Блог им. JMORGAN
ПАО «НМТП» это стратегически важный объект, так как является крупнейшим портом в России по объему переправленных грузов и контролирует около 30% перевалки всех грузов в стране. Вероятно, у руководства Транснефти есть весомые причины для продажи такого привлекательного актива. В 2014 году между руководством Транснефти и представителями группы «Сумма» Зиявудина Магомедова разгорелся корпоративный конфликт. Компании не могли прийти к общему мнению в отношении управления портом. В итоге стороны почти достигли решения о разделе бизнеса. Транснефть хотела получить контроль над нефтеналивными терминалами, а Сумма получила бы терминалы по перевалке сухих грузов. Объем перевалки нефтяных грузов через НМТП в год составляет около 100 млн. тонн, в то время как масса сухих грузов составляет лишь 30 млн. тонн. В конечном итоге акционеры не пришли к общему соглашению в данном вопросе, что сохранило разногласия.
Согласно введённой правительством норме о выплате дивидендов в размере 50% от прибыли по МСФО, Транснефти придется сократить свою инвестпрограмму. Компания нуждается в средствах для поддержания текущих инвест-проектов, а также реализации запланированных. Также компания в 2009 получила кредит от Китайского банка развития в $10 млрд. В связи с тем, что компания имеет рублевую структуру выручки, девальвация российской валюты стала тяжелым бременем для платежей по валютным кредитам компании. Это может стать еще одним фактором для продажи доли компании в НМТП.
Основной проблемой, которая может возникнуть в процессе приватизации, может стать вывод доли Транснефти из Novoport Holding Ltd. Группа «Сумма» является одним из претендентов на покупку госпакета, а также равноправным владельцем Novoport Holding Ltd. Сумма может препятствовать выводу доли Транснефти в НМТП из совместного предприятия, если Транснефть не захочет продавать долю Сумме или найдет невыгодного для Суммы покупателя. Также свою заинтересованность в покупке госпакета в НМТП проявил дубайский оператор морских торговых портов DP World совместно с РФПИ и группа Delo. В связи с тем, что государство владеет долями в НМТП через Транснефть, РЖД и Росимущество, пока не ясно будут ли доли объединены и проданы одному покупателю или же в приватизации смогут поучаствовать несколько участников.
Дивидендная история
А теперь самое интересное. В связи с постановлением правительства о выплате 50% чистой прибыли по МСФО в виде дивидендов, компания будет имеет высокую дивидендную доходность в предстоящем году.
Минимум по выплатам (т.е. 50% по МСФО) составит 0,82 руб. на акцию, что при текущих котировках 6,5 руб. за бумагу составляет дивидендную доходность в 12,7%. Учитывая тот фактор, что компания будет приватизирована, государство может принять решение о выплате большей доли чистой прибыли через дивиденды. Чистая прибыль компании за 9 месяцев 2016 года достигла $488,4 млн., что в 3,2 раза больше чем за аналогичный период годом ранее. Существенный рост прибыли связан с валютной переоценкой.
В 2017 году котировки акций НМТП продолжат свой рост. Цель, стоящая перед правительством, это приватизировать активы как можно дороже (извлечь больше прибыли как через дивиденды, так и через продажу с большей премией к рынку, так что они приложат все ресурсы для того чтобы это осуществить). В связи с чем, будем ждать высоких дивидендных выплат, а также роста стоимости акций компании (+30-35% от текущей стоимости).