Блог им. NeGuru
Начинаю большую тему про информационную среду трейдеров. В конце есть видео версия, но сразу предупреждаю — у меня нудный монотонный голос.
Всё относится, в первую очередь, к дейтрейдингу на американской фондовой бирже.
Во всех своих материалах я старался придерживаться простого подхода: не нужно давать метод или говорить как делать, вместо этого нужно объяснить как оно работает, чтобы можно было на основе этой информации самостоятельно сделать необходимые выводы и сгенерировать или найти недостающую информацию. Принцип всем известной притчи, о том, что не нужно давать человеку рыбу, нужно дать ему удочки. С таким же подходом я буду говорить про информационную среду. Мы не будем обсуждать почему та или иная книга плохая, или почему не стоит идти на какой-то конкретный обучающий курс, вместо этого я попытаюсь дать понимание основных моментов, чтобы каждый смог сам оценить ту информацию, которую он изучал или пытается изучить. Ещё здесь же стоит отметить важный нюанс — я неплохо разбираюсь в предмете, потому что сам прошёл всё вдоль и поперёк, все аспекты этой информационной среды я испытал самостоятельно и многие грабли побывали на моём лбу. Если вы ещё только раздумываете идти на какое-то платное обучение, то я скорее всего его проходил, если вы нашли какую-то супер-пупер стратегию, хотите её изучить и протестировать, я скорее всего это уже делал и выкинул эту стратегию за бесполезностью, если на вас снизошло какое-то прозрение, вы додумались до чего-то действительно, по вашему мнению, стоящего, вот он грааль! наконец! успех близок… я этот грааль или похожий уже открывал, и испытывал все те же эмоции, ту же эйфорию и был сильно разочарован и терял деньги, и вас ждёт то же самое, потому что это так не работает, граали не открываются, а прозрения не приводят к успеху. Возможно, вы сейчас не поверите мне на слово, продолжите в том же духе, и вам безусловно кажется, что ваш путь развития какой-то особенный, а та информация которую вы изучаете — правильная, но я уверяю: вы идёте по тем же граблям, по которым прошло сто или тысяча человек до вас, включая меня, и придёте вы к тому же пункту назначения — слитый депозит, потерянное время и разбитые надежды, потому что вы развиваетесь абсолютно по той же схеме, что и все остальные. Не стоит питать иллюзий в этом плане, вы читаете те же книги и статьи, смотрите те же ролики на ютюбе, слушаете тех же гуру — у всех вас абсолютно одинаковая информационная среда и она является вашей самой большой проблемой. Об этом мы и поговорим. Информации очень много, так что будет серия видео.
А начнём мы с простого и в тоже время сложного вопроса — в чём проблема трейдинга, почему все теряют? Банальный вроде бы вопрос, но мало кто даст на него внятный ответ, чаще всего я слышал, что это проблемы психологии или нет денег на нормальный депо, а с маленьким я сливаю, потому что он маленький, но это всё не проблемы, это следствия. На самом деле, реальных проблем две. Первая — это отсутствие образования. Не нужно путать образование с псевдо обучениями а-ля научим вас торговать за пару недель или месяц. Реальная картина такова, что образования в этой профессии нет от слова вообще. Но это только половина беды, думаю, что нашлись бы умельцы-самоучки, разобравшиеся во всём сами без всяких образований, для славянского человека это по-моему вообще нормальное явление, но здесь как раз возникает вторая проблема — у людей нет необходимости во всём разбираться, у них полно информации, я бы сказал есть её избыток, бери и изучай, на любой вкус. Ни один нормальный человек в таких условиях не попытается разобраться во всём сам, ведь всё уже есть. И вот здесь как раз зарыта свинья, которая заключается в том, что подавляющее большинство этой информации не имеет ничего общего с реальным трейдингом и с тем, чтобы вы смогли эту профессию освоить, изучая эту самую информацию. При этом, она чаще всего хорошо подаётся, звучит и выглядит логично, а самое главное во всех источниках она примерно одинаковая. Всё это создаёт сильнейшую иллюзию достоверности.
Просто сядьте и осмотритесь. Что вы видите вокруг себя, из чего состоит ваше информационное поле? Книжки по тех. анализу, где рассказывают что такое канал, как его рисовать и где покупать, а во второй главе все виды свечных формаций? Ролики на ютюбе из ряда “как начать зарабатывать” или “пять лучших формаций которые всегда работают” или “шесть способов/советов как торговать пробои/отбои/пампы и т.п.”. Или вот, из недавнего “Price Action: свечные паттерны” и там на полном серьёзе описывается как спрогнозировать движения цены с помощью формаций чёрная ворона и белый солдат… методичка: “Шесть способов вырезать аппендицит.”, прочитал и вперёд! не нужно десять лет учиться на хирурга, нужно просто найти правильную, рабочую методичку. Здесь это кажется бредом и глупостью, но в трейдинге заходит на раз! И это всё от больших компаний: брокеров или пропов, от раскрученных брендов, распиаренных гуру и именитых авторов. В глазах любого, пришедшего в трейдинг, эти источники являются наиболее авторитетными, других-то нету. Никому и в голову не придёт, что это всё большое болото из контрафакта, домыслов и околорыночного бизнеса. Наоборот, все эту информацию изучают и радуются такой возможности, не имея ни малейшего представления, что годами топчутся на месте.
Вспоминаю себя несколько лет назад, когда я во всём этом копался, полный надежд и энтузиазма. А ведь не самый глупый и наивный человек, но потратил на это почти два года и несколько тысяч долларов. Почему так происходит? да всё просто — мы не знаем, что это помойка, мы не видели альтернативы, потому что её попросту нет. Даже если реально полезная информация появляется в поле зрения, то она остаётся где-то на задворках, в виде неприметных статей в ЖЖ или каком-то блоге. Эта информация не так красочно оформлена, она сложна для восприятия и её крайне мало. Даже если мы её видим, то подсознательно сравниваем с той другой, которая понятная, яркая, с красивыми картинками, которая везде, и эта замухрыжная статейка не воспринимается как возможная альтернатива на таком фоне. Звучит всё как теория заговора, но мы это будем разбирать в нюансах, я только призываю не просто слушать и верить или нет, а включать мозг, пытаться анализировать и сравнивать с тем что есть у вас.
Для начала давайте представим, что вы обращаетесь к вашему знакомому, в меру здравомыслящему человеку, с таким предложением: “Пошли в трейдинг, будем торговать на одном из самых крупных рынков мира, где тысячи участников, фонды, спекулянты, маркетмейкеры и т.п. Будем у них забирать деньги, рисуя на графике линии и выявляя вот такой паттерн с откатом”. Что он вам ответит? — “Иди-ка парень куда подальше!” верно? Но вы не сдаётесь! и продолжаете: “Да я тебя же не просто так сюда зову, нас сейчас научат, вот есть курс, там за двадцать лекций, которые идут в течении месяца, нас научат у этих всех ребят забирать деньги. Стоит всего тысячу баксов, уже набралась группа из 28 человек, пошли скорее, осталось всего два места”. Здесь, я думаю, знакомый пошлёт вас уже матом и будет совершенно прав, поскольку это полный бред и ничего общего с реальностью не имеет. Но как же так получается, что мы тратим на этот бред годы и тысячи долларов, как в моём случае? Всё очень просто. Проблема кроется в особенностях работы нашего мозга. Мы изучаем информацию постепенно. Сначала книга по тех. анализу. Возможно мы никак не восприняли информацию в ней, или даже отнеслись с недоверием, но затем нечто похожее мы встречаем в статье на популярном ресурсе, потом какой-то парень в видео на ютюбе чётко и убедительно рассказывает про то же самое. Потом выясняется, что это не какой-то парень, а он работает в крупной компании, занимается обучением, ведёт семинары и все говорят, что он крутой трейдер. И вот, спустя два-три месяца следования по таким цепочкам, бред про чудодейственность дейхая и паттерна “треугольник” уже не кажется нам таким уж бредом, а щё через пару месяцев мы это всё активно изучаем, тестируем и делимся своими наработками в соц. сетях. При этом то, что всё это полная хрень — оно никуда не делось, на самом деле у вас не появилось ни единого факта, опровергающее это, вас просто убедили, вы изменили свою точку зрения. Это происходило незаметно, но на выходе мы получаем то, что изначально вы бы человека предложившего подобное послали нахрен, а теперь вы во всё это верите, готовы тратить время и деньги.
У многих была такая история, когда какой-то знакомый, казалось бы вполне адекватный и неглупый человек, однажды начинает вам предлагать какой-нибудь продукт сетевого маркетинга со словами: “если щас купишь на три тысячи — сразу попадёшь на четвёртый уровень...”. И ты думаешь, ё-маё, как же так, был вроде толковый парень, как его угораздило то. На самом деле он не попал туда сразу, он прошёл всё те же стадии, когда информация даётся постепенно, человека убеждают, медленно меняя его точку зрения. И каждый сейчас сидит и кивает головой — да… что за народ в этом участвует, они там всё как зомбированные, но я призываю каждого открыть свои скрины и посмотреть на них внимательно, если там всякие линии или индикаторы, а решение о входе вы принимаете потому что цена что-то пробила или от чего-то отбилась, то вы прошли тот же путь, что и эти дельцы сетевого маркетинга, просто вас не убеждал кто-то конкретно, вы убедили себя сами, находясь под воздействием определённой информационной среды, и это не меняет сути — вы также развиваетесь в скорлупе, будучи не в состоянии отбросить всю эту информацию и посмотреть объективно, что вы вообще делаете. Вам уже очень трудно поставить себя на место вашего друга, посылающего вас куда подальше и взглянуть на всё его глазами, при том, что он прав, и его взгляд максимально трезвый. Аналогия на самом деле очень близка по своей структуре, несмотря на то, что сетевой маркетинг — это конечно же утрированная модель. Если попробовать пообщаться со среднестатистическим начинающим трейдером, который во всём этом варится год-полтора, то на лицо будут все признаки — непоколебимая вера в какие-то методы, которыми он сейчас пытается пользоваться, нерушимый авторитет каких-то гуру, невосприятие фактов и т.д., и самое главное — такого человека крайне трудно в чём-то переубедить, а если хоть намекнуть на то, что всё его знание это ерунда, то в ответ можно получить приличную порцию негатива, если кто-то пытался разговаривать с человеком, работающим в сетевом маркетинге, то мог наблюдать схожее поведение.
Это была первая часть. Максимально обобщённая. Дальше будем всё разбирать в нюансах.