Блог им. Mindspace
Отчетность, как бикини, открывает, но не все.
Продолжаем читать отчетность компании. Разобравшись с балансом, можно переходить к более важному отчету компании — о прибылях и убытках. Почему более важному? Потому что именно прибыль (а точней, ее рост) толкает курс бумаг вверх и умножает доходы акционера. Конечно, акции могут расти и на ожиданиях, но такой авантюрный разгон меня не вдохновляет. Рынок — не казино, а акции — не игральные фишки: за каждой из них стоит реальный бизнес, который инвестору следует знать. И изучение отчета о прибылях и убытках как раз способствует этому знанию.
Найти финансовые отчеты, в том числе, и отчет о прибылях и убытках, можно на сайте компании в разделе Investor’s relations (Связь с инвесторами) или на финансовых ресурсах вроде Yahoo! Finance, Morningstar.com или Wall Street Journal.
На финансовых сайтах нужно ввести в строку поиска тикер компании, перейти в раздел Financials (Финансы) и выбрать Income Statement (Отчет о прибылях и убытках). На примере компании Intel Corp. данные ссылки выглядят так:
Состав и принцип формирования отчета о прибылях и убытках проще понять, если знать, из чего в бизнесе складывается доход и как образуется чистая прибыль. Подробней об этом я пишу здесь, но по ходу обзора мы рассмотрим этот процесс.
В самой верхней строке отчета отражается выручка от продаж (Revenue/Sales), а ниже идут данные о понесенных затратах (Expenses), которые в той или иной мере повлияли на результат — величину чистой прибыли (Net Income) или убытка (Loss).
При этом, согласно принципу начисления, все доходы и затраты в отчете отражаются в момент их совершения, а не в момент получения оплаты. Другими словами, у компании может быть «бумажная» прибыль, но отсутствовать кэш. Для инвестора понимание этого принципа — архиважный момент. Он напоминает ему о том, что прибыль компании и реальные деньги не есть одно и то же.
Состав основных статей отчета о прибылях и убытках
Revenue/Sales (Выручка от продаж): объем чистой выручки (за минусом скидок и возвратов товаров), которую компания получила за отчетный период от реализации товаров и/или услуг, в том числе при продаже в кредит, то есть с отсрочкой платежа.
Cost of Revenue (Себестоимость): расходы, которые компания понесла для того, чтобы произвести продукцию и/или предоставить услуги. Это переменные (прямые) затраты, и называются они так потому, что их уровень изменяется вместе с объемом продаж. К ним относятся затраты на товары, сырье и материалы, сдельная зарплата рабочих, оплата электроэнергии, транспортные расходы. Разница между выручкой от продаж и объемом переменных затрат образует величину маржинальной или валовой прибыли.
За счет валовой прибыли бизнес покрывает свои операционные расходы и по ее величине можно судить о том, насколько компания способна себя содержать.
Операционные расходы (Operating Expense, сокр. OPEX): накладные расходы на ведение бизнеса, организацию и развитие продаж. Такие затраты называются постоянными (косвенными), потому что их уровень не зависит от объема продаж или производства. В состав операционных расходов в отчете о прибылях и убытка входят следующие статьи:
Разница между валовой прибылью и объемом постоянных затрат дает величину операционной прибыли или убытка (Operating Income/Loss).
Величина операционной прибыли характеризует эффективность операционной (основной, текущей) деятельности компании, то есть той, ради которой она и создавалась.
Операционная прибыль, прочие доходы и расходы в совокупности формируют прибыль до налогов и процентов (Earnings Before Interest and Tax, EBIT). Ее величина определяется правилами финансового учета и может не совпадать с прибылью, рассчитываемой по налоговым правилам (разница между ними приводит к возникновению отложенных налоговых обязательств).
Далее из операционной прибыли в отчете вычитаются следующие статьи:
В результате чего образуется чистая прибыль от операций (Net Income From Continuing Ops) — доход, получаемый компанией от ее основной деятельности.
Время от времени в отчете о прибылях и убытках могут появляться единовременные расходы (Non-recurring Events), включающие такие статьи, как:
Чистая прибыль или убыток (Net Income/Loss) является итогом отчета, а ее величина переносится на счет нераспределенной прибыли в балансе и увеличивает (или уменьшает) размер собственного капитала (Stockholders' Equity) компании, чем, собственно, связывает два этих отчета.
Начинать анализ отчета о о прибылях и убытках необходимо с того, что генерит бизнесу прибыль, то есть с продаж (Sales/Revenue). Они для компании - главный источник дохода. И первое, что здесь важно понять, растут они или снижаются. Выявить тренд мне помогают данные по выручке за 3-5 лет и в предыдущих кварталах. Найти их в процентном и абсолютном значениях можно на сайте Morningstar.com в разделе Financals. На примере компании Intel Corp. они выглядят так.
Далее, как и в случае с балансом, я провожу горизонтальный и вертикальный анализ, и выясняю, какие статьи отчета изменились больше всего и как их изменение повлияло на результат.
Анализируя результаты продаж, я учитываю влияние сезонности и экономических циклов, а если компания ведет бизнес за рубежом, то и колебания курсов валют. Затем темпы роста продаж я соотношу с размером инфляции. Это мне позволяет понять, был ли в компании реальный рост. Так, если при 5%-ной инфляции выручка прирастала на 3%, то никакого роста не произошло, так как доход от продаж не покрыл даже инфляцию.
Далее темпы роста продаж я сравниваю с динамикой себестоимости (Cost of Revenue/Cost of Goods Sold): их изменение должно быть пропорционально объему продаж. Другими словами, себестоимость и продажи должны прирастать схожими темпами. Опережающий рост выручки над себестоимостью — хороший знак. Если же себестоимость растет быстрее продаж, это снижает маржу и повышает риски убытка при дальнейшем падении продаж.
В свою очередь, рост себестоимости без увеличения продаж ухудшает рентабельность бизнеса и повышает инвестиционные риски. Для того, чтобы оценить эти риски, я всегда стараюсь понять, что привело к увеличению себестоимости. Это может быть рост затрат на сырье и материалы или (что хуже) снижение цен.
Валовый или маржинальный доход называют еще суммой покрытия, так как это — та часть выручки, которая остается в компании на покрытие ее постоянных затрат. И уровень этих затрат напрямую влияет на размер чистой прибыли и рентабельность инвестиций. Поэтому следующее, что я анализирую - это затраты.
Оценивая долю каждого вида затрат в общем объеме расходов (Total Operating Expenses), я прежде всего смотрю на коммерческие (Selling General and Administrative Expences) и расходы на исследование и разработку (Research Development). Их величину и изменение я соотношу с профилем компании.
Очевидно, что для производственных и технологичных компаний, вроде Intel, основной объем затрат должен приходиться на разработку, а не продажи и продвижение. В то время, как для торговой компании, вроде Weight Watchers, наоборот, на стимулирование сбыта.
Об эффективности данных затрат я сужу по темпам роста продаж. Так, если коммерческие затраты растут быстрее, чем выручка, то это значит, что расходы на продвижение себя не оправдали и всплеска продаж не произошло.
При этом резкое увеличение затрат на разработку, особенно на фоне растущих расходов на амортизацию (Depreciation & Amortization Expense), может указывать на изменения на рынке. Например, это хорошо видно в отчетах Intel за 2009-2013 гг, когда мобильные технологии полностью изменили рынок ПК.
Анализируя неоперационные (внереализационные) расходы компании, я оцениваю такие статьи, как Interest Expense (Расходы на выплату процентов) и Income Tax Expense (Сумма налога на прибыль). По статье Income Tax Expense можно узнать, сколько компания платит налогов.
В свою очередь, статья Interest Expense (Расходы на выплату процентов) позволяет понять, использует ли бизнес заемные средства и сколько платит за их привлечение. Для того, чтобы выяснить, насколько легко компании обслуживать долг, я рассчитываю коэффициент покрытия процентов.
Чем ниже коэффициент покрытия процентов, тем выше риски инвестора. При коэффициенте < 1,5 у бизнеса возникают проблемы с обслуживанием долга; коэффициент < 1 приближает компанию к банкротству.
В завершении анализа затрат я оцениваю прибыль от операций (Operating Income): ее величина мне дает представление о том, насколько бизнес компании ресурсоемкий, управляемый с точки зрения затрат и, как следствие, привлекательный для инвестиций.
Добравшись до показателя чистой прибыли (Net Income), я изучаю его динамику и сравниваю с изменением темпом роста продаж. Хорошо, когда чистая прибыль опережает продажи. Это говорит об эффективности компании и указывает на ее потенциал.
Кроме этого меня, как инвестора, интересует объем чистой прибыли, приходящейся на обыкновенные акции. Поэтому я всегда смотрю на статью Net Income Applicable To Common Shares. По динамике данной статьи можно понять, как менялся объем акций компании в обращении и не размывался ли доход их владельцев.
Оценивая показатель чистой прибыли, я всегда помню о том, что им легко управлять (как именно, я пишу здесь). В связи с этим для оценки эффективности бизнеса я прежде всего опираюсь на операционную прибыль и коэффициенты валовой и операционной маржи (или рентабельности). Рассчитываются данные коэффициенты так:
Коэффициент валовой маржи показывает, сколько прибыли «сидит» в объеме продаж и отражает ценовую гибкость компании. Другими словами, позволяет судить о возможности компании снизить цены при усилении конкуренции.
Коэффициент операционной маржи (Operating Margin) показывает, какой объем прибыли приносит компании ее основной бизнес и дает представление об эффективности управления. Подробнее о коэффициентах рентабельности и их важности для выявления потенциала компании я пишу здесь.
Таков мой метод анализа отчета о прибылях и убытках. И если сформулировать кратко, то его алгоритм предполагает взгляд на компанию глазами инвестора, в частности, проведение оценки:
и поиск ответов на следующие вопросы:
Как видно, отчет о прибылях и убытках позволяет сделать начальные выводы о том, как компания ведет свой бизнес, но не дает представление о том, сколько денег она создает. Об этом знает третий отчет — о движении денежных средств (Cash Flow Statement). О том, что он из себя представляет и на что в нем смотреть, я поделюсь с вами в отдельном обзоре. Следите за обновлениями блога.
Sapienti sat,
Оксана Гафаити,
автор MindSpace.ru, частный инвестор.Понравился пост? Поделитесь с друзьями.
Напишите, что думаете, в комментариях ниже.
Полагаю поговорим не без взаимного удовольствия ( на что искренне надеюсь )…