Блог им. expertdj_154rus
Сложившаяся система международных финансово — экономических институтов закрепила монополию США на принятие важнейших решений. Система поддерживается также их лидерством в военно-технической сфере, а также уровнем контроля за мировыми СМИ. Однако существующее положение не может устраивать других влиятельных игроков, таких как Китай, Россия и Индия. В последнее время с целью вытеснения опасных конкурентов с мировых рынков США пытаются создать новые экономические объединения (Транстихоокеанское партнерство и Трансатлантическую зону свободной торговли и инвестиций).
В таких условиях строительство Нового Шелкового пути – это заявка России и Китая на альтернативные подходы в решении современных мировых проблем. Понимая и одобряя концепцию проекта, следует отметить, что его реализация может быть затруднена малой предсказуемостью политической ситуации в Центральной Азии, а также определенными противоречиями между интересами Китая и Индии, Китая и России, чем могут воспользоваться США в своих интересах.
Предлагается рассмотреть идею параллельного трансконтинентального маршрута, который решает аналогичные задачи, но является защищенным от политических рисков, не создает проблем между ведущими странами Евразии, а напротив создает основу для формирования Большого Евразийского экономического союза с участием Китая, Индии, России и ЕС. Скоростная грузовая железнодорожная магистраль Шанхай-Санкт-Петербург через Алтай и Новосибирск может стать мостом между Тихоокеанским побережьем Китая и портами России на Балтике. Общая длина магистрали составит 8800 км, граница между Россией и Китаем делит эту трассу практически пополам, что представляется очень символичным. Срок доставки высокодоходных контейнерных грузов из Китая в Европу или обратно сокращается с 45 суток морским маршрутом до 3.
В связи с отсутствием данных по стоимости строительства скоростных грузовых трасс оценку стоимости строительства российского участка магистрали проведем на базе данных Центра стратегических разработок по открытой в 2012 г. высокоскоростной пассажирской магистрали Харбин-Далянь. Трасса длиной 921 км проходит в сложных рельефных условиях с относительно холодным климатом. Общая стоимость строительства за 5 лет составила 15,58 млрд. дол, средняя стоимость 1 км трассы составила 16,9 млн. дол.
Примем поправочный коэффициент, учитывающий инфляцию и возможную специфику грузовой магистрали, равный 1,2. Кроме того, для особо сложного участка длиной 500 км, проходящего через Горный Алтай, примем дополнительный коэффициент, равный 3. Тогда общая стоимость российского участка трассы длиной 4400 км составит 108,5 млрд. дол. Таких денег у России сейчас нет, поэтому реализовать проект можно только на деньги китайских инвесторов и в их интересах, которые в данном случае совпадают с интересами нашей страны.
По мнению российского эксперта Д.Верхотурова технологии железнодорожных перевозок в мире подошли к тому порогу, когда будут созданы принципиально новые подходы к организации скоростных перевозок грузов в контейнерах. Как только это произойдет, ОАО «РЖД» лишится всех своих конкурентных преимуществ. Хотя о каких преимуществах можно говорить, если средняя скорость перемещения грузов достигла на российских железных дорогах рекордных 9,5 км/ч. Переход на новые технологии перевозки потребует создания новых транспортных средств, а также ставит задачи коренных изменений в погрузочно-складском хозяйстве станций. Необходимо отказаться от тупиков и запасных путей, обработка грузов должна осуществляться в автоматизированном терминале за 15-20 минут. Ориентировочный интервал между терминалами составит 500-700 км. И только после освоения новых технологий целесообразно приступать к модернизации сети российских железных дорог.
Строительство магистрали по маршруту Шанхай – Санкт-Петербург является оптимальным с точки зрения удовлетворения интересов как Китая, так и России. Главное, что получает Китай – существенное конкурентное преимущество по сравнению с США в борьбе за очень привлекательный европейский рынок сбыта, кроме того, существенное значение имеет возможность ускоренного развития такого проблемного региона как Синьдзян-Уйгурский автономный район. Россия за счет привлечения огромных прямых инвестиций, кроме современной инфраструктуры и соответствующих технологий, получает тот локомотив, который сможет разогнать экономику до необходимых 4-6% в год. В конце концов, все полезные ископаемые заканчиваются, а транзитный потенциал России вечен. Пора менять исторически сложившуюся, но неэффективную транспортно-логистическую карту нашей страны, когда ее главным логистическим центром остается Москва. Именно через нее выстраиваются основные транспортные и торгово-экономические связи не только с Европой, но и со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Новая магистраль избавит столицу от несвойственных ей функций и станет триггером развития многих депрессивных регионов.
Уместно вспомнить историю строительства Транссиба, конечным участком которого сначала была КВЖД. Дорога была построена на российские деньги и стала собственностью России, затем перешла под совместное управление с Китаем, а позднее перешла в собственность КНР. Аналогично целесообразно развивать и современный проект. Земля под инфраструктуру должна быть предоставлена в долгосрочную аренду на условиях, как для ОАО «РЖД». Выкуп земли для этой цели может стать самой крупной статьей затрат бюджета в этом проекте. Вся построенная на деньги иностранных инвесторов инфраструктура через 49 лет должна будет перейти в собственность РФ.
Юридической основой проекта должен стать международный договор. Существующий в российском законодательстве приоритет международных соглашений над национальными законами позволит более оперативно решать многие вопросы. Собственно сам инфраструктурный проект целесообразно вывести за пределы национального законодательства. Надо понимать, что стране современная транспортная инфраструктура нужна в первую очередь не как база налогообложения, а как необходимое условие развития всего народнохозяйственного комплекса России. Наши устаревшие строительные нормы и правила также могут быть помехой для эффективных решений. Даже на стадии проекта стоимость высокоскоростной магистрали Москва-Казань по затратам на 1 км трассы в 2,3 раза превышает фактические затраты по строительству магистрали Харбин-Далянь, а как показывает практика реальные затраты могут увеличиться еще минимум в 2-3 раза.
В любом проекте, безусловно, присутствуют риски, но для сотрудничества с Китаем величина рисков обычно существенно преувеличивается. Да, в наших отношениях с Китаем не все так просто. Но совместная реализация глобального проекта – это решительный шаг к выстраиванию доверительных отношений, что не только впрямую повышает уровень нашей безопасности, но и будет принуждать наших геостратегических партнеров (США, Евросоюз, Японию) искать новые пути сотрудничества с Россией, а не стремиться к конфронтации с ней.
Учитывая существующее в нашем обществе определенное сопротивление тесному сотрудничеству с Китаем, предлагается разделить проект на две очереди. Первой очередью глобального трансконтинентального проекта может стать строительство самого технически сложного участка от Урумчи через Республику Алтай в Новосибирск. Целесообразно говорить о строительстве транспортно-логистического коридора, включающего в себя кроме железной дороги также автомагистраль, газопровод, нефтепровод, ЛЭП и другие коммуникации. Уровень современных китайских инфраструктурных технологий позволяет
не только успешно реализовать строительство коридора, но и гарантировать бережное отношение к уникальной природе Республики Алтай и ее историческим памятникам. Именно юг Западной Сибири и ее центр Новосибирск являются самым удобным местом для инновационных подходов в развитии российско-китайских отношений. Достаточно большое население региона, дифференцированная экономика и значительный интеллектуальный потенциал существенно минимизируют риски. Большинство экспертов согласно с тем, что центр мирового экономического развития перемещается в Азию. Формирование в Северной Азии нового транспортно-логистического тандема Урумчи-Новосибирск – это шаг в правильном направлении, проект трансконтинентальной магистрали может стать практической основой развития сотрудничества БРИКС. Новосибирск-ворота на Запад и к богатствам севера континента, а Урумчи — ворота на юго-восток, а также в Индию, Пакистан, Иран.
Реализация проекта позволит России освоить самые современные инфраструктурные технологии и создать сотни тысяч высокооплачиваемых рабочих мест. Российско-китайский мегапроект в смысле правительственных инструкций не является инвестиционным проектом, это скорее стратегия развития и источник множества инвестиционных проектов, условия для реализации которых он создает. В частности, новая магистраль открывает для производителей сельскохозяйственной продукции юга Западной Сибири доступ на самый перспективный в мире китайский рынок зерновых и молочных продуктов.
С нашей точки зрения проблемы в реализации российско-китайского мегапроекта нет. Президент нашей страны Путин В.В. является инициатором и движущей силой Больших проектов современной России, поэтому обращение лидера нашего государства к лидеру Китая, я уверен, получит необходимую поддержку.