Блог им. Division_by_zero
Предыдущие серии цикла:
часть # 0 Американский Шадрин: В гости к дедушке Баффету
часть # 1 Как меня забаннил Шадрин
часть # 2: 50 Дней до поездки к Баффету, или почему долгосрочным инвесторам надо переходить с отрубей на пиво
сегодня Часть # 3: 48 Дней до поездки к Баффету, или о стратегическом подходе к инвестированию
Итак, продолжаем то, что начали в части 2
Я повторю тезис из предыдущей статьи, немного его переформулировав и добавив третий пункт
Но сначала, о Портере. Майкла Портера считают королем стратегии. В 96-м году он опубликовал в HBR свою эпичную работу «What is strategy ?», которая в английском виде лежит например здесь: www.ucdenver.edu/academics/colleges/medicalschool/administration/strategicplanning/Documents/HBR--What%20is%20Strategy_Porter.pdf
Очень рекомендую всем прочитать эту небольшую статью. Она может изменить всю вашу жизнь, так как стратегия применима не только в бизнесе, но и в профессии, поиске сексуального партнера, воспитании детей и т д.
На русском я этой статьи почему-то не нашел. Скорее всего, плохо искал.
Под «Стратегическим Инвестированием» я имею в виду концепцию инвестирования в компании с четкой выигрышной стратегией, которая с гарантией переживет горизонт планирования долгосрочного инвестора.
Почему ?
Я попробую по шагам объяснить, начав немного издалека, из экономики.
Как нас учит экономика, при свободном рынке и совершенной конкуренции цена товаров и услуг стремится к маргинальной стоимости их производства, а прибыль — стремится к нулю
Когда мы покупаем часть бизнеса, инвестируя в его акции, то нас такая ситуация не устраивает, так как мы хотим, чтобы нам, акционерам, оставалось что-то после выплаты наемным сотрудникам, поставщикам сырья и капитала.
В идеале, мы хотим, чтобы наша компания зарабатывала норму прибыли, сильно превышающую среднюю по экономике, и имела возможность эту норму прибыли удерживать. Назовем ее сверхприбылью. Откуда появляется сверхприбыль? От возможности повысить цены относительно затрат, не озираясь на конкурентов (pricing power). Откуда появляется Pricing power в условиях свободного рынка? Она появляется от scarcity (ограниченности предложения), как заметил еще товарищ Рикардо, в далеком 1817-м году.
У ограничения предложения могут быть разные формы. Самая простая форма — это брэнды. Есть только одна Кока Кола или одна Birkin. Хочешь носить сумочку Birkin и приводить в ступор своих подруг — выкладывай 70 штук баксов. Хочешь ходить как нищеброд — покупай Louis Vutton за штуку.
Другая форма ограничения предложения — это ассиметрия информации (information assymetry) или просто несовершенство механизмов распространения информации или механизмов торговли (тарифы, supply management и т д). На этом типе ограничения предложения держалось много бизнесов. И все эти бизнесы сейчас убиваются на корню глобализацией, информационными технологиями и общей либерализацией торговли. Типичный пример — компании такси с их системой разрешений, выдаваемых муниципалитетами (классический Supply Management) и Uber. Как только глобализация и технологии отнимают стратегическое преимущество у бизнеса, его норма прибыли падает и он становится привлекательным только для своих сотрудников как средство получения нищебродской зарплаты.
Таким образом, стратегия — это способ обеспечить спрос, и одновременно создать барьеры вхождения, не дав возможности конкурентам продавать на твоих рынках по ценам ниже тех, которые позволят тебе извлекать сверхприбыль.
Это мое определение стратегии, не совсем по Портеру конечно. Вся прелесть учения Портера в том, что каждый его понимает по своему. Люди до сих пор спорят — что же он, бл… ть, пытался сказать?.. Можно сделать неплохую академическую карьеру только на толковании Портера.
Но я, кажется, отвлекся...
Что означает для нас подход «Стратегического Инвестирования» ?
При выборе объекта долгосрочных инвестиций необходимо задать себе вопрос: чем обладает эта компания, что позволит ей не бояться конкурентов в ближайшие NN лет? Это могут быть брэнды (самая лучшая стратегия, так как они никогда не истекают, в отличии от патентов) Это может быть уникальная бизнес модель. Или уникальные активы, которые очень трудно продублировать — железные дороги, порты, недвижимость на Манхеттене и т д ). Это может быть просто репутация. Тот же Эппл например.
Для примера анализа инвестиции со стратегической точки зрения приведу компанию Тесла. Просто потому, что все о ней знают, и многие здесь считают, что Тесла — лохотрон для придурков. Ну ну.
Итак, Тесла. Какие у нее есть собственно стратегические активы, которые не позволят ей пасть жертвой конкурентов ?
Во первых, основатель компании. Невосполнимый, и, увы, конечный во времени, но важный стратегический актив
Во вторых, product strategy. Начать с люксовых моделей. Больше маржа при меньших объемах продаж, меньше авто отзывать и ремонтировать если возникнут проблемы.. При текущей стоимости батарей электромобили не имеют финансового смысла. Поэтому продаем тем, кому пофиг финансовый смысл, но не пофиг статус и разгон от 0 до 100 за 3.6 секунды. Тем временем цены на батареи упадут и машины станут иметь смысл для mass market. Заодно наносим удар по конкурентам как раз там, где они зарабатывают больше всего денег. Весь рост рынка Теслы происходит, как известно, за счет падения продаж люксовых моделей BMW, AUDI, Porshe и т д
В третьих, уникальная идея Gigafactory, где по полному циклу будут производиться литиевые батареи, от литиевой жижи на входе до готовых сборок на выходе. У Теслы будет самая низкая цена батарей, которые составляют львиную долю стоимости электромобилей. Владение производственными мощностями позволит отточить и удешевить процесс.
Gigafactory — это охрененный стратегический актив, который позволит Тесле подняться над конкурентами и даст преимущество на многие годы.
В четвертых, прямые продажи потребителям в Штатах. Об этом мало пишут на русском, но в Штатах ни один автопроизводитель, кроме Теслы, не продает авто напрямую. Всё идет через дилершипы. Тесле не нужно делиться прибылью с дилерами (эту часть маржи они кладут к себе в карман) и они полностью контроллируют Customer Experience. По этому поводу был кстати поднят автодилерами жесточайший срач. Тесла до сих пор судится в некоторых штатах, и в других штатах вообще не продает авто именно по этой причине — сопротивление автодилеров, которые приняли соответствующие законы.
Это был анализ текущих стратегических преимуществ Теслы для иллюстрации принципа «стратегического инвестирования». Удастся ли эти преимущества удержать в течение горизонта планирования долгосрочного инвестора — большой вопрос. Поэтому я сам не покупаю акции Теслы, и никому пока не советую. Может, и зря.
Плюсуйте, подписывайтесь, если прочли здесь что то интересное.
В следующей части — самой, так сказать, интимной — буду делиться своим опытом долгосрочного инвестирования за последние 18 лет. Забег в темноте по граблям.
gigafactory окажется мыльным пузырем, если будет изобретена другая технология батарей, под которую gigafactory не была изначально заточена и под которую ее не удасться быстро и дешево перестроить
но во первых, это риск ведения любого бизнеса, во вторых, если за более чем сто лет в технологии батарей толком так ничего не изобрели нового, то риск не очень велик
идея Gigafactory собственно и возникла как констатация факта «раз мы не можем сделать батареи лучше и увеличить energy density, то давайте хотя бы сделаем из намного дешевле за счет economies of scale»
То, что он в 70-е заработал основной доход на вложениях в страховые компании, которые росли после принятия в начале 70-х законов об их госпоодержке.
спасибо
С нетерпением жду Вашего опыта инвест на западных рынках...
С ув. Сергей.
P.S. Не зацикливайтесь пож На Саше:)
Когда ниб его прижмет хорошенько и он прозреет:)
А Вот Личный опыт — крайне интересен…
На Том, Чье Имя Нельзя Произносить Всуе, я зацикливаться и не собираюсь
Но Куклу Александра (не- Шадрина) в Омаху все таки собираюсь свозить
кукла уже заказана, надеюсь что ее успеют сделать до поездки
ничего личного, только бизнес.
Но вообще то, можно смело прикинуть — где Тесла и Где Смарт лаб :(
Есть такой сайт: http://www.oldschoolvalue.com/blog/portfolio/2015-osv-performance-review/
( Это статья с результатами разных стратегий вэлью инвестинг за 3, 5, 10, 17 лет...)
Там есть всякие тестеры и описание их итд.
Беглый взгляд показывает, что работают всякие теории и грэма и иеще много других.
И, при чем неплохо работают...
Маленькое но:
Это все о small cap.
Может все же Портер писал не про предриятия с акциями роста?
А про тех самых дивидендных монстров?
Или как по другому объяснить такой долговременный успех?
С ув. Сергей.
Подписываюсь! :)
www.ozon.ru/person/274687/
Бренды, кстати, нельзя рассматривать как ограничение предложения, на бренд есть фиксированный спрос, выше этого спроса не прыгнешь, если спрос не увеличится, и любой спрос будет удовлетворен полностью. Ограничение предложения предполагает дефицит, а тут его нет. Концептуально бренд — это товар.
я, уже когда написал этот пост, тоже подумал что про бренды это я не совсем корректно сформулировал.
Бренды — это скорее не способ ограничить предложения, а способ ограничить конкуренцию.
В конце концов, брэнд — это перемычка в мозгу от категории (шампунь для волос) к производителю (Проктер и Гембл).Попробую это в других постах формулировать получше
спасибо за Ваш коммент.
Спасибо!