Блог им. truevaluator

Авторам макроэкономической политики

Рассуждения о современном макроэкономическом регулировании, долгах и сбережениях, дефолте спустя 20 лет, и как перестать ставить телегу впереди лошади
@truevalue

Я, мягко говоря, в унынии от нашей экономической политики в последнее время. Так же как расстроен от неудачи в ¼ финала чемпионата мира по футболу, которая нас в итоге настигла в послематчевых пенальти с Хорватией. Но если игра сборной России по совокупности впечатлений воодушевила и вселила надежду на будущее, а ошибочная ставка на отдельных игроков поправима, то неверный выбор в экономической политике – это надолго и болезненно. Авторы политики отталкиваются от неверного допущения, что экономический рост и процветание возникают из «сбережений». Они ставят телегу впереди лошади, когда размышляют на обывательском уровне — «вот сейчас сбережем, налоги соберем, а потом потратим единственно верным способом». Экономика на уровне макро так не работает. Сначала должны быть расходы, которые превращаются в чьи-то доходы, а уж из доходов возникают сбережения. И если это сбережения в неизрасходованных деньгах, то они тормозят следующий цикл расходов-доходов и экономику в целом.

Сначала немного теории. В экономике все взаимосвязано. Как в математике 2*2=4 или квадрат гипотенузы всегда равен сумме квадратов катетов, так и в экономике расходы одних – это доходы других, профицит одних – дефицит других, чистые сбережения* одних – это долги других, госдолг и дефицит бюджета – это чистые сбережения и профицит всех остальных секторов… Но в отличие от беспристрастной к частям уравнения математики в экономике, как правило, есть причина и следствие. Правда, далеко не всегда причины и следствия интуитивно понятны, что приводит к ошибкам при выработке многих экономических и политических решений.

*Под чистыми сбережениями (net savings) я рассматриваю разницу между доходами и расходами, или неизрасходованный доход. Под расходами в данном случае понимаются любые покупки товаров, работ или услуг, включая недвижимость и другие «реальные» инвестиции. Таким образом, чистые сбережения – это то, что накоплено за определенный период в финансовых активах за вычетом долгов.

Например, когда Правительству не нравится бюджетный дефицит, то в первую очередь нужно оценить в связи с чем он возник (упали доходы или выросли расходы) и как менялись и будут меняться балансы других секторов – внутреннего частного и внешнего. Попытка снизить дефицит бюджета может ни к чему не привести, потому что в ответ на сокращение расходов бюджета или повышение налогов частный сектор недополучит свои доходы, затянет пояса и будет больше сберегать, а не тратить. В результате бюджетный дефицит не только не снизится, но и вырастет. Ведь доходы бюджета в большей части формируются как определенная часть доходов граждан и организаций (частного сектора).

Сбережения частного сектора формируются из трех составляющих:

1) частного долга (долга одних граждан и организаций перед другими, включая прежде всего банковский кредит и корпоративные облигации),
2) госдолга (=дефицита бюджета, хотя иногда дефицит может финансироваться и другими способами),
3) дефицита внешнего сектора (=профицита внешней торговли, тут тоже есть нюансы, не имеющие ключевого значения).

Я сознательно не включаю в сбережения инвестиции в недвижимость и другие товары длительного пользования, которые суть – потребление реальных товаров, произведенных другими (часто грань между инвестициями и потреблением условна). А когда один покупает «инвестиционную» квартиру у другого, общая величина сбережений не меняется.

Очень важно понимать, что без сбережений, а значит без постоянного роста суммы источников для сбережений (частный кредит + дефицит бюджета + профицит внешней торговли), частный сектор существовать не может. В отличие от государственного бюджета, который может создавать деньги «из ничего» (точнее из госдолга в суверенной валюте, которую само государство и выпускает). Как это делает банковский сектор, выдавая кредиты «из ничего», автоматически записывая новые деньги на две стороны баланса – кредит в активах и депозит в пассивах.

Сбережения частного сектора, измеряемые в процентах общего валового дохода (возьмем для его измерения ВВП), величина относительно постоянная в долгосрочном плане. Для каждой страны она может зависеть от нескольких составляющих — экономической активности (чем она больше, тем больше образуется сбережений и частного долга), дифференциации доходов (богатые больше сберегают) и отношений с внешним миром (как резиденты и иностранцы инвестируют за рубеж и в страну или выводят из нее средства).

1. ДОЛГИ И СБЕРЕЖЕНИЯ В РОССИИ


Для России норма частных сбережений в нормальной ситуации превышает 10% ВВП страны. На графиках ниже собрана информация почти за всю историю современной России с 1995 года и сделан желаемый макроэкономический прогноз для сбалансированного развития страны до 2050 года. Допущениями в прогнозе являлись желаемый Банком России уровень инфляции 4%, умеренный темп роста экономики 2%, стабильные налоги и расходы бюджета к ВВП, реальные ставки процента ~2%.

Авторам макроэкономической политики
Желаемая динамика частного и государственного долга в % ВВП России

Сокращение частного долга в % ВВП, наблюдаемое в последние 3 года, не совсем корректно отражает реальную динамику кредита. Сокращение частного долга в номинале было только в 2015 году, а в 2016-17гг. долг увеличивался, но медленнее, чем рос номинальный ВВП (рост ВВП в первую очередь шел за счет роста цен на нефть и стоимости экспорта). Аналогичная история будет в 2018 году. Если смотреть по структуре, то в последние годы наблюдалось сокращение внешнего долга и внутреннего долга в иностранной валюте при стабильно растущей ипотеке. Корпоративные займы прирастали рваным темпом, а значительную долю в их приросте заняли займы, включая облигационные, двух крупнейших корпораций — Роснефти и Газпрома, вынужденных замещать внешний долг внутренним.

Авторам макроэкономической политики
Прирост частного долга, дефицит бюджета и отток капитала в % ВВП

Я специально выделил на графике линию — проценты по госдолгу. Минфин панически боится, что они раздуют в перспективе дефицит бюджета и разбалансируют государственные финансы. Наверное, из этих соображений в 1990-е преимущественно выпускались бескупонные ГКО — ведь проценты принято включать в расходы бюджета, а размещение госдолга с дисконтом скрывает реальный дефицит бюджета. На самом деле рефинансировать проценты новым долгом – операция, которая не требует от Правительства каких-либо усилий (основные держатели облигаций при прочих равных на купоны покупают новые облигации). При госдолге 30% ВВП проценты по госдолгу будут составлять до 2% ВВП, а первичный дефицит бюджета будет близок к нулю.

2. ОТТОК КАПИТАЛА


Постоянный отток капитала — отличительная черта российской экономики. Я рассчитываю его в широком смысле как официальный отток, публикуемый банком России, плюс чистые уплаченные за рубеж инвестиционные доходы минус расходы. Такой портфельный подход более корректно отделяет финансовые потоки от реальных потоков товаров и услуг. Например, когда иностранный владелец получает купоны по ОФЗ и реинвестирует их в покупку новых ОФЗ, то оттока или притока денег (капитала) не происходит. В 2017 году чистый частный отток капитала в широком смысле составил $66 млрд. или 3,8% ВВП, а за 20 лет 1998-2017 отток капитала превысил $1,2 трлн. или $60 млрд. в год, ~5,7% ВВП (максимальные цифры >10% ВВП были в 1998-2000, 2008 и 2014, а минимальные в виде притока $66 млрд. или 5% ВВП в 2007).
Можно назвать много негативных причин оттока капитала, но в позитивном смысле – это естественная черта страны-экспортера нефти. Сбережения в иностранной валюте и иностранных финансовых активах служат цели диверсификации внутренних частных сбережений. Хотя в любом случае отток — прямой вычет из потенциальных инвестиций и ВВП страны.

К частному оттоку капитала нужно добавить отток по линии государства и Банка России. За 20 лет 1998-2017 чистый отток капитала со стороны государства составил $436 млрд. или ~3% ВВП. Этот отток позволил расплатиться по внешнему долгу бывшего СССР и накопить валютные резервы.

С переходом к плавающему курсу рубля с 2014 года значение величины валютных резервов для России потеряло какой-либо смысл. Тратить резервы на поддержку курса рубля сегодня никто не обязан, а существующая величина резервов более $400 млрд. даже избыточна по всем мировым меркам (отношение внешнего долга или импорта к резервам).

В перспективе отток частного капитала можно снизить с ~4% ВВП в последние годы до 2-3%. Для этого достаточно перестать государству откровенно играть против своей валюты. Остановлюсь на этом подробнее ниже. В принципе отток капитала сам снизится, если не будет снижаться внешний долг, а государство будет активнее наращивать госдолг. До половины новых размещений ОФЗ в последние годы выкупалось иностранными инвесторами (это приток частного капитала). Причем существенная доля в покупках шла через индексные фонды, которые вкладываются в активы пропорционально объему размещенных бумаг. При увеличении объема размещения они вынуждены покупать новые облигации.

Я сознательно не делаю акцента на том, как добиться роста экономики, куда и сколько инвестировать, какая политика лучше (больше или меньше государства, либеральная или социальная). Это вопросы либо политические, либо тактические. Сначала нужно определиться с тем, куда и как исторически шли сбережения, где накапливались долги и риски, какие желаемые балансы секторов экономики мы видим в будущем: населения и бизнеса, государства, иностранного сектора.

3. ТРАМП И ТОРГОВЫЕ ВОЙНЫ


Еще одно лирическое отступление касается нынешней политики США в отношении своих ключевых торговых партнеров. Когда Трамп начинает борьбу с торговым дефицитом США, в первую очередь его советники должны посчитать не сколько миллиардов долларов США «проигрывают» Китаю в торговой войне, а сколько иностранный сектор в целом сберегает в американских финансовых активах. Потому что внешнеторговый дефицит США с остальным миром – это обратная сторона финансового профицита всего остального мира в американских долларах и других финансовых активах, номинированных в USD.

Борьба с внешнеторговым дефицитом через торговые ограничения не эффективна и несет больше рисков для США и мировой экономики, чем выгод. Весь мир, не получив USD от продажи своих товаров США, может снизить свое потребление американских товаров, а дефицит как был, так и останется, ну или цены вырастут на величину пошлин в США, а баланс останется прежним.

Вместо ограничений торговли Трампу следует обратить внимание на то, кто и в каких инструментах сберегает в США. Гораздо эффективнее, например, ввести ограничения на покупку американского долга (как вам идея?! — Трампу вряд ли понравится). Зато с помощью нее можно объяснить, казалось бы, удивительную вещь: дефицит внешней торговли – это, когда страна получает больше выгод от нее, чем сама отдает, с точки зрения реальных благ, а разница в виде финансовых активов – суть удовлетворение потребности в сбережениях для других стран.

Возможно, когда-нибудь мир поменяется, и иностранные держатели USD решат обменять их на что-то другое. Тогда торговый дефицит сам снизится – либо за счет увеличения американского экспорта, либо за счет корректировки курса доллара США к другим валютам.

4. ГОСДОЛГ И ДЕФОЛТ

Здесь нужно указать на еще один теоретический постулат. Суверенная страна с госдолгом в своей валюте и плавающим курсом (когда курс валюты не привязан к золоту, другой валюте или валютному коридору) не может столкнуться с недостатком средств для выплаты долга, то есть с дефолтом. Конечно, могут быть политические ограничения на рост расходов и даже сугубо политическое решение объявить себя банкротом, как это сделала Россия 20 лет назад в 1998 году, но эти решения неэкономические. А в случае с Россией решения еще и не совсем грамотные, и, как выясняется, не суверенные — обусловленные кулуарными договоренностями с МВФ (тогдашний зампред ЦБ Сергей Алексашенко рассказывает интересные истории 20-летней давности).

Я пришел на фондовый рынок в 1997 году и перед самым кризисом, даже успел разместить в российские акции свои первые сбережения. Кстати, вполне удачно – акции Лукойла одни из первых восстановились в цене даже в долларах США. Мои потери от кризиса были больше эмоциональные. Россия в августе 1998 объявила дефолт и одновременно отпустила валютный курс, который в итоге упал в 3 раза за короткий промежуток времени, инфляция достигла 120% в первый год. А ведь можно было сделать что-то одно: 1) дефолт и контролируемая инфляция ЛИБО 2) плавающий курс и высокая инфляция, но отсутствие дефолта.
Наследие дефолта 1998 года сказывается и на политических решениях сегодня. На протяжении всей последующей 20-летней истории страна боится госдолга как огня. А нынешнее правительство, несмотря на принятые в 2014 году болезненные (и несвоевременные тогда) решения об отказе от привязки курса рубля к бивалютной корзине, валютного коридора и переходе к плавающему курсу, продолжает политику, которую имело смысл проводить в условиях 90-00-х. А именно – жесткая привязка своих расходов, дефицита бюджета, госдолга, да и, пожалуй, всего настоящего и будущего России к какой-то внешне заданной величине.

5. БЮДЖЕТНОЕ ПРАВИЛО


Сегодня такой внешне заданной величиной является бюджетная цена нефти в $40 за баррель. Риторический вопрос: почему в долларах США — валюте санкционного противника?! И вопрос по существу: почему 40+, а не 60 или 80+ как в среднем у стран ОПЕК?!

Авторам макроэкономической политики

Страны ОПЕК в подавляющем большинстве имеют фиксированные валютные курсы, для поддержания которых требуются как накопленные значительные валютные резервы, так и недопущение ситуации их хронического снижения. Фиксированный курс валюты не сможет существовать долгосрочно с высоким дефицитом бюджета, который наблюдается в последние годы у большинства стран ОПЕК.

$40 – это минимальная среднегодовая цена нефти за 13 лет и установлена она Правительством по итогам самого худшего за этот период 2015 года, когда цены на нефть краткосрочно опускались ниже $30 за баррель. Сначала для бюджетного правила рассматривалась цена нефти $50, но позже за основу был принят самый жесткий вариант ($40).

Бюджетное правило предусматривает, что все сверхдоходы бюджета (а значит и частного сектора, потому что в итоге эти доходы не поступают в экономику через расходы бюджета) от превышения нефти $40 за баррель вкладываются в иностранную валюту (по 45% в доллары США и евро и 10% в фунты стерлингов). Минфин ежемесячно считает сверхдоходы и выходит на валютный рынок, скупая на них иностранную валюту безотносительно текущей конъюнктуры, сезонности и прочих рыночных факторов. Полученная валюта уходит в Фонд национального благосостояния (ФНБ) и одновременно увеличивает золотовалютные резервы Банка России.

Соответственно при снижении цены нефти ниже $40 Минфин должен продавать валюту из резервов на открытом рынке, не допуская сильного падения курса рубля. Но у меня есть большие сомнения, что даже если случится падение нефти ниже $40, Минфин будет готов пойти на продажу валюты в рынок, а не напрямую в Банк России, как это было в прошлом. Ведь падающий курс рубля для Минфина – это тоже сверхдоходы, на которые у Правительства естественно были, есть и будут свои интересы. В принципе я оцениваю вероятность падения нефти ниже $40 в обозримом будущем как ничтожно малую. С 2017 года баланс на рынке снова стал контролироваться странами-экспортерами нефти ОПЕК+Россия, а как выше было отмечено, странам ОПЕК нужна гораздо более высокая цена нефти (80+), чтобы поддерживать фиксированные курсы валют и сложившийся уровень потребления.

В 2018 году бюджетное правило сыграло с Правительством злую шутку. Негибкость правила, заложенная в закон о федеральном бюджете на 2018-2020гг., заставляет Правительство идти на удивительные маневры. В силу действия правила Минфин не может рассчитывать на дополнительные доходы от роста цен на нефть, но может получить выгоду от снижения курса рубля и увеличения так называемых НЕнефтегазовых доходов, к которым относятся НДС, налог на прибыль и даже акцизы на топливо.

В начале года рубль укреплялся и Минфин явно не дотягивал по сбору ненефтегазовых доходов, заложенных в бюджет (по году их прирост должен составить около 12%, но за 1 квартал — только +5%, а за 5 месяцев уже +10%).

В апреле новые санкции США против Олега Дерипаски и его компаний EN+/Русал обрушили курс рубля больше, чем на 10% за неделю и заставили Минфин прекратить покупки иностранной валюты, но на короткий период. Через неделю покупки валюты были возобновлены в увеличенном объеме, чтобы выполнить установленное законом правило. Считаю, что на решение Минфина повлияло осознание того, что от более слабого курса рубля бюджет получит больше доходов от НДС и налога на прибыль. Тем более что выполнить план по размещению ОФЗ в этом году скорее всего не удастся (иностранные инвесторы побежали не только из российских гособлигаций, но и из долга других развивающихся стран). В результате курс рубля не смог вернуться на уровни до санкций, даже несмотря на выросшие с $68 до $78 цены на нефть. При этом на максимумы вернулись цены акций в рублях, и даже ненадолго цены ОФЗ (пока Правительство не объявило о повышении налогов, а ЦБ, как результат, не отложил снижение ключевой ставки).

Рост цен на нефть при одновременном падении курса рубля вызвал рост цен на нефтепродукты на внутреннем рынке. Тут Правительство само придумало «налоговый маневр» и поэтапно его реализует, что выливается кроме дополнительных доходов бюджета в более высокий рост цен на нефтепродукты, и увеличение чувствительности внутренних цен к внешней конъюнктуре. Для ограничения роста цен было решено временно снизить акцизы на топливо, но ведь это опять недобор ненефтегазовых доходов – как же их восполнить?

В сложной ситуации Правительство знает, где искать деньги — у Газпрома. По решению самого Правительства Газпрому разрешили не увеличивать дивиденды на акции за 2017 год. В результате Минфин не досчитался 72 млрд. руб. Позицию Газпрома понять можно, ведь другие политические решения государства о строительстве газопроводов в обход Украины вынуждают его увеличивать инвестиции и долг. Но последующее решение Минфина снова временно увеличить НДПИ на газ исключительно для Газпрома не поддается никакой логике. Сами решили не увеличивать дивиденды, обвинили Газпром в недоплате и решили взять свое через налоги. И так второй год подряд! Миноритарные акционеры ничего не получат, а мажоритарный акционер возьмет свое за счет других акционеров. Жаль, что против государства нельзя подать иск за умышленное причинение ущерба компании и его акционерной стоимости.

Проблемой бюджетного правила в 2018 является финансирование дефицита бюджета. Расходы бюджета у нас практически зафиксированы в номинальном выражении на несколько лет, а рост ненефтегазовых доходов только в 2019-20гг. должен был привести к бездефицитному бюджету. В этом году Правительству по моим оценкам нужно найти ~1 трлн. рублей, чтобы свести бюджет в условиях недостаточного роста ненефтегазовых доходов (в том числе дивидендов госкомпаний и акцизов). И это при том, что ~4 трлн. рублей будет использовано на покупки иностранной валюты по бюджетному правилу (против ~0.5 трлн., заложенных в бюджете).

Новые майские указы Президента, необходимость увеличения расходов в ближайшие годы поставили Минфин совсем в тупик. Вот и родились решения о повышении НДС с 18 до 20% и пенсионного возраста с 55/60 до 60/63 лет.

6. ИЗМЕНЕНИЕ ПРАВИЛА И РЕГУЛИРОВАНИЕ КУРСА


Почему же просто не взять и изменить бюджетное правило, повысив цену нефти, по которой должен быть нулевой дефицит бюджета? Хотя бы до уровня, близкого к самым консервативным странам ОПЕК ($50-60), что даст необходимые 1-2 трлн. рублей дополнительных бюджетных расходов в год, которых хватит на все Указы Президента, увеличение пенсий без повышения пенсионного возраста и многое другое. От этого расходы всей бюджетной системы вырастут на 3-6% (с 33 трлн.), что меньше ожидаемого роста экономики в будущем (только в 2018 ВВП в номинальном выражении вырастет с 92 до 101-103 трлн. руб.), и создадут меньше инфляционного давления, чем предлагаемое повышение НДС с 18% до 20%.

Министр финансов Антон Силуанов и министр экономического развития Максим Орешкин выступили жестко против каких-либо изменений бюджетного правила. Кстати, Алексей Кудрин, бывший министр финансов, а ныне глава Счетной палаты, предлагал ослабить правило всего на $5 с 40 до 45. Министры считают, что ослабление правила приведет к укреплению курса рубля (вплоть до 50 рублей за доллар при отсутствии правила), что в значительной степени подорвет конкурентоспособность, а еще это делает непредсказуемым и очень волатильным курс рубля, что тоже плохо для бизнеса.

Соглашусь, что избыточная волатильность курса рубля – это плохо, и всегда выступал за регулирование курса, особенно в 2014 году, когда Банк России отказался от какого-либо регулирования и отпустил курс в свободное плавание в самый неподходящий момент.

Но сейчас нас обратно бросает в другую жесткую крайность, от которой в свое время «погорел» Банк России (он привязывал курс к жесткому коридору, который рынок в итоге сломал). Расходы бюджета, которые лимитирует Минфин своим бюджетным правилом, и регулирование валютного курса, за которое должен отвечать Банк России, – две большие разницы. Причем на них влияет как множество непересекающихся, так и зачастую противоположных по действию факторов (кроме цен на нефть это и санкции, потоки капитала, ситуация на мировых рынках, процентные ставки, предпочтения по сбережениям и даже сезонность). Но Правительство хочет подчинить всю нашу жизнь одной величине в $40, независимо от других составляющих.

Мы снова ставим телегу впереди лошади. Отказываемся от естественной зависимости курса рубля от цен на нефть (в значительно меньших масштабах, чем в прошлом). Жесткость бюджетного правила уже привела к существенному падению курса рубля даже при росте цен на нефть. При этом такой автоматический стабилизатор экономической активности в стране как расходы и дефицит бюджета привязываем жестко к цене нефти, да еще такой низкой.

В долгосрочном плане ставка на стабильно заниженный курс рубля, какой у нас случился после 2014 года, просто вредна, потому что снижает потенциал роста новой экономики, в которой нет места традиционным commodities, на экспорт которых ставят авторы нынешней макроэкономической политики. Ключевые элементы этой политики – нулевой дефицит бюджета, бедное население, дешевые ресурсы и гарантии Минфина по сохранению статус-кво – высокой нормы прибыли в традиционных отраслях, выгод от ее реинвестирования в увеличение экспорта нефти, химии, металлов и т.п. либо вывоза прибыли за рубеж.

7. ПРОГНОЗ МЭР


Для оценки долгосрочных перспектив российской экономики показателен последний прогноз Министерства экономического развития на 2018-2024 (от 4 июля 2018). В главной таблице не представлен прогноз цен на нефть, но в тексте прогнозируется снижение с текущих ~75 до 63,4 в 2019 и 53,5 USD за баррель в 2024, даже несмотря на действие соглашения ОПЕК+Россия. Напомню, что странам ОПЕК нужна цена 80+ для балансировки бюджета. Бюджетное правило с ценой в 2 раза ниже (40+) будет действовать весь период и в валютных резервах «сжигать» ежегодно 2-3 трлн. рублей (~4 трлн. в 2018).

Считаю, что при таких параметрах МЭР очень оптимистичен в прогнозе роста ВВП более 3% после 2020 года. Судя по всему, ставка на ускоряющийся рост частных инвестиций и бурный рост ненефтегазового экспорта (чего конкретно в прогнозе нет). Общий экспорт, как ожидает МЭР, должен вырасти с $440 до $514 млрд. к 2024. То есть снижение цен на нефть и нефтегазового экспорта на 20%, должно подразумевать рост экспорта других товаров более чем в 1.5 раза с $200+ до $300+ млрд. В любом случае Россия продолжит кормить весь мир своими реальными и финансовыми ресурсами, а для 90% своих граждан сохранит стабильно низкий курс рубля и уровень жизни. Номинальный курс рубля будет падать на ~2% в год при стабильном реальном курсе рубля.

Авторам макроэкономической политики
Интересно, что в расчете фонда заработной платы (ФЗП) МЭР не учел рост трудовых ресурсов в результате повышения пенсионного возраста (ФЗП в прогнозе растет как средняя зарплата). По расчетам министерства повышение возраста даст +0,3 млн. занятых в 2019 и +1,8 млн. занятых (+3%) в 2024 году и увеличит ВВП на 1,3% совокупно за 6 лет. Получается, что производительность труда в результате повышения пенсионного возраста должна снизиться.

8. ПРОГНОЗ МИНФИНА


В проекте Основных направлений бюджетной и налоговой политики на 2019-21гг., представленном на днях в Госдуму, Минфин на основе прогноза МЭР и планируемых налоговых и пенсионных изменений детализирует динамику государственных финансов.Минфин продолжает настаивать на бюджетном правиле ~$40 (с ростом на 2% ежегодно), хотя сам оценивает равновесные цены на нефть в ~$50. Насколько консервативны эти $50 говорит график из самого документа «Основных направлений»: текущий дефицит бюджета Саудовской Аравии ~10% ВВП, а балансирующая цена нефти для нее более $80.

Авторам макроэкономической политики

Весь период 2018-21гг. доходы консолидированного бюджета будут превышать расходы (профицит), при этом ожидается как постоянное пополнение ФНБ (на разницу между нефтегазовыми и базовыми нефтегазовыми доходами или ~3 трлн. руб. в год), так и увеличение госдолга — размещение госдолга до 1.5 трлн. в год, но не более 0.5 трлн. в чистом виде сверх выплаченных процентов. Расходы бюджета будут относительно стабильны ~34% ВВП. В структуре расходов можно выделить снижение расходов Пенсионного фонда, если считать в % ВВП – с 8.2% до 7.6%, и новые расходы на исполнение майского Указа Президента 1-1.5 трлн. руб. в год (>1% ВВП).

Логика Минфина проста — чтобы профинансировать инвестиции нужно обязательно сократить потребление. И, как мне кажется, исходит из неверного понимания формулы ВВП = потребление + инвестиции + чистый экспорт. Поставить телегу (ВВП) впереди лошади (потребление и инвестиции) как спутать причину и следствие. ВВП – это суммарный объем отдельных операций, следствие, результат сложения трех величин, а не сосуд, из которого и потребляют, и инвестируют.

Авторам макроэкономической политики
Ключевые параметры консолидированного бюджета из Основных направлений бюджетной политики 2019-21

Используя параметры, заложенные МЭР и Минфином, можно спрогнозировать необходимую динамику частного долга и сбережений Правительства в фонде национального благосостояния (ФНБ). Сделал одно допущение в разрез проектировок Правительства — нефть не упадет сильно ниже текущего уровня 70+. Другие допущения: рост ВВП 2%, инфляция 4%, реальные ставки 2%, частные сбережения 10% ВВП, рубль не укрепляется в реальном выражении, госдолг не растет к ВВП, пока Правительство сберегает сверхдоходы от нефти 40+ в ФНБ.

Авторам макроэкономической политики
Динамика частного долга, госдолга и ФНБ в % ВВП России (Минфин)

Результат – частный долг должен расти опережающим темпом по 8% ВВП в год и достигнуть в перспективе 140% ВВП. Такие темпы роста частного долга в прошлом периодически заканчивались кризисами, а частные сбережения и долги приходилось спасать за счет государства. До 30% ВВП (>30 трлн. в текущих деньгах) будет заморожено в ФНБ, то есть иностранной валюте (это и отток капитала, и вычет из потенциального роста экономики). Исходя из потенциальных темпов роста экономики и процентных ставок, полагаю, что предел для частного долга в России – 100% ВВП.

9. ПОВЫШЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА


Жаркие дискуссии о необходимости повышения возраста можно свести к двум проблемам:

1) демографической, что у нас количество пенсионеров растет и будет расти относительно трудоспособного населения;
2) фискальной, связанной с нарастающим дефицитом пенсионной системы и ростом трансферта из федерального бюджета в Пенсионный фонд.

Сторонники повышения пенсионного возраста больше упирают на первую проблему и необходимость увеличения пенсий по отношению к зарплатам, хотя основной причиной была вторая. Проектировки Минфина подтверждают это. Повышение пенсий на 1000 рублей в год, конечно, будет легко реализовано, но с учетом динамики зарплат (рост >6% в год номинально) средняя пенсия по солидарной системе продолжит снижаться по отношению к средней зарплате. Таким образом, экономия от сокращения количества пенсионеров и дополнительных сборов от новых занятых в экономике (точнее старых 55-65-летних) просто сократит трансферт из федерального бюджета в Пенсионный фонд.

Основные направления бюджетной политики на 2019-21 Минфина подтверждают это – трансферт снижается и в номинальном выражении, и особенно в процентах ВВП. Из 8,5 трлн. собственных доходов пенсионного фонда 3,4 трлн. руб. составляет трансферт из федерального бюджета, причем только 1,1 трлн. из них относится собственно к обязательному пенсионному страхованию, а будет 0,9 трлн. (остальное – госпенсии, материнский капитал, прочие выплаты из ПФР).
Авторам макроэкономической политики

Собственные доходы пенсионного фонда растут на уровне роста номинального ВВП и средних зарплат (~6% в год). Отмечу странность прогноза Минфина — эффект от роста трудоспособного населения не скажется на увеличении пенсионных взносов.
Что касается демографической проблемы, то, как отметили многие специалисты, она не настолько актуальна сейчас, и сравнивать Россию с другими странами, повысившими пенсионный возраст, не очень корректно. Многие страны повышали пенсионный возраст из-за нехватки денег и большого госдолга – это ведь не про Россию. Расходы ПФР у нас относительно невысоки по мировым меркам (~8% от ВВП), а если вычесть прочие расходы Пенсионного фонда (досрочные пенсии, материнский капитал, льготы), то даже низки (~6%).

В вопросе демографии я удивлен попыткой авторов нынешней пенсионной реформы создать новую волну (яму) в естественно историческом процессе старения населения. Якобы для создания некого задела на будущее — как будто рост производительности труда не позволяет прокормить все возрастающую долю стареющего населения. Предыдущая волна (яма) пришлась на начало 2000х и была связана с последствиями Великой Отечественной (на пенсию выходили люди, родившиеся в период войны – их действительно мало). Если взять прогноз Росстата по динамике населения России до 2036 года и параметры увеличения пенсионного возраста, то трудоспособное население увеличится на 10 млн. — с 82 до 92 млн. к 2036, а людей пенсионного возраста станет меньше на 6 млн. по сравнению с текущими 37 млн. и на 13 млн. по сравнению с прогнозом в 44 млн. Повышенные пенсии 31 млн. человек оплатят те 13 млн., которые будут лишены пенсий в течение 5-8 лет (более 1 млн. руб. с человека в текущих деньгах). Авторам макроэкономической политики
На графике — трудоспособное население в млн. человек по левой шкале и коэффициент демографической нагрузки (отношение числа пенсионеров к трудоспособному населению) — по правой. Красный цветом — вариант с учетом постепенного повышения пенсионного возраста с 60/55 до 65/63 лет для мужчин/женщин.

В два раза более медленное повышение пенсионного возраста позволит убрать хотя бы неестественное снижение коэффициента демографической нагрузки в 2019-2034гг. (сгладить волну), не говоря уже о вопросах справедливости. Несправедливо лишать целое поколение пенсионных прав без достаточного времени на подготовку. Самые пострадавшие – люди 40-50 лет, для которых срок до пенсии вырастет сразу в 1,5 раза с 10-15 лет до 15-23.

Отказ государства от пенсионных обязательств в предложенном варианте сравним с дефолтом, который Россия объявила в 1998 году. Тогда можно было избежать дефолта по обязательствам в национальной валюте и тем более сейчас, когда Минфин по 400 млрд. рублей ежемесячно вкладывает в иностранную валюту (столько же примерно выплачивается пенсий по старости).

Рекомендую несколько интересных статей о том, как работает пенсионная система в мире и должна работать в России:

10. НАКОПИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА


С 2014 года заморожена накопительная часть пенсии, а с 2019 года государство планирует полностью отказаться от нее, закрепив окончательно ставку пенсионных взносов на уровне 22% и переформатировав специальный трансферт из федерального бюджета в ПФР (на компенсацию 4% из ранее действующей ставки 26%). Что будет с уже сформированными в НПФ, УК и ВЭБ пенсионными накоплениями и каковы контуры анонсированной системы индивидуального пенсионного капитала (ИПК) пока неизвестно.

Не все гладко было с доходностью пенсионных накоплений в 2004-14гг., что стало основным аргументов противников накопительной системы. Утверждения, что она дает доходность ниже инфляции и в любом случае не позволит в будущем сформировать достаточный объем средств, чтобы стать существенной частью будущей пенсии, основаны на периоде, когда в России были отрицательные процентные ставки.

Но с 2015 года мы живем в другой реальности – инфляционного таргетирования и положительных реальных процентных ставок. Банк России оценивает реальные ставки в 2+% долгосрочно (сейчас ~5%, но будет ~3%, если инфляция вернется на целевой уровень в 4%). Таким образом, внутренние сбережения в долговых инструментах почти гарантированно принесут доход выше инфляции. Особенно, если это будут безрисковые (для страны с плавающим курсом своей валюты) государственные облигации. Дефолт 1998 года, конечно, подпортил репутацию России, но это своего рода дополнительный бонус для пенсионных накоплений в виде повышенной реальной ставки.

Широкое внедрение новой системы ИПК на добровольной системе, как предлагает Минфин, вряд ли возможно. Без явных стимулов сберегать в России могут не больше 10% населения, у кого и так есть финансовые сбережения, а у остальных 90% как не было, так и не будет личных сбережений при данном уровне жизни. Так что либо нужно возвращаться к накопительной системе, либо делать ИПК условно-добровольным (по умолчанию подписать всех на отчисления, но с возможностью индивидуального отказа).

И важно учитывать, что с макроэкономической точки зрения любой массовый вариант новых сбережений для населения (ИПК или накопительные отчисления за свой счет) станет дополнительным налогом на бедных и прямым вычетом из потребления и внутреннего экономического роста. Сомневаюсь, что предложения по повышению НДС учитывали такой негативный дополнительный эффект.

11. ДОЛГ КАК ИСТОЧНИК РОСТА В МИРЕ


Посмотрим на динамику частного и государственного долга (в сумме это нефинансовый сектор) по трем основным экономикам в мире — США, Еврозоне и Китаю, где совокупный долг государства и частного сектора достиг величины около 250% ВВП и стабилизировался на этом уровне.
Авторам макроэкономической политики
Динамика общего, частного и государственного долга к ВВП США

Графики в более крупном масштабе по ссылкам ниже:
Поддержание общего долга на уровне 250% ВВП обеспечивает нормальное функционирование экономики с ростом ВВП ~4% (2% реального роста + 2% инфляции). В результате ежегодно образуется примерно 4*2,5=10% ВВП нового долга и частных финансовых сбережений. У Китая рост ВВП гораздо выше (6% реального роста + 3% инфляции), что позволяет увеличивать внутренний долг и частные сбережения на величину более 20% ВВП. Но у Китая пока есть задел для догоняющего роста с точки зрения уровня жизни основной массы населения. Аналогичный задел есть и у России.

В России, как показано на первом графике, долг нефинансового сектора (государство + население + нефинансовый бизнес) не дотягивает даже до 100% ВВП, а государственный долг, если вычесть ФНБ и госгарантии, близок к 0. Потенциал для наращивания долга есть, но для частного сектора он будет определяться величиной процентных ставок, а для государства – той величиной, которую оно сочтет приемлемой.

Долгосрочно для мира иного выхода, как наращивание госдолга нет, потому что так называемый «излишек сбережений» (saving glut) это не что-то новое, вдруг возникшее в кризис 2008 года, а естественная потребность людей иметь финансовые сбережения. Просто раньше этот избыток был не заметен. Ведь параллельно активно рос частный долг, а сейчас он находится на пределе в развитых странах. У частного сектора всегда есть предел по наращиванию долга, который определяется размером дохода и стоимостью долга. Например, семья не может взять в ипотеку жилье, когда платежи по ипотеке будут забирать у нее большую часть дохода, тем более, если большая часть платежей, – проценты по долгу. У суверенного государства с собственной валютой такого экономического предела не существует (есть только политические и само выдуманные).

Кроме памяти о дефолте 1998 года, назову еще две ключевые проблемы, которые ограничивают Минфин в увеличении госдолга:
  1. непонимание, как и кому размещать существенные объемы гособлигаций в России;
  2. неправильное понимание «проблемы вытеснения» в финансовом смысле — crowding-out effect (что якобы «госдолг вытесняет частные инвестиции»).

Об этом много писал еще в 2015 и 2016 годах. Не буду повторяться. Отмечу, что с тех пор Минфин и ЦБ сделали большой шаг вперед по расширению линейки предлагаемых инструментов (это и ОФЗ с привязкой к инфляции, к процентным ставкам, народные ОФЗ), но почти ничего не сделали для увеличения базы внутренних инвесторов в гособлигации. До сих пор продолжают размещаться в основном длинные выпуски ОФЗ, интересные преимущественно иностранным инвесторам, тогда как активы НПФ и их вложения в ОФЗ практически не растут в связи с заморозкой пенсионных накоплений.

Считаю, что делать ставку на иностранных инвесторов и длинную дюрацию госдолга в России рискованно для финансовой стабильности. На этом погорели многие развивающиеся страны (Бразилия, Аргентина, Турция), что дает повод тем, кто считает, что госдолг – это не для России, делать неправильные выводы. Пока в России нет значимых по размеру институтов длинных денег (НПФ, ПИФы) нужно размещать госдолг в пользу банков. Но банки не будут покупать длинную дюрацию в 5-15 лет, на которую делает ставку Минфин. ОФЗ с фиксированным купоном на срок от 1 года до 3 трех позволят Минфину выполнить любой план по размещению госдолга при стоимости на уровне или ниже ключевой ставки Банка России (7,25% сейчас и ~6% в перспективе). Для банков вложения в гособлигации не имеют кредитного риска и нагрузки на капитал. Ценовой риск ограничен небольшим сроком до погашения и возможной поддержкой со стороны Банка России в случае кризисных явлений (уже были прецеденты адекватной реакции регулятора на требования к переоценке портфеля ценных бумаг).

12. ПРОГРЕСС ОТ БАНКА РОССИИ


Но сначала об одном странном регрессе в деятельности Банка России. В Обзоре финансовой стабильности 2017q4-2018q1 отдельно выделяется политика по дедолларизации банковского сектора. Отмечается замедление в последнее время девалютизации банковских активов и рост валютного кредитования в отдельных секторах, преимущественно экспортоориентированных. Указывается на риски, что экспортеры наберут много кредитов, а банки имеют ограниченный доступ к внешним заимствованиям. В связи с этим Банк России ввел дополнительные меры по ограничению валютного кредитования, повысив коэффициенты риска. Вдвойне странно с учетом того, что валютные кредиты от российских банков у нас увеличивали только два крупных заемщика — Газпром и Роснефть, сокращающие одновременно внешний долг.

В своей политике дедолларизации Банк России тоже ставит телегу впереди лошади, борясь с валютными активами банковской системы, когда нужно обратить внимание на пассивы. Банки должны не сокращать валютные кредиты, а избегать валютного риска — большой разницы между своими валютными активами и пассивами. Если клиенты банка держат депозиты в иностранной валюте (это в основном экспортеры и население), то банк просто вынужден иметь соответствующие валютные активы – кредиты в иностранной валюте или деньги на корреспондентских счетах, в том числе в иностранных банках.

Почему-то Банк России в меньшей степени беспокоится о нерезидентах, которые скупали до недавнего времени до половины всего нового долга в ОФЗ. И именно они создали финансовую нестабильность, как только возник риск санкций на рынок российского госдолга.

Недавно Банк России выпустил одно очень прогрессивное исследование, касающееся ликвидности банковского сектора. В последнем разделе 9 объясняется важный факт, который противоречит многим учебникам по макроэкономике, но стал очевиден после кризиса 2008 года в США и мире. Если коротко, то ликвидность не равно кредитование. Не со всеми выводами согласен в исследовании (например, что устойчивый «дефицит ликвидности является нормальным, здоровым состоянием банковского сектора» и что при дефиците ликвидности банки будут также кредитовать экономику, как при профиците), но прогресс в том, что мы медленно, но верно движемся к пониманию того, как работает современная финансовая система. В 2014 году аналогичное исследование было выпущено Банком Англии.

Сегодня подобные исследования становятся актуальными с новой точки зрения. ФРС США начала сокращать свой баланс и соответственно структурный профицит ликвидности в банковской системе США. В свое время было много разговоров, что увеличение баланса ФРС и других центральных банков надуло пузыри на рынках акций, облигаций, сырья. А сейчас популярны мнения, что сокращение баланса ФРС якобы приведет к дефициту долларов в мире, росту ставок, если не кризису в США, то на развивающихся рынках. В данных рассуждениях аналитики тоже ставят телегу (ликвидность) впереди лошади (действия ФРС), либо связывают независимые друг от друга вещи – процентная политика ФРС и ликвидность, профицит ликвидности в активах банков и их способность кредитовать экономику или вкладываться в развивающиеся рынки. К сожалению, эмоциональный эффект тоже может привести к последствиям на рынках, ведь на них правят большие капиталы, а не то, насколько они правильно понимают, как работает система.

В качестве рекомендации предложил бы Банку России не останавливаться на достигнутом и пойти на опережение мировой финансовой и экономической мысли. Например, объяснить Правительству России и других стран, что дефицит бюджета и госдолг не вытесняет какие-либо инвестиции, а создает ресурсы для всех. Что возможность суверенной страны жить при дефиците бюджета – скорее естественное состояние и не повод бояться инфляции. Что все финансовые ограничения, которые страны налагает для себя, могут быть связаны с динамикой расходов, а не размером дефицита как такого или накопленного госдолга в своей валюте...

13. КОНТУРЫ ИДЕАЛЬНОЙ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ


Попытаюсь резюмировать свое видение желаемой для России финансовой системы:

— Все операции с иностранной валютой, поддержанием гибкого курса рубля без жестких правил, но с минимальной волатильностью, переходят в Банк России. Банк не ограничивает себя в объеме покупок валюты при существенном укреплении и продаж при существенном ослаблении курса рубля. Прогнозирование желаемой курсовой политики увязывается с динамикой внешних условий, внутренней инфляции и процентной политикой Банка России. Избыточная ликвидность в банковской системе связывается в рамках обычных операций по абсорбированию ликвидности или нормативами обязательных резервов. Примером гибкой курсовой политики в последние годы может стать Национальный банк Китая.

— Минфин сохраняет бюджетное правило, но на более высоком уровне по цене нефти, чтобы обеспечить выполнение государством взятых на себя обязательств без повышения налогов (достаточно $50-60 за баррель). Все сбережения Минфина по бюджетному правилу производится в рублях — на депозитах в Банке России примерно под ключевую ставку. Как ограничителем, так и исключением из правила должен быть рост расходов бюджета — не больше и не меньше определенного размера, чтобы не допускать избыточного инфляционного давления и недостаточного финансирования в период кризисов, когда частный сектор сокращает свои расходы. Бюджет становится не игроком на валютном рынке, который заинтересован только в падении курса рубля, а автоматическим стабилизатором экономических процессов.

— Для развития внутренней финансовой системы необходимо возвращение накопительного элемента пенсионной системы и увеличение программы государственных заимствований до 2% ВВП ежегодно (даже при одновременном накоплении резервов Минфина на депозитах в Банке России). Пенсионные фонды наряду с банками должны стать поставщиками основных финансовых ресурсов в стране. Возможно, имеет смысл определить требование о вложении определенной доли пенсионных накоплений в государственные облигации. Для избегания влияния внешних рисков на процентные ставки и финансовую систему России возможно введение ограничений на долю иностранного участия на рынке ОФЗ.

— Приоритетом повышенных бюджетных расходов должны стать инфраструктурные проекты и социальное развитие (образование, медицина, пенсии, включая элементы базового дохода). Увеличение пенсионного возраста можно осуществить после четкого определения всех параметров пенсионной системы (индексация, накопительный элемент, досрочные и государственные пенсии…). И оно должно основываться на сглаживании исторических демографических процессов (без явных волн и ям), увеличении коэффициента замещения заработка, плавном росте расходов на пенсии относительного ненефтегазового ВВП. Кроме этого, перед повышением пенсионного возраста необходимо определиться со всей социальной политикой и перспективами трансфертного ценообразованием в газовой отрасли, электроэнергетике и ЖКХ.

— Рост экономики в первую очередь должен основываться не на росте экспорта традиционных commodities, каким бы диверсифицированным он не был, а на росте внутреннего потребления и инвестиций. Упрощенно такой рост возможен при постепенном укрепления курса рубля в реальном выражении к другим валютам. Здесь есть почти двукратный потенциал, но малыми шагами в 2-4% в год мы его преодолеем за 20-40 лет. Главное, чтобы Минфин целенаправленно не играл и не прогнозировал даже номинальное ослабление курса рубля. В результате Россия войдет в число крупнейших стран не только по ВВП, но и достигнет хотя бы среднеевропейского уровня жизни и не отстанет от уже догнавшего нас Китая.

14. ВОПРОСЫ


В заключение предлагаю авторам нынешней макроэкономической политики ответить на несколько вопросов:

1. Насколько обосновано бюджетное правило с ценой $40 в условиях ожидаемой вами равновесной цены не ниже $50 и бюджетной цены стран ОПЕК выше $80? При том, что вы еще должны доказать рынку, что готовы не только покупать, но и продавать валюту в рынок.

2. Какова дисконтированная потеря стоимости сбережений государства в иностранной валюте (до 5 трлн. руб. в год при сохранении текущих цен на нефть ~$75) при одновременном увеличении госдолга (преимущественно в пользу иностранных инвесторов) по ставкам в разы выше потенциальной доходности валютных сбережений?

3. Есть ли смысл терять один-два года роста экономики в условиях прекрасных внешних и внутренних условий, увеличивая налоги, инфляцию, создавая риски для нескольких миллионов будущих пенсионеров (они сейчас явно будут более осторожны в расходах)? Может, стоит вернуться к вопросу корректировки налогов и пенсионного возраста через два года, когда станут яснее приоритеты для инвестиций и контуры всей пенсионной системы.

4. Новая демографическая яма среди пенсионеров, сравнимая с последствиями Великой Отечественной войны, действительно стоит того, чтобы ее назвали вашим именем?

5. Дефолт государства по своим обязательствам был двадцать лет назад. Насколько уместен сейчас дефолт по пенсионным обязательствам ~13 млн. граждан с учетом того, что основная часть экономии пойдет на сокращение трансферта из федерального бюджета?

6. Какой уровень и динамика частного долга позволяют экономике успешно развиваться, не создавая избыточных рисков? Долг каких секторов наименее рискован для устойчивого развития – населения, бизнеса, государства?

7. Вы верите в то, что Россия способна иметь независимую финансовую систему, которая будет опираться на внутренние сбережения и в минимальной степени зависеть от внешних сбережений и ресурсов?

★12
17 комментариев
Устал читать, но плюсую — правда рейтинга нет пока
avatar
Например, когда Правительству не нравится бюджетный дефицит, то в первую очередь нужно оценить в связи с чем он возник (упали доходы или выросли расходы) и как менялись и будут меняться балансы других секторов – внутреннего частного

Он не «возникает», а закладывается
sortarray sortarray, закладывать можно расходы, а доходы и дефицит как не закладывай — не спрогнозировать точно)
avatar
truevaluator, а как можно «точно спрогнозировать» расходы, если не знаешь доходы?
sortarray sortarray, ошибочно сравнивать государство с личным бюджетом
avatar
truevaluator, факт состоит в том, что дефицит закладывается в бюджет, а не «возникает», как Вы изволили выразиться
sortarray sortarray, ещё раз — вы можете сколько угодно прогнозировать доходы и дефицит на год вперёд, так же, как и цены акций, но результат зависит больше не от вас. Расходы вы заложите и не сможете от них отказаться, а дефицит/профицит будет зависеть не от вас (Минфина)
avatar
truevaluator, еще раз. можно сколько угодно фантазировать, но эти фантазии реальностью не становятся, даже если их произнести тысячу раз

Президент России Владимир Путин подписал закон о федеральном бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов. Документ опубликован на официальном портале правовой информации

Согласно документу, доходы в следующем году составят 15,26 трлн рублей, в 2019 году — 15,55 трлн рублей, в 2020 году — 16,3 трлн рублей. Расходы запланированы на уровне 16,53 трлн рублей в 2018 году, 16,4 трлн рублей — в 2019 году и 17,155 трлн рублей — в 2020 году. Таким образом, дефицит федерального бюджета составит в следующем году около 1,3 трлн рублей, в 2019 году — 819,1 млрд рублей, в 2020 году — 870 млрд рублей.


www.aif.ru/dontknows/infographics/byudzhet_rossii_na_2018_god_infografika
sortarray sortarray, смешно)) найдите прогноз Минфина по ценам нефть и другим параметрам, который обязательно должен идти к бюджету. А лучше найдите и сравните закон о бюджете и закон об исполнении бюджета
avatar
truevaluator, Вы уже перешли на откровенное шутовство, я удаляюсь
Я не понимаю откуда среди войн Тарасова со всеми миром и каких-то постоянных войн добра со злом находятся такие статьи на смарт-лаб! :)
avatar
олимпиада футбол


avatar
статья отличная, спасибо автору. буквально как жемчужина в куче г*вна
очень много расчётов и аналитики. буду вдумчиво и неторопливо разбираться… впитывать мудрость)

но не для смартлаба… здешний контингент не оценит, к моему к большому сожалению. здесь популярны посты про «3 вершины», «фигуру голова-плечи» и прочую ахинею...
руководства для начинающих лудоманов вроде:
«как быстро слиться делать 50% ежедневно, продав опцион»
«торгуем фьюч на жижу»
avatar
Pokemon17, спасибо, ну вот вы прочитали и еще несколько процентов захотят вникнуть. И это уже хорошо… Сюда репост из FB, там статья адресована напрямую «авторам»
avatar
Замечательная статья, такое можно в спец журналы продавать.
Но делать прогнозы на десятки лет, бесперспективно, всё легко может измениться.
avatar
Stasik, это не совсем прогноз, а модель развития. Сейчас вот пенсионный возраст поднимают, исходя из демографического прогноза на 20-30 лет. Там тоже свои модели, которые достаточно устойчивы, потому что основаны не на краткосрочных тенденциях, а на том, что происходило последние лет 80 в демографии.
avatar
Спасибо за интересную статью! Не всё понятно (макроэкономика — сложная тема, не особо близкая каждому), но в целом посыл и многие детали ясны и интересны. К сожалению, как раз вчера опять вышла новость от Силуанова, насколько может быть катастрофичным увеличение отсечки бюджетного правила с 40 до хотя бы 45.
Путин сформулировал одну из важнейших целей на ближайшие 6 лет повышение уровня жизни, но с такой экономической политикой у нас так и будет бедное население и мизерный экономический рост. И как следствие — отток квалифицированных кадров.

теги блога truevaluator

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн