Блог им. option-systems
«Я не знаю, успели ли вы прочитать документ, опубликованный на днях, – это «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ», который озвучил Президент Казахстана. Хочу сказать, что, прочитав этот документ, испытал культурный шок, напоминает программу правительства Сингапура, да и многие страны Европы могли бы позавидовать.
План реформ, составленный переизбранным недавно президентом Нурсултаном Назарбаевым, способен превратить Казахстан в «принципиально другое государство», даже если будет реализован лишь наполовину» – заявил президент Сбербанка Герман Греф в своем выступлении на Астанинском экономическом форуме.
Рекомендую прочесть две статьи на эту тему в Ведомостях:
Казахстан реформирует модель госуправления
Я давно присматривался к фондовым рынкам ближайших наших соседей – бывших республик СССР, а точнее, там где, был фондовый рынок, хотя бы зачаточном виде, помимо России и стран Балтии, это были только Украина и Казахстан.
В октябре 2013 года в журнале Financial One была опубликована моя статья на эту тему.
Пора поднять старые наработки и еще обновить данные по Казахстану. Это интересно. Я анонсирую начало нового проекта — «Разумный инвестор. Казахстан».
Масштабный проект модернизации Казахстана, представленный Назарбаевым накануне недавних президентских выборов, обретает реальные очертания. В опубликованном на днях в «Казахстанской правде» документе «100 шагов» стратегические замыслы сочетаются с конкретными инструкциями по их реализации.
Казахстан планирует ради привлечения иностранного капитала создать в Астане государство в государстве – финансовый центр с собственной юрисдикцией на английском языке и независимыми судами. МФЦ может стать полигоном для обкатки судебной реформы. Она предусматривает организацию специальных судов для рассмотрения инвестиционных споров, международного совета для внедрения передовых мировых практик в судебную систему. Для обеспечения равенства сторон в уголовном процессе планируется создать институт следственных судей, введение которого в России недавно отвергла Генпрокуратура.
Не менее интересны планы реформирования органов власти и создания подотчетного и прозрачного государства. Среди ключевых целей «100 шагов» – компактный, компетентный и удобный для граждан госаппарат и высокие места в международных рейтингах развития и бизнес-климата. Чтобы их достичь, в Астане намерены тщательно отбирать чиновников, строго контролировать их доходы и расходы, поставить их вознаграждение и карьеру в зависимость от результатов, а не умения писать красивые отчеты. Эти цели отчасти совпадают с задачами, поставленными в майских указах Владимира Путина трехлетней давности.
В России административная реформа продолжается с 2003–2004 гг., но цели достигнуты лишь отчасти. Важные посты на госслужбе и в госкомпаниях регулярно получают родственники видных бюрократов, меритократические принципы продвижения по службе применяются избирательно, зарплата чиновника почти не зависит от результата. Сайты министерств и ведомств недостаточно информативны для граждан и бизнесменов. В администрации президента и правительстве там вознаграждение и карьера госслужащего уже в значительной мере зависят от результативности. В будущем надзор за чиновниками «сверху» планируется дополнить общественным контролем.
Новый план реформ госслужбы встретит сопротивление среднего звена бюрократии, пытающегося защитить клановые и материальные интересы. Но у нового витка реформ высокие шансы на успех благодаря политической воле. В Казахстане сложился значительный слой энергичных бюрократов моложе 40, получивших качественное зарубежное образование. Они понимают, что прежняя модель экономики и государства устарела. Их представления о современном государстве, похожем на Сингапур или Малайзию, пользуются поддержкой на высшем уровне – по крайней мере пока они не угрожают личной власти.
Публикую 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ Главы государства Нурсултана Назарбаева
«100 конкретных шагов» — это ОТВЕТ НА ГЛОБАЛЬНЫЕ И ВНУТРЕННИЕ ВЫЗОВЫ и одновременно ПЛАН НАЦИИ ПО ВХОЖДЕНИЮ в 30-ку развитых государств в новых исторических условиях.
«100 конкретных шагов» придадут нашей стране такой ЗАПАС ПРОЧНОСТИ, который позволит уверенно ПРОЙТИ СЛОЖНЫЙ ПЕРИОД испытаний, НЕ СБИТЬСЯ С ПУТИ реализации Стратегии-2050 и УКРЕПИТЬ КАЗАХСТАНСКУЮ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ.
План закладывает коренные преобразования в обществе и государстве, главная цель которых — «ЛЕЧЕНИЕ СИСТЕМНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ», А НЕ СГЛАЖИВАНИЕ ИХ «ВНЕШНИХ СИМПТОМОВ».
I. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА
1 шаг МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРОЦЕДУРЫ ПОСТУПЛЕНИЯ НА ГОССЛУЖБУ.
Поступление на службу должно начинаться С НИЗОВЫХ ДОЛЖНОСТЕЙ.
2 шаг Отбор кандидатов на низовые должности и дальнейшее карьерное продвижение должны осуществляться на основе КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА.
3 шаг ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕДУРЫ ОТБОРА впервые поступающих на государственную службу за счет УСИЛЕНИЯ РОЛИ АГЕНТСТВА ПО ДЕЛАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН. Внедрение трехступенчатой системы отбора.
4 шаг ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ СРОК для впервые поступивших на государственную службу ПО ФОРМУЛЕ 3 + 3 (рубежный контроль соответствия через три месяца и через шесть месяцев соответственно).
5 шаг ПОВЫШЕНИЕ оплаты труда государственных служащих в зависимости от результатов деятельности.
6 шаг ПЕРЕХОД НА ОПЛАТУ ТРУДА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ.
Для госслужащих — выполнение годовых индивидуальных планов; для госорганов — выполнение стратегических планов; для министров и акимов — специальные индикаторы качества госуслуг, качества жизни, привлечения инвестиций; для членов Правительства — интегральные макроэкономические индикаторы.
7 шаг Введение РЕГИОНАЛЬНЫХ КОРРЕКТИРУЮЩИХ КОЭФФИЦИЕНТОВ К ДОЛЖНОСТНОМУ ОКЛАДУ государственных служащих.
8 шаг ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ СЛУЖЕБНОГО ЖИЛЬЯ ротируемым госслужащим на период исполнения должностных обязанностей БЕЗ ПРАВА ПРИВАТИЗАЦИИ.
9 шаг ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ СИСТЕМЫ РЕГУЛЯРНОГО ОБУЧЕНИЯ ГОССЛУЖАЩИХ — повышение квалификации не реже одного раза в три года.
10 шаг ПЕРЕХОД НА КОНКУРСНЫЙ ОТБОР ДЛЯ КАРЬЕРНОГО ПРОДВИЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ. Укрепление принципа меритократии за счет выдвижения на вышестоящие должности корпуса «Б» только по конкурсу из числа госслужащих, занимающих нижестоящие должности.
11 шаг Допуск к работе на госслужбе ДЛЯ ЗАРУБЕЖНЫХ МЕНЕДЖЕРОВ, ОТДЕЛЬНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ИЗ ЧАСТНОГО СЕКТОРА И ГРАЖДАН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН — СОТРУДНИКОВ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. Их назначение может осуществляться по особым требованиям и отдельному перечню должностей. Этот шаг делает государственную службу открытой и конкурентоспособной системой.
12 шаг ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ ЭТИЧЕСКИХ ПРАВИЛ. Разработка нового Этического кодекса госслужбы. Введение должности уполномоченного по вопросам этики.
13 шаг УСИЛЕНИЕ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ, в том числе с разработкой нового законодательства. Создание в Агентстве по делам госслужбы и противодействию коррупции антикоррупционного спецподразделения для системного предупреждения и профилактики коррупционных правонарушений.
14 шаг Принятие НОВОГО ЗАКОНА О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ, распространяющегося на служащих всех государственных органов, в том числе и правоохранительных.
15 шаг Проведение КОМПЛЕКСНОЙ АТТЕСТАЦИИ ДЕЙСТВУЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ после принятия нового закона о госслужбе, усиления квалификационных требований и внедрения новой системы оплаты труда.
II. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЕРХОВЕНСТВА ЗАКОНА
16 шаг ОПТИМИЗАЦИЯ ИНСТАНЦИЙ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ ДЛЯ УПРОЩЕНИЯ ДОСТУПА ГРАЖДАН к ПРАВОСУДИЮ. Переход ОТ ПЯТИСТУПЕНЧАТОЙ СИСТЕМЫ ПРАВОСУДИЯ (первая, апелляционная, кассационная, надзорная и повторная надзорная) К ТРЕХУРОВНЕВОЙ (первая, апелляционная, кассационная)
17 шаг УЖЕСТОЧЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ТРЕБОВАНИЙ И МЕХАНИЗМОВ ОТБОРА КАНДИДАТОВ на судейские должности. Обязательная норма — 5 лет стажа участия в судебных процессах. Внедрение системы ситуационных тестов для проверки профессиональных навыков и умений. Кандидаты в судьи будут проходить ГОДИЧНУЮ СТАЖИРОВКУ В СУДАХ с выплатой стипендии. После завершения годичной стажировки судьи будут проходить ГОДИЧНЫЙ ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД.
18 шаг Выделение ИНСТИТУТА ПРАВОСУДИЯ ИЗ СТРУКТУРЫ АКАДЕМИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ЦЕЛЯХ усиления взаимосвязи обучения и судебной практики. Данный институт будет функционировать при Верховном суде и обеспечивать повышение квалификации действующих судей на регулярной основе.
19 шаг УСИЛЕНИЕ ПОДОТЧЕТНОСТИ СУДЕЙ. Разработка НОВОГО ЭТИЧЕСКОГО КОДЕКСА СУДЕЙ, на основе которого граждане могут обжаловать действия судей в специально созданном СУДЕБНОМ ЖЮРИ при Верховном суде страны.
20 шаг ВНЕДРЕНИЕ АУДИОВИДЕОФИКСАЦИИ ВСЕХ СУДЕБНЫХ ПРОЦЕССОВ в обязательном порядке. Судья не должен иметь возможностей для приостановки записи или редактирования материалов аудиовидеофиксации.
21 шаг Расширение области применения суда присяжных. Законодательное определение категории уголовных дел, по которым СУД ПРИСЯЖНЫХ ДОЛЖЕН ЯВЛЯТЬСЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ.
22 шаг ОБЕСПЕЧЕНИЕ БАЛАНСА МЕЖДУ ОБВИНЕНИЕМ И ЗАЩИТОЙ В СУДАХ за счет поэтапной передачи следственному судье полномочий по САНКЦИОНИРОВАНИЮ ВСЕХ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ, ОГРАНИЧИВАЮЩИХ КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА.
23 шаг Создание отдельного СУДОПРОИЗВОДСТВА ПО ИНВЕСТИЦИОННЫМ СПОРАМ. Организация в Верховном суде ИНВЕСТИЦИОННОЙ КОЛЛЕГИИ для рассмотрения споров с участием крупных инвесторов.
24 шаг Создание в г. Астане МЕЖДУНАРОДНОГО АРБИТРАЖНОГО ЦЕНТРА АІҒС на примере опыта в Дубае.
25 шаг Создание Международного совета при Верховном суде РК для внедрения ЛУЧШИХ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ С УЧАСТИЕМ АВТОРИТЕТНЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ СУДЕЙ И ЮРИСТОВ.
Совет будет консультировать Верховный суд по вопросам совершенствования казахстанского правосудия.
26 шаг Сокращение УЧАСТИЯ ПРОКУРОРА в суде по гражданско-правовым спорам для упрощения судебных процедур и ускорения судебного процесса. Внесение соответствующих поправок в Гражданский процессуальный кодекс.
27 шаг Дальнейшее развитие института частных судебных исполнителей. ПОЭТАПНОЕ СОКРАЩЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ.
28 шаг УЛУЧШЕНИЕ СИСТЕМЫ ОТБОРА сотрудников полиции НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОГО ПОДХОДА.
Внедрение специальной системы тестирования кандидатов в сотрудники и действующих сотрудников полиции для проверки личностных качеств и профессиональных навыков.
29 шаг ВКЛЮЧЕНИЕ РАБОТНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В СИСТЕМУ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ. Введение единых правил прохождения службы с учетом ведомственных особенностей каждой правоохранительной службы.
30 шаг Создание МЕСТНОЙ ПОЛИЦЕЙСКОЙ СЛУЖБЫ, подотчетной местным исполнительным органам и местному сообществу. Компетенция местной полицейской службы: вопросы охраны общественного порядка, противодействия бытовой преступности, дорожно-патрульная служба, «нулевая» терпимость к мелким правонарушениям. Сотрудники дорожно-патрульной полиции будут обеспечены видеорегистраторами, которые зафиксируют все, что сотрудник полиции делает в течение патрульной смены.
31 шаг Обеспечение прозрачности полиции за счет создания СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ СОВЕТОВ ПО РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБ ГРАЖДАН на действия полицейских, нарушающих этические нормы. СТАТУС И ПОЛНОМОЧИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ СОВЕТОВ БУДУТ ЗАКРЕПЛЕНЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНО.
32 шаг Создание интернет-портала «КАРТА УГОЛОВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ» на основе национальной информационной системы «Карта уголовных правонарушений». На карте будут отмечаться все уголовные правонарушения, совершаемые в стране, в сроки не позднее одной недели после совершения. Это ПОЗВОЛИТ ОБЩЕСТВЕННОСТИ КОНТРОЛИРОВАТЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ.
33 шаг Выстраивание эффективной системы социальной реабилитации граждан, освободившихся из мест лишения свободы и находящихся на учете службы пробации. Разработка КОМПЛЕКСНОЙ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ и СТАНДАРТА СПЕЦИАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ для таких граждан.
34 шаг Модернизация пенитенциарной инфраструктуры в рамках РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА. Изучение международного опыта и выработка предложений по привлечению частного сектора в строительство, содержание и управление пенитенциарными учреждениями.
III. ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ
35 шаг ВВЕДЕНИЕ В РЫНОЧНЫЙ ОБОРОТ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬХОЗНАЗНАЧЕНИЯ с целью их эффективного использования. Внесение изменений в ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС И ДРУГИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ.
36 шаг Упрощение процедуры СМЕНЫ ЦЕЛЕВОГО НАЗНАЧЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА. Регулярный мониторинг использования сельхозземель. Передача всех неиспользуемых угодий в ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФОНД ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕЙ ПРИВАТИЗАЦИИ.
37 шаг Оптимизация налоговых и таможенных политик и процедур. Сокращение количества таможенных ставок Единого таможенного тарифа по модели «0-5-12» в рамках однородных товарных групп на 6 знаках ТН ВЭД.
38 шаг Введение принципа «единого окна» при прохождении таможенных процедур экспортерами и импортерами. Развитие системы электронного декларирования (внедрение автоматизированной системы таможенной очистки товаров). Сокращение количества документов для экспорта и импорта и времени их обработки.
39 шаг ИНТЕГРАЦИЯ ТАМОЖЕННОЙ И НАЛОГОВОЙ СИСТЕМ.
Импортер будет отслеживаться в целях налогообложения от момента ввоза товара на территорию Казахстана до его реализации.
40 шаг ВВЕДЕНИЕ РЕЖИМА ТАМОЖЕННОЙ ОЧИСТКИ «ПОСТФАКТУМ». Предоставление отдельным категориям участников ВЭД возможности выпуска товара до подачи декларации на товары.
41 шаг УПРОЩЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ИМУЩЕСТВА И ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ. Внесение изменений и дополнений в действующее законодательство.
42 шаг ВНЕДРЕНИЕ ВСЕОБЩЕГО НАЛОГОВОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ с 1 января 2017 года для государственных служащих с последующим поэтапным переходом для всех граждан.
43 шаг СОЗДАНИЕ СЕТИ ЦЕНТРОВ ДЛЯ ПРИЕМА И ОБРАБОТКИ НАЛОГОВЫХ ДЕКЛАРАЦИЙ.
Центры получат доступ к единому архиву электронных документов налогоплательщиков. Внедрение системы УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ. Декларанты будут ранжироваться по категориям риска для принятия решения о налоговом контроле. После первой сдачи декларации физические лица не будут подлежать повторной проверке в течение трех лет.
44 шаг СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ВЗИМАНИЯ КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ. Детальное рассмотрение вопроса введения налога с продаж вместо налога на добавленную стоимость.
45 шаг ОПТИМИЗАЦИЯ ДЕЙСТВУЮЩИХ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ с обязательным ведением налогового учета доходов и расходов.
46 шаг Оптимизация процесса получения разрешений. Введение ТРЕХСТУПЕНЧАТОГО ПРИНЦИПА ПОЛУЧЕНИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО РАЗРЕШЕНИЯ («30-20-10»). Первая ступень — выдача архитектурно-планировочного задания — будет занимать до 30 дней со дня подачи заявления. Вторая — согласование эскизного проекта (дизайн-проект) — до 20 дней, третья — само разрешение — до 10 дней.
47 шаг ПОЭТАПНЫЙ ОТКАЗ ОТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ монополии на проведение экспертизы предпроектной и проектно-сметной документации. Передача экспертизы проектов в конкурентную среду.
48 шаг ВНЕДРЕНИЕ РЕСУРСНОГО МЕТОДА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СМЕТНОЙ СТОИМОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА. Введение нового метода ценообразования в строительстве позволит определять сметную стоимость строительства объектов в текущих ценах с реальной рыночной стоимостью материалов, изделий, оборудования и заработной платой, а также обеспечит оперативное обновление сметно-нормативной базы новыми материалами, оборудованием и технологиями.
49 Шаг ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ ЕВРОКОДОВ ВЗАМЕН УСТАРЕВШИХ СТРОИТЕЛЬНЫХ НОРМ И ПРАВИЛ (СНИП), применяемых с советского периода. Принятие новых нормативов позволит применять инновационные технологии и материалы, повысить конкурентоспособность казахстанских специалистов на рынке строительных услуг, а также создаст возможность для выхода казахстанских компаний на зарубежные рынки услуг в сфере строительства.
50 Шаг РЕОРГАНИЗАЦИЯ ОТРАСЛИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ. ВНЕДРЕНИЕ МОДЕЛИ «ЕДИНОГО ЗАКУПЩИКА». Это позволит сгладить различия в тарифах на электроэнергию между регионами.
Продолжение — часть 2
интересно было бы если написали пост про свой портфель, даже можно без абсолютных цифр, просто доли в портфеле — какие идеи, целевые цены, какие планы по украинским акциям.
Сейчас текущие украинские власти не очень стимулируют российских инвесторов к инвестициям в Украину, законы всякие вводят, отнять готовы всё, но всё равно интересно — может через Кайманы можно будет зайти в Украину :)
Из акций у меня Райффазен и Енакиевка. Покупал в конце февраля 2014. Сейчас не вижу смысла чтото покупать до окончания войны.
Хотя не стимулировать, но зачем запрещать? Мы же не агрессор.
Россия как раз таки агрессор) Ну и никто не запрещает рос компаниям развивать деятельность в Украине. А инвестировать до окончания войны и решения с отсрочкой платежей по долгам никто не будет.
И где Россия — агрессор? Это Россия — бьет по гражданским кварталам, убивая детей и стариков?
Почему украинцы не встают и не идут на Майдан? Идет же убийство граждан своей страны...
Война только выгодна украинской хунте — с помощью этой войны можно будет списать все свои промахи.
И где Россия — агрессор? Это Россия — бьет по гражданским кварталам, убивая детей и стариков?
Да.
Рада — придумывает разные законы, которые ставят под угрозу российские инвестиции.
Не слышал, может чтото и приняли. Хотя рос бизнес спокойно существует в Украине.
А так я не заметил нигде притеснения рос товаров или банков — просто люди стали меньше пользоваться их услугами, но вряд ли это сильно повлияло на бизнес гигантов.
Их царь уже 25 лет у руля. Ждать что вот внезапно у него что то поменяется в политике — уж очень как то наивно. Как все было так и останетмя. Пока только оральные интервенции