Блог им. Elwood
ЛОНГ РИД. Более понятно для любителей преферанса, для остальных — факультативно.
Многократно всплывает тема, на что больше смахивает трейдинг — покер, шахматы, преф. Джон Кейнс в своей знаменитой метафоре сравнивал его с конкурсом красоты, проводимом американскими газетами в начале прошлого века.
Один из последних постов с комментами, где была снова затронута эта тема, и побудила меня дать выдержку из своей книги о поведенческих финансах
Фармазон на мизере
За долго до того, как я впервые услышал о Джоне Кейнсе и о биржевой торговле, я сталкивался с подобной дилеммой во время игры в преферанс. Преферансисты поймут, о чем речь, сразу, а для остальных я сделаю маленький экскурс в игру. Получится снова немного нудно, как в рассказе о покере в казино. I am sorry.
Преферанс это карточная игра с основным элементом в виде взяток. В колоде 32 карты от семерки до туза каждой масти. Каждый игрок при раздаче получает по десять карт и две кладутся в так называемый «прикуп», который игроки не знают, и за который потом торгуются, заявляя более высокую игру.
Взяткой называется забирание карт соперников в процессе игры, если очередная твоя карта при розыгрыше оказалась старше карт двух других игроков. Чем больше взяток берешь, тем лучше.
Но есть в преферансе и игра наоборот (так называемые «Распасы») — это когда не надо брать взяток, и чем меньше берешь, тем лучше. И, наконец, есть игра под названием «Мизер», где надо не взять ни одной взятки. Если это удается (а это во многом зависит от карточного расклада), то награда очень высока, но и наказание за каждую взятку тоже очень велико.
Чтобы сыграть мизер, нужно чтобы в имеющихся у игрока картах не было так называемых «ловленных комбинаций». Т.е. такого сочетания карт, когда на каждый ход соперника он мог бы положить карту меньшего достоинства, и, тем самым, отдать взятку. Например, семь-девять-валет является неловленной комбинацией, так как семерка является самой младшей картой, на восьмерку соперника ты можешь положить семерку, на его десятку – девятку и т.д. А, например, комбинация семь-десять-валет при определенных условиях уже ловленная, потому что на руках у соперников находятся
восьмерка и девятка, два хода подряд которыми заставят игрока взять взятку.
Часто игроки идут на повышенный риск и заказывают игру мизер, не имея на руках беспроигрышной комбинации, в надежде на прикуп. И мы рассмотрим, как раз, случай, когда надежда игрока на прикуп не оправдалась.
Пусть в результате раздачи и после прикупа (но до его сноса) у игрока образовались две ловленные комбинации в двух разных мастях (при этом, соответственно, имеются две неловленные масти): например, имеем в пиках валета и даму и комбинацию семь-туз в бубях.
Надо отметить, что при игре мизер два игрока играют вместе против того, кто заказал мизер, причем открытыми картами. Однако игрок с мизером свои карты не показывает. Задача этих двух игроков дать ему как можно больше взяток. Для этого они планируют игру вплоть до последнего хода, но их планы осложняются, во-первых, незнанием двух снесенных карт и, во-вторых, возможной нестандартной игрой мизерующего, о которой
мы сейчас и поговорим.
Чтобы дать взять мизерующему с плохими картами как можно больше взяток, нужно сначала забрать у него все неловленные карты, а затем, последним ходом, пойти в ловленную масть так, чтобы он забрал все остальные взятки. Такая ситуация называется на преферансном сленге «паровоз», и очень сильно бьет по карману мизерующего. Поэтому мизерующий обычно забирает «причитающиеся» ему взятки (за счет
ловленных мастей) а затем ходит картами из неловленных мастей, чтобы отдать остальные взятки соперникам. В данном случае, поэтому, он снес бы валета с дамой и оставил бубновые семь-туз. Тогда, при ходе соперников в бубну, он забрал бы тузом их первый ход и следующим ходом семеркой отдал бы все остальные взятки, получив в итоге лишь одну взятку в этой игре.
Некоторые игроки, однако, предпочитают пойти на повышенный риск (связанный с получением большого количества взяток) с расчетом обмануть или «просчитать» соперников. Такая ситуация называется «пойти на фармазон». Фармазон, на воровском жаргоне означает «мошенник, занимающийся сбытом фальшивых драгоценностей». А фармазонить в преферансе, соответственно, значит обманывать, вводить в заблуждение.
Как может мизерующий фармазонить?
1. Фармазон первого уровня. Сносит пиковые валета и даму, оставляя на руках бубновые семь и туз. При ходе соперников в бубну, сразу кладет семерку, делая вид, что туза у него нет. Такой прием прекрасно работает, когда твои соперники новички и все принимают за чистую монету, т.е. находятся в плену тех самых когнитивных искажений: «раз он положил семерку, значит, туза нет, и следующий ход мы делаем в
пику».
На пику фармазонщик благополучно сносит своего туза и выигрывает за раздачу 130 или 150 вистов (в зависимости от числа играющих).
2. Фармазон второго уровня. Если перед фармазонщиком более искушенные игроки, которые сталкивались ранее с подобным обманом, то он может снести даму пик с тузом бубей, чтобы соперники подумали после хода в бубну, что их пытаются обмануть простым приемом, и сделали следующий ход в бубну, на который он благополучно сносит валета пик и опять выигрывает 130 или 150 вистов.
3. Фармазон третьего уровня. Если перед фармазонщиком опытные игроки, знающие про оба вышеописанных приема, то он может снести пиковые валета и даму, оставляя на руках бубновые семь и туз, рассуждая следующим образом: «они знают, что я заставляю их подумать, что хочу их обмануть не самым простым приемом (как в случае 1), а более продвинутым (как в случае 2), и, значит, ходить в бубну они не будут».
Чтобы заставить соперников сделать неправильный ход, фармазонщик должен быть очень и очень тонким психологом. Он должен не только оценить уровень каждого из игроков, но и, поскольку в этой игре против него играют два или три соперника объединившись, попытаться еще оценить, кто из них доминирует в группе, и будет, скорее всего, принимать окончательное решение. Обратите также внимание, что результат в случае 1 совпадает с результатом 3, то есть соперники не должны пойти в бубну, что делает психологическую ошибку со стороны фармазонщика еще более критичной.
А теперь давайте сравним метафору Кейнса с моей метафорой. Если у Кейнса размышления оценщика сужают группу участниц, из которых предстоит сделать выбор, то в моем случае игроку предстоит принять то единственное решение, которое отделяет победу от поражения – совсем как на бирже: продать или купить. Трейдер должен правильно оценить, кто в данный момент на рынке – неопытные икринки, элитные рыбки или хищники, и, зная их повадки, сделать единственно правильный выбор.
А покер — вряд ли лотерея, потому что победители одни и те же.
Susanin, Вы говорите про боксовый покер в казино
Я говорю про техасский холдем
Когда покер сравнивают с торговлей — разговор практически всегда идет о техасском холдеме, а не про боксовый покер в казино, там-то все понятно.
«Господа, когда вы уже перестанете бегать по этим граблям». Но это и есть
поведение толпы, не обучаемой, легко управляемой и мечущейся.
Швырни толпу вверх, и цена полетит параболой до заоблачных высот (Биткоин, билеты МММ), толкни вниз, и она будет падать. пока на пути не встанет стенка в виде чудо-новости или серьёзных покупателей.
Но трейдинг это не шахматы. Нет. Не назовёшь шахматами довольно скучное занятие по наблюдению за однообразным поведением группового, с позволения сказать, мозга.
Но трейдинг и не рулетка, и не игровой автомат с ручкой и дыркой для монеток. Это уж вообще примитивное занятие, очень похожее на онанизм.
Включил воображение, и дергай рукой туда сюда )))
Такой вот взгляд на рынок.
Да, кстати, это удивительно. Часто стараешься сделать анализ, рассчитывая на то, что коллективный мозг эволюционировал, и рассмтариваешь доп. варианты. До которых так дело и не доходит)))
1. Вероятность убытка — как говорилось, наказание за каждую взятку очень велико. Эта величина просчитывается, как просчитываются вероятности любых карточных раскладов (комбинаций). Увы, большинство биржевых игроков не представляют, чем может определяться вероятность убытка. Для этого надо понимать, чем определяется преобладание возможности одного из направлений в следующем ценовом движении.
2. Величина выигрыша. В мизере эта величина очень велика. Это максимально возможная игра. В трейдинге представление о потенциале сделки у многих тоже смутное. Там, кроме зон поддержки/сопротивления, в качестве цели по сделки, присутствуют еще некоторые факторы. Как то, e.g., фаза движения.
3. Прикуп в мизере играет ту же роль что и случайность в трейдинге. Если игрок в преф надеется на прикуп, чтобы сыграть в игру с большим наказанием — убытком, то он не профессионален. Прикуп лишь увеличивает его и без того высокие шансы (изначально сданные карты) сыграть дорогую игру. В трейдинге очень много игроков рассчитывает на «прикуп» — надежду на лучший исход. Удача точно также должна лишь обеспечивать дополнительный бонус в высоковероятной прибыльной ставке — в виде, например, безоткатного большого движения в сторону ставки.
kosta der, пробой дело тонкое, как Восток)))
надежда на истинный пробой- как гаденькое сопутствующее чувство, присутствует даже у бывалых))) Просто не стоит ставить на положительный исход, как на гарантированный. Засим — обязательно стоп в правильном месте.
Более опытный игрок с 56s (suited, одномастные), находясь в позиции и видя перед собой слабого лимпера и sb+bb, резко повышает ставку впятеро, показывая сильную карту. К примеру, лимпер колдколлит, показывая слабую руку, sb и bb выходят. На стол выкладывают 47K, лимпер чекает, игрок ставит контбет в 2/3 банка, эмулируя, что к AK (KK, KQ, KJ), которые он изображал до этого, доехал король (или у него AA). Идея в том, что сбрасывать спекулятивную руку игрок не хочет, а лимпить в слабый стол нет смысла, поэтому рейзом он открывает себе дополнительные возможности для давления на банк, оставляя при этом себе шансы сыграть и по карте тоже, если стол ему подойдет. Колдкол лимпера означает, скорее всего, то, что он, как и многие слабые игроки, хочет «посмотреть флоп». Что ж, во флоп он не попадет в 2 случаях из 3, а даже если и попадет, то не факт, что в верхнюю карту, и убежит на контбет
на мизере как правило зависит от умений вистующих нежели от игрока. Если вистующие не знакомы с мизером де голля, ласкера, то может многое прокатить.