Как РЖД тормозит рост акций НМТП
Порт Приморска, где базируется одноименная компания группы НМТП, уже достаточно давно и безуспешно пытается обзавестись ж/д инфраструктурой, которая позволила бы улучшить его транспортную доступность. Приморский торговый порт является крупнейшим по перевалке нефти и нефтепродуктов в России, и доступ к железнодорожным сетям для него жизненно необходим.
Реализации данных проектов препятствуют РЖД. А если учитывать, что государство владеет пакетом в 25% акций НМТП, из которых 5% принадлежит Российским железным дорогам, то в поведении ж/д компании не просматривается никакой логики. Госкомпания и ранее уже привлекла к себе внимание Федеральной антимонопольной службы, своими настоятельными рекомендациями, которые она выдвигала компании Петротранс-Приморск.
Петротранс-Приморск пыталась согласовать с РЖД проект строительства ж/д путей к станции Ермилово, чтобы обеспечить транспортировку нефтепродуктов в морской порт Приморска. Но в РЖД поставили условие, согласно которому компания должна была помочь госмонополии в развитии ж/д сети общего пользования: модернизировать ветку Ермилово—Зеленогорск. Следствием из таких пожеланий РЖД стало дело, возбужденное ленинградским управлением ФАС по признакам нарушения ст. 10 ч. 1 закона «О защите конкуренции». К слову, его рассмотрение назначено на сегодняшнее число, 16 февраля.
Судя по последней информации, складывается впечатление, что у РЖД есть какая-то личная неприязнь к Приморскому порту, а такая позиция способна простимулировать ФАС и другие регулирующие ведомства приступить к более решительным действиям. Как пишут «Ведомости», у президента РЖД есть собственное видение приоритетного развития морских портов России. Владимир Якунин предлагает перенаправить 7,5 млрд руб., которые должны были пойти на развитие инфраструктуры Приморского торгового порта, на модернизацию транспортной системы порта Усть-Луга, который находится по соседству. При этом, по словам генерального директора этого порта, «пропускная способность железной дороги к Усть-Луге составляет 40 млн тонн в год. А грузооборот порта в 2011 году составил 22,7 млн тонн».
В то же время порт Приморска остро нуждается в увеличении пропускной способности ж/д инфраструктуры и ее модернизации. Отсутствие подвижек в данном направлении мешает активному развитию порта, и, следовательно, он недополучает экономическую выгоду. Необходимость данной меры становится еще более очевидна в свете финансового положения группы НМТП, которой пришлось привлечь $1,95 млрд заемных средств для финансирования сделки по покупке Приморского торгового порта.
Несмотря на то, что таргет по ценным бумагам НМТП находится на уровне 3,7 руб., и это подразумевает неплохой потенциал роста, на данный момент дисконт оправдан, и главным образом — в связи с неоднозначными заявлениями правительства в отношении программы приватизации пакета акций порта, а также из-за непоследовательной политики РЖД.
Могло бы себе и ИНВЕСТКАФЕ завести