Китай находится на пути к тому, чтобы обогнать Соединенные Штаты в качестве крупнейшего в мире импортера нефти в этом году, укрепив свой статус крупнейшего азиатского деятеля на нефтяном рынке, который будет все больше доминировать в торговле топливом в регионе.
Впервые Китай импортировал больше сырой нефти в первом полугодии, чем в США, показывают статистические данные правительства, в среднем 8,55 млн. баррелей в сутки против 8,12 млн. баррелей в сутки в США.
Сдвиг подчеркивает изменение центра тяжести на мировых нефтяных рынках с Запада на Восток. Китайский государственный нефтяной трейдер Unipec в настоящее время является крупнейшим физическим трейдером нефти в мире. Привлекая больше мировой нефти к берегам, Китай, второй по величине потребитель нефти после США, будет играть решающую роль в установлении мировых цен на сырьевые товары, особенно по мере развития рынка фьючерсов на сырую нефть в Шанхае.
Рост импорта в Китае обусловлен расширением мощностей нефтеперерабатывающих заводов. Но, поскольку надежды на рост внутреннего спроса не оправдался, чтобы увеличить количество топливо, экспорт Китая бензина и дизельного топлива поднялся до рекордных уровней. Этот поток продуктов вызвал головные боли у конкурентов по всей Азии и снизил рентабельность дизельного топлива до многолетних минимумов в 2016 году.
«Китай оказывает сильное давление на традиционные экспортные узлы Тайваня, Кореи и Сингапура, чтобы захватить долю рынка в Юго-Восточной Азии и Австралии», — сказал Джо Уиллис, старший аналитик по анализу Азии, по энергетическим консультациям Wood Mackenzie.
Тенденция к увеличению объемов переработки и увеличению экспорта будет продолжена.
Китай планирует добавить к 2020 году не менее 2,5 млн баррелей в сутки на переработку, согласно недавней презентации China Petroleum & Chemical Corp или Sinopec. Sinopec является крупнейшим в Азии нефтеперерабатывающим заводом и родителем Unipec.
В этом году PetroChina Ltd запустит нефтеперерабатывающий завод на 260 000 баррелей в сутки в Юньнани на юге Китая, а China National Offshore Oil Corp начнет расширение на 200 000 баррелей в сутки на существующем заводе в Хуэйчжоу в провинции Гуандун. В 2018 году пусковые установки добавят 350 000 баррелей в сутки нового китайского производства, хотя оба завода не достигнут полной мощности до 2018 года.
Ожидается, что экспорт бензина из Китая увеличится по меньшей мере на 10 000 баррелей в сутки в этом году с 2016 года, в результате продажи заморских бензина между 235 000 баррелей в сутки и 240 000 баррелей в сутки в этом году и около 330 000 баррелей в сутки в 2018 году, по оценкам консультантов FGE и Wood Mackenzie.
Unipec является лидером в продвижении новых зарубежных рынков, впервые за несколько лет перебрасывая реактивное топливо из Сингапура в северо-западную Европу в июне. Между тем, китайские поставки дизельного топлива в 2017 году более чем удвоились во Франции, более чем в четыре раза в Италию, а страна отправила дизельное топливо в Кению впервые в этом году.
ВЫСОКОЕ КАЧЕСТВО ТОПЛИВА
Конкуренты, ориентированные на экспорт, в Сингапуре, Южной Корее и на Тайване будут в наибольшей степени подвержены влиянию китайского предложения.
«Мы пытаемся диверсифицировать и находить новые рынки, увеличивая число наших клиентов в существующих странах», — сказал южнокорейский источник переработки.
«Это влияет на корейских нефтеперерабатывающие компании, поскольку у нас есть еще один игрок на рынке».
Японские и индийские нефтеперерабатывающие заводы будут в меньшей степени затронуты.
Китай и Индия затмили Японию как крупнейшего потребителя нефти в Азии. Японские нефтеперерабатывающие заводы консолидируют мощность из-за падения населения, и все большее использование альтернативных видов топлива в энергетическом и транспортном секторах сократило потребление нефти.
Между тем, индийские нефтеперерабатывающие заводы сосредоточены на удовлетворении растущего внутреннего спроса.
Новые современные нефтеперерабатывающие заводы Китая конкурируют с экспортерами региона в производстве топлива для стран с жесткими стандартами топлива, такими как Австралия. Экспорт дизельного топлива в Австралию увеличился в семь раз до 850 000 тонн в 2016 году и находится в темпе, который почти соответствует этому уровню в этом году.
Замедление китайского внутреннего спроса на топливо, поскольку люди используют больше электромобилей или совместное использование велосипедов и скутеров, заставило нефтепереработчиков экспортировать больше бензина.
Ожидается, что спрос на бензин в Китае снизится до 3,5-4% в 2017 году по сравнению с ростом на 6,5% в прошлом году, сказал Шри Паравайккарасу, глава East of Suez oil в FGE.
Рост продаж автомобилей, в основном работающих на бензине, замедлился до 0,7 процента в первом полугодии 2017 года по сравнению с 8,7 процента годом ранее, в то время как автомобили с альтернативными видами топлива выросли на 52,9 процента, сообщает BMI Research.