рынка, из-за приближения экспирации может неожиданно оставить без штанов. Так что всегда нужно иметь запас денег на счету.
5.
2008: Нельзя вкладывать только в одну позицию.
2013: Не согласен. Чем больше разных контрактов в портфеле, тем менее предсказуемо поведение позиции. И не важно, торгует робот или человек. Если на счету есть хороший запас средств (не менее 50%), то лучше сократить кол-во разных позиций.
6.
2008: Управлять
2013: Не обязательно. Есть стратегии в которых имеет смыл совершить сделку и ждать месяц. При торговле по алгоритму, часто роллирование, фиксирование прибыли, другое управление проигрывает статичной позиции.
7.
2008: Совершать операции сначала по неликвидному контракту, потом по ликвидному.
2013: Полностью подтвердилось. В неликвидных контрактах часто не берут заявки даже по теоретическим с плюсом ценам.
 
Управление длинными опционными позициями.
1.
2008: Избегать пирамид.
2013: Подтвердилось однозначно. Опционные позиции и так достаточно сложны, если еще и пирамидеться, то дело может плохо кончиться.
2.
2008: Если опцион теряет ликвидность, надо его продавать.
2013: Не подтвердилось. Если он расчетный или на расчетный фьючерс, то можно и оставить.
3.
2008: Если волатильность мала, то покупать 2-3 месячные опционы ближний страйк вне денег выгоднее.
2013: Не согласен. Если волатильность мала, то лучше вообще не играть от покупки.
4.
2008: Если волатильность высока, то покупать немного в деньгах.
2013: Не согласен. Если волатильность высока, то надо как раз вне денег покупать. Меньше риск и выше профит.
 
Управление короткими опционными позициями
1.
2008: Двигаться за страйком
2013: Не согласен. Если двигаться за страйком, то при отскоке вниз или вверх вероятен маржинколл.
2.
2008: Перекрывать другим опционом, а не фьючерсом.
2013: Не опровергнуто, не подтверждено. Лучше не перекрывать, а закрывать позицию, если цены позволяют.
3.
2008: Короткие опционы выигрывают чаще, но рискованны.
2013: Да, выигрывают чаще, риск такой же как и у длинных (хоть во всех книгах и написано, что риск не ограничен, конечно же он ограничен), прибыль меньше.
 
Управление комбинированными позициями
1.
2008: Продавать лучше стрэдл.
2013: Не согласен. Стрэдл лучше не продавать. Убытки могут быть колоссальными.
2.
2008: Покупать лучше стрэнгл.
2013: Справедливо только при высокой волатильности.
3.
2008: Спрэд хорошо.
2013: Только при направленной торговле по трендовой системе.
★76
48 комментариев
Спасибо. Для общего развития по опционам
avatar
Спасибо за отзыв -)
avatar
спасибо!
avatar
«Управление комбинированными позициями
1.
2008: Продавать лучше стрэдл.
2013: Не согласен. Стрэдл лучше не продавать. Убытки могут быть колоссальными.»
если в связке с «2008: Быть всегда в рынке.» и «2008: Управлять» — то убытки будут колоссальными только в случае очень редких событий, что в связке ММ (в смысле регулярного вывода профита) на длинном интервале вполне ОК.
avatar
Andrey78, по моему опыту торговли и моделированию такие события вполне себе регулярные и надо ждать именно их.

А регулярный вывод профита как раз вредит на длительных интервалах.
avatar
mlen, тут надо смотреть на проблему комплексно: если события убивающие счет на 70-80% происходят раз в 5 лет. То при среднемесяной доходности в 7-8% за чуть дольше, чем за год, мы выводим 100% счета. Прибавляем к этому доход от относительно низкорисковых активов, в которые входим ежемесячно (и накапливаемся в них на протяжении нескольких лет) — получаем больше 100% в год. С другой стороны, если же мы постоянно реинвестируем текущий доход, то мы, конечно, получаем более красивую картинку по росту счета, но редкие события становятся «смертельно» опасными и могут убить результаты работы за несколько лет.
avatar
Andrey78, а сколько лет вы уже продаете стредл? Каждый месяц?
avatar
mlen, примерно с конца 2010 года. Постоянно продан, плавно перехожу из одного месяца в другой. На росте волатильности наращиваю позицию, на падении — сокращаю. Но полностью никогда не выхожу.
avatar
Andrey78, хочу обратить ваше внимание, что это стратегия имеет периоды. Работать на РТС она начала где-то с мая 2010, а до этого была убыточной лет 5 подряд!

В какой-то момент она просто перестанет работать. Ну то есть вы понесете не разовый убыток, а будете нести убытки каждый месяц.

Причем произойдет это при росте волатильности, как-раз когда вы наращиваете позицию!

Есть еще периоды когда несколько месяцев в плюс, несколько в минус, в итоге в ноль год-два может длится.

Довольно коварная стратегия!
avatar
mlen, тут есть еще один момент: HV почти 95% времени больше IV (и до 2010 года так было) — а значит, что даже при самом тупом дельтахеджировании мы получаем положительный денежный поток пропорциональный разнице между HV и IV.
И нельзя говорить "… была убыточной 5 лет подряд..." — тут такое количество нюансов в управлении, что именно как жесткую стратегию нельзя рассматривать (это к вопросу тестирования на истории вариантов типа: каждое 15 число продал/купил стрэдл/стрэнгл — и почему это у меня ноль в итоге?)
avatar
Andrey78, я все-таки за жесткие стратегии, которые алгоритмизируются и поддаются моделированию. Все возможные варианты управления — тоже алгоритмизируются и моделируются. Если это не так, то они интуитивные.

Поясните плиз почему «денежный поток пропорциональный разнице между HV и IV». Мне это не очевидно.

По поводу «самого тупого дельтахеджирования» у Паршикова есть отличная статья. Темой номера была: www.fomag.ru/magazine/archive/2008/05-2008/. К сожалению в свободном доступе я ее не нашел. Называется «Космические объекты опционной торговли».

Если в двух словах, то вас может засосать в черную дыру убытков при динамическом рехеджировании, когда рынок будет колебаться у границ зоны безубытка -)
avatar
mlen, про HV и IV: — продаем мы опционы исходя из IV, а теряем на дельтахедже (при отрицательной гамме) пропорционально реализованной волатильности. Т.е чем выше HV, тем больше операций (или контрактов) хеджирования мы делаем и тем сильнее теряем. Чем больше разница между HV и IV (т.е, чем сильнее рынок ошибся в предсказании будущих колебаний) тем выше прибыль (убыток, в случае HV больше IV).

К вопросу о «засосать в черную дыру» — тут мы должны отделить «тупое дельтахеджирование» от «не очень тупого» :) И это как раз и есть те самые нюансы управления формализовать которые очень трудно (для меня).

А вообще, для себя, я считаю, что чем меньше я задействую фьючерс в выравнивании дельты — тем лучше я торгую. Т.е стараюсь ровнять дельту покупкой/продажей только опционов.
avatar
mlen, не согласен.
лучше конечно продавать не один стредл, а несколько по движению БА
однако нужен большой запас по депо…
при достаточно большом запасе по депо ММ выигрывает почти всегда )
Гусев Михаил(debtUM), ну вот вам ТИПИЧНЫЙ сценарий, довольно характерный для нашего рынка.

Продаете стредл
t=30 дней. F=150000
t=10 дней F=135000
t=0,1 день F=135000

Т.е. за 20 дней падаем на 3 страйка и идем в бок. Допустим IV возрастает не сильно до 30%.

Попробуйте на модели продать несколько стредлов по движению БА!
avatar
Andrey78, согласен с вашим мнением!
грамотно!!! на 99%))
1% несогласия — это:
«2008: Продавать лучше стрэдл.
2013: Не согласен. Стрэдл лучше не продавать. Убытки могут быть колоссальными. „

связки лил, лью, и буду лить) самый классный залив — это залив связок. и никаких “колоссальных убытков», если есть чёткое понимание управления.
а так с удовольствием плюсанул
avatar
Ra_Ivanych, а давно торгуете коротким стредлом? С какого года? Как регулярно? Прямо каждый месяц?

При каких условиях закрываете или хэджируете позицию?
avatar
mlen, при низкой Волатильности лучше покупать Стрэнгл?
avatar
Brahman, как раз при низкой волатильности лучше ничего не покупать, даже саму волатильность покупать не стоит, хотя казалось бы это логично и в книжках написано -)
avatar
mlen, продать стрэнгл?)
avatar
mlen, а если вола уже очень давно низкая почему бы ее не купить немножко для начала?
avatar
Brahman, потому что низкой она может быть сколь угодно долго. А возможные колебания волатильности вверх будут съедаться распадом временной премии опционов.
avatar
mlen, покупать стоит не просто на низкой, а именно на ожиданиях что она в моменте выстрелит!
например перед ФРС
Гусев Михаил(debtUM), а вам прям удается наварить на выстреле волатильности перед ФРС? Напишите плиз сколько пунктов получается. Я не замечал каких-то прямо интересных выносов волатильности перед событиями на которых можно стабильно зарабатывать.
Хотя идея интересная, не проверял пока и не считал.
avatar
mlen, связки лил где-то с 97го ещё на спб фьюч бирже, но после 98го сами понимаете, пришлось идти на паперть милостыню просить… с тех пор многое понял по управлению… и в такие ситуации уже не попадал, 2008й самый прибыльный год у меня был, правда я тогда всю прибыль получал на продаже маржевых денег (опцы немаржируемые были)…
но детали по управлению долго рассказывать, многое у меня в топиках есть, повторяться не хочется…
но главное, на мой взгляд, понимать, когда их надо продавать, а когда лучше всё закрыть, подождать новой месячной серии, и тогда уже выстраивать дальше какую-нибудь новую схему…
avatar
Ra_Ivanych, ну то есть вы не были постоянно в рынке с этой стратегией, а нащупали диапазон эффективности?
Вот с этим я согласен -)
avatar
mlen, это так))
но всё-таки утверждение «Продавать лучше стрэдл.» является безусловным. при этом слово «стрэддл» вполне можно заменить и на «стрэнгл», но вот слово «продавать» лучше ни на что не менять))
avatar
Ra_Ivanych, согласен. Тут главное «Продавать» — это вообще главное слово. Причем от продажи и 2008 и 1998 вполне себе переживаются, если грамотно продавать -)
avatar
благодарю за труд и выстраданный грааль.
Без анализа прошлого — нет достойного будущего. Хороший пост. С удовольствием плюсанул. Тонко подмечен не очевидный вывод про низкую волатильность и покупку.
avatar
Гном, О! Маэстро меня заметил.
Я кстати давно хотел что-нибудь про опционы написать. Вдохновился вашими постами -)
avatar
+
Вот просто ПЛЮС, и ничего больше!
Даже несмотря на «продавать стрэддл»)))))
avatar
в целом выводы верные, за статью +
вопрос автору — если не продавать стренгл то что вообще продавать?
или у вас все стратегии строго от покупки?
Гусев Михаил(debtUM), суть в том, что нет опционной стратегии, которая бы стабильно работала 10 лет из месяца в месяц.

С течением времени ломается все: и дельтахеджовые алгоритмы, и даже опционно-арбитражные!

Я сейчас пришел к тому, что у опционной стратегии должны быть «область эффективности». И когда мы говорим об опционных стратегиях, нужно эту область эффективности выявить, формально описать и проверить.

Очевидно, например, что область эффективности стратегии «длинный стреддл» — высокая волатильность, а область эффективности стратегии «короткий стреддл» — низкая волатильность.

Сейчас волатильность низкая, вот все и кайфуют по короткому стредлу -)

Конечно же я сейчас тоже продаю опционы. Будет высокая волатильность — буду покупать -)
avatar
mlen, кхм-кхм… наоборот!
avatar
Благодарю
Вопрос
7.
2008: Совершать операции сначала по неликвидному контракту, потом по ликвидному.
2013: Полностью подтвердилось. В неликвидных контрактах часто не берут заявки даже по теоретическим с плюсом ценам.
Речь идет об закрытии позициЙ?
Напишите пожалуйста об азах хеджирования акциЙ.
avatar
aster, речь идет и о закрытии и об открытии.
Отвечу неожиданно. Залог успеха хеджирования на самом деле в двух вещах:
1. Эффективная система сценарного моделирования получившейся позиции акции-опционы. Я такой пока не видел в открытой продаже.
2. Робот для отслеживания хороших цен по стаканам с автопокупкой/продажей. Если речь о нашем неликвидном рынке.

Ну а сама теория везде описана, вот только руками серьезно это делать нельзя, я так считаю.
avatar
спасибо! в очередной раз подтвердилось, что книги о торговле пишут в основном те кто не зарабатывает денег на бирже:D, вероятнее всего это же и к семинарщикам относится ))))
avatar
SMA, что люди хотят читать, то и пишут :-)
Пример не популярной книги, потому что трудная, но ооооочень информативной:
Charles Cottle, Options trading: the hidden reality.
avatar
SMA, это не так. В книгах все хорошо написано. Другой вопрос, что требуется глубокое осознание и практика, чтобы воспринять и применить то, что написано в книгах.
Часто хочется оперировать тем, что лежит на поверхности и доступно, а это не работает. Отсюда и складывается ощущение от бесполезности книг и семинаристов.
avatar
«2008: Продавать лучше стрэдл.
2013: Не согласен. Стрэдл лучше не продавать. Убытки могут быть колоссальными.»
Согласен на 99%. 1% — для тех, у кого очень большое депо + полное понимание всех рисков и вариантов управления. И еще немного удачи ;-)
Для всех остальных лучше продавать лимитированные аналоги; меньше затраты — больше доходность. Конечно, понимание как управлять позицией остается.

«2008: Спрэд хорошо.
2013: Только при направленной торговле по трендовой системе.»
Спред — хорошо всегда, как абсолютный ограничитель риска. При трендовой торговле, опять же, важно управление.
avatar
doctor, ну вот да! Напродают стреддлов, а потом к брокеру бегут разбираться что с этим делать вообще.
Лимитированные аналоги сложны в управлении, кстати. Они в оперировании сложны, в моделировании, и в закрытии-открытии из-за неликвидности хвостов. В 4-х опционах проще заблудиться, чем в двух.

Ну вот «спред-хорошо всегда» попортил мне очень. ОЧЕНЬ много крови. Так я и не нашел где же он хорош, кроме воспроизведения какого нибудь направленного торгового алгоритма.
Может вы знаете еще примеры?
avatar
mlen, примеры есть, времени пока нет все оформить и выложить у себя на сайте.
Правда на российском рынке с его ликвидность, и расстоянием между страйками, не уверен, что большая их часть применима. Говорю «не уверен», потому что подробно не анализировал российский рынок, только беглым взглядом окинул, не впечатлился, и забил :)
avatar
Хороший пост. Логично и последовательно.
С чем не согласен.
Никогда не буду покупать стредл (если только не накануне ФРС правильно Гусев Михаил написал), тем более стренгл (просто никогда).
Продавать стредл и стренгл можно при любой волатильности при малом первом заходе. А успех торговли опционами будет зависеть от ИСКУССТВА управления и ( то есть отшлифованным алгоритмом действий).
avatar
Urwald, а я буду покупать и стредл и стренгл, если на рынке сложится удачная для этого ситуация.

Канун ФРС не является такой ситуацией на мой взгляд.
avatar
mlen, согласен, канун ФРС, также как и другие подобные бинарные события, не являются удачной ситуацией для покупки стреддла или стрэнгла. Честно говоря, вообще не вижу никакого смысла строить долгосрочную стратегию на ставках на подобные события.
avatar
Urwald, ИСКУССТВО УПРАВЛЕНИЯ +++++++++
avatar
виртуально плюсанул
avatar

теги блога mlen

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн