Блог им. FZF
Психологический эксперимент швейцарских и американских ученых показал, что нормы и ценности банковской культуры благоприятствуют мошенническим поступкам. Результаты исследования представлены в журнале Nature.Чтобы выявить, насколько работа в банке поощряет людей быть бесчестными, ученые привлекли в качестве добровольцев 128 сотрудников крупного международного банка. Людей в случайном порядке разбили на две группы. Членов первой подробно опросили об их профессиональных обязанностях. Членам второй, контрольной группы, задавали вопросы общего характера («Насколько часто вы смотрите телевизор?», например).Потом добровольцам предложили подбрасывать монетку десять раз подряд. Перед каждым броском им сообщали, принесет денежный приз орел или решка. В контрольной группе сообщили о 51,6 процента выигрышных бросков, а в экспериментальной — о 58,2 процента. Как оказалось, четверть участников экспериментальной группы (тем, кому активно напоминали об их профессии) сжульничала. Такой эффект наблюдался только среди банковских служащих: аналогичный эксперимент с участием представителей других профессий не показал скачка в бесчестном поведении.Ученые рассмотрели влияние этнического фактора на биржевые спекуляции
Спекулятивные пузыри — ажиотажная спекуляция товарами или ценными бумагами по завышенным ценам — чаще надуваются и лопаются, когда на рынках играют люди одной национальности, выяснили американские ученые. К чужакам игроки на бирже относятся с большей осторожностью и подозрительностью, и поэтому менее склонны принимать на веру завышенные или заниженные ими цены. Результаты исследования приводит журнал Proceedings of the National Academy of Sciences.При контакте представителей различных народов (в рамках одного коллектива, города, региона) нередко возникают трения и сложности с взаимопониманием. Напротив, люди одной национальности больше склонны доверять друг другу, подчеркивают ученые. В малом коллективе это часто бывает полезно, однако на уровне рынка это приводит к опасным последствиям: экономические субъекты рискуют переоценить здравомыслие этнически близких им игроков.Эта гипотеза нашла подтверждение в ходе экспериментальной биржевой игры. Один ее раунд прошел в Юго-Восточной Азии (с участием китайцев, индийцев и малайцев), другой — в США (с участием белых, латино- и афро-американцев). Все участники исследования имели опыт работы в бизнесе. Ученые предложили им играть в биржевой симулятор в этнически однородных коллективах — или «разбавляя» их представителями этнических меньшинств. Все добровольцы видели, с кем именно они играют.В этнически однородных коллективах спекулятивные пузыри надувались гораздо быстрее, и игроки принимали гораздо больше неверных решений. «Стадное поведение» проявилось более явно, чем в играх с участием трейдеров, представляющих разные народы. В итоге при контакте трейдеров разной национальности цена активов на рынке на 58 процентов больше соответствовала реальной цене.В заключение ученые отметили, что этническое разнообразие и мультикультурализм полезны не только новыми навыками и необычным взглядом на вещи, который приносят представители других народов и культур. Само присутствие этнически «других» в деловом пространстве (и связанная с ним недоверчивость в отношениях) способствует осторожности в принятии решений, что помогает предотвратить перегрев рынков и образование спекулятивных пузырей.