Блог им. Albus
Всего несколько лет назад в сельскохозяйственном машиностроении России был упадок и кризис. Теперь же отечественные тракторы и комбайны ударными темпами отвоевывают рынок у иностранных конкурентов. Доля российской сельхозтехники в общем объеме выросла вдвое. Была 25%, стала 50%. В этом выпуске программы поговорим об импортозамещении в сельскохозяйственном машиностроении.
-1-
В 2012 году Россия вступила в ВТО – Всемирную торговую организацию. Для сельскохозяйственного машиностроения это стало большим негативом. Ввозные пошлины на зарубежные комбайны и тракторы были понижены с 15 до 5%, чужая техника стала дешевле. Следующий год стал последним для легендарного Красноярского завода комбайнов . Он был основан во время войны на базе эвакуированного Запорожского и Люберецкого заводов.
В 2013 году он был расформирован и закончил свою героическую историю. Собственники приняли решение отдать эту территорию под застройку. Завод не дожил год до начала большого бума в сельскохозяйственном машиностроении.
Наступил 2014 год. Обострились отношения с западом, началась активная фаза импортозамещения. В результате производство тракторов, комбайнов и сеялок резко возросло.
Сказались три фактора. Первый – субсидии заводам со стороны государства. Второй – подешевение рубля. Из-за этого импортная техника стала дорогой. Третий фактор — рекордные урожаи зерна. Для его сбора нужны комбайны.
По каждому из этих факторов расскажу отдельно. Премьер Министр Дмитрий Медведев подписал постановление о субсидировании предприятий, которые производят сельхозтехнику. Участвовать в ней могут как российские заводы, так и иностранные компании, открывшие заводы в России и достигшие на них высокого уровня локализации. То есть зарубежные модели должны не только собираться у нас, но на них должны стоять отечественные комплектующие.
На фото Комбайн немецкой фирмы Клаас. Соответствует критериям импортозамещённости, сделан в Краснодаре и считается российским.
Суть субсидирования в том, что земледелец покупает эту технику со скидкой, а потом государство компенсирует заводу эту разницу. Таким образом стимулируется спрос на российские комбайны. В зависимости от региона скидка может доходить до 30%. В 2016 году государство потратило на это 10 миллиардов рублей. Это одна из важнейших причин взлёта отечественных производителей. В этом году программа поддержки ещё больше возросла и достигла почти 14 миллиардов рублей.
Роль упавшего рубля тоже огромна. Из-за этого иностранная техника подорожала в два раза, а российские производители подняли цены совсем чуть-чуть, — умеренно. В итоге они получили конкурентное преимущество и смогли продавать больше.
Что касается зерна, то его производство растёт несколько лет подряд. В течение пяти лет оно в среднем прибавляло по четверти в год. Аналогично по подсолнечнику и сахарной свекле. В среднем каждый новый год давал прибавку к урожаю на 20%. Это создало мощный спрос на сельскохозяйственную технику.
За прошлый год российские заводы нарастили производство комбайнов и тракторов. Это данные Росстата. Плюс по комбайнам – 46%, по тракторам 16%. Предприятий, которые производят в России сельхозтехнику, довольно много. Ещё больше тех, которые изготавливают запчасти. Например в Крыму есть завод Симферопольсельмаш. Он поставляет комплектующие для Ростсельмаша и Тульского комбайнового завода.
Также он производит запчасти для зарубежных комбайнов и жаток, которые когда-то были импортированы и сейчас работают на российских полях. Это белорусские, украинские, немецкие и американские бренды.
Видео программы:
Архив выпусков
-2-
Давайте поговорим про главных игроков рынка. На первых местах по выпуску продукции находятся Ростсельмаш (Ростов на Дону)
и Брянсксельмаш.
Далее идёт немецкий производитель Клаас, — у него завод в Краснодарском крае. Завод всё время повышает количество российских комплектующих в собираемых моделях. Здесь проводится металлообработка, раскройка и изгиб металла, изготовление многих деталей, сварка и покраска.
В 2005 году, когда производство в Краснодаре только открылось, это была отвёрточная сборка немецких тракторов и комбайнов. Российские комплектующие составляли всего 10%. Сейчас уровень локализации намного возрос. По словам генерального директора завода он приблизился к 50%. Детали, произведённые в Краснодаре даже отправляют на экспорт в Германию – на материнское предприятие. Один из комбайнов завода — модель Tucano — в прошлом году получил официальный статус «Произведено в России». Это означает, что российских комплектующих в нём достаточно, чтобы считаться отечественным продуктом.
В настоящее время краснодарский Клаас покупает комплектующие у 45 поставщиков, из них лишь 5 находятся за пределами России. Значитальная часть деталей производится на самом заводе. Тут надо сказать, что все мировые производители машин какие-то комплектующие покупают за рубежом. Например завод Фирмы Клаас в Германии половину деталей импортирует, и лишь другую половину делает сам или покупает в Германии.
Следующий производитель – это CNH-Камаз в Татарстане. Это совместный завод Камаза с американцами. Акционерные доли распределены поровну.
Ещё один крупный игрок – американская компания «Джон Дир». Это тоже локализованное производство. Два завода Джона Дира построены в Московской области и Оренбурге и считаются российскими производителями.
Кстати, компания работает с Россией уже больше ста лет. Её техника поставлялась сначала в Российскую империю, а потом и в Советский Союз – при Ленине и при Сталине.
На фото — один из раритетных механизмов Джона Дира.
В наши дни российские заводы Джона Дира прилагают все усилия, чтобы их продукция делалась из российских комплектующих. Это жизненно важно, так как позволяет участвовать в государственных программах субсидирования. Например, сеялки Джона Дира соответствуют критериям импортозамещённости, и их можно приобрести со скидкой по гос.программе.
-3-
Из вышеназванных заводов самый крупный — Ростсельмаш. Он входит в пятёрку мировых лидеров по производству сельхозтехники. У него давняя и героическая история. С момента основания Ростсельмаш продал в другие страны более 2,5 миллионов комбайнов.
В 1932 году Ростсельмаш создал комбайн Сталинец-1. Это кадры из фильма Гость с Кубани.
После этого Советский Союз прекратил покупать комбайны у других стран, у того же Джона Дира, и наоборот – сам стал экспортёром. В 1937 году этот комбайн произвёл фурор в Париже на Всемирной промышленной выставке и завоевал там Гран-при. На тот момент это был единственный комбайн в мире, который может собирать не только хлеб, но и подсолнечник с кукурузой.
Осенью 1941 года немецкие танки приближались к Ростову. К этому времени завод уже перешёл с выпуска комбайнов на военную продукцию. Нельзя было допустить, чтобы предприятие остановилось или перешло в руки фашистов. Завод был эвакуирован в Ташкент. Одной производственной площадки не хватило, поэтому в Узбекистане появилось 4 завода на базе Ростсельмаша. 3 в Ташкенте и один неподалёку – в городе Чирчик. Уже через месяц после прибытия удалось наладить выпуск продукции для фронта. После Великой Отечественной войны на базе оборудования и оставшихся специалистов в Ташкенте появился завод Таштекстильмаш. Долгое время он был ведущим в экономике Узбекистана.
Ростсельмаш является импортозамещающим заводом, и при этом сам идёт по пути импортозамещения, ведь в его комбайнах есть запчасти из-за рубежа. Их становится всё меньше. В прошлом году стало известно, что 5 заводов Южного Урала теперь будут поставлять в Ростов На Дону комплектующие для сельскохозяйственной техники. Это такие детали как амортизаторы, метизы, гидроцилиндры, рулевые наконечники и многое другое.
-4-
Как я уже говорил, сельскохозяйственную технику выпускает очень много российских предприятий, но объёмы выпуска там гораздо меньше чем у названных производителей. Из свежих новостей отмечу следующие. В Алтайском крае за январь и февраль этого года уже выпустили 46 тракторов Кировец.
Это в 5 раз больше, чем за такой же период годом ранее. Сборкой занимается в Барнауле филиал «Петербургского тракторного завода».
Новые тракторы начали выпускать в Самарской области. Модель называется Станислав.
До конца года планируется выпустить 50 машин. Уже есть заказы на 15. Объёмы поменьше, чем у Ростсельмаша, но всё равно приятно.
Во Владимирской области на Ковровском электромеханическом заводе начали производить тракторы. Они на 80% состоят из российских комплектующих. Уже выпущено 4 первых экземпляра, а в планах выпускать 1600 машин в год.
В Челябинской области в городе Троицк построен тракторный завод. На нём 100 рабочих мест, и уже идёт сборка первого трактора.
Характерная деталь – большинство комплектующих производится здесь же, в Троицке. Этот филиал Петербургского машиностроительного завода. У него много заказов с Урала, Сибири и Казахстана. Выгоднее начать производство в этих краях, чем транспортировать тракторы из Питера.
Налицо огромный объём проделанной работы. В советские годы комбайностроение было гордостью нашей страны. Хочется верить, что прежняя слава вернётся к этой отрасли вновь.
1) сокращении субсидий (денег нет, но вы держитесь)
2) Падении курса ниже 50
3) спаде урожаев?
Спасибо за интересную статью
Бред же ж?!
Надо не сдаваться и продолжать поддерживать своих производителей, как это делает весь запад.
________
Albus, спасибо! Как всегда, интересно.
Мне вот интересно, а нам точно нужно ВТО?..