Блог им. TRADERAAR
Справедливая стоимость акции зависит от многих факторов, но скорее всего в первую очередь инвесторов интересует прибыль компании, т. к. зачем покупать бизнес, который не приносит прибыль?
Предлагаю рассмотреть два мультипликатора фундаментального анализа, которые распространены в мире, и несколько способов их применения:
Давайте начнем c EPS. Он показывает, сколько прибыли принадлежит акционеру после того, как компания уплатит все налоги.
Причем правильнее данный показатель смотреть не по конкретной компании, а в сравнении с конкурентами и в процентном выражении. Давайте по порядку.
Например, компания А заработала 500 млн рублей, а компания Б 100 млн рублей. Эти показатели нам ни о чем не расскажут, пока мы не посчитаем, сколько компания заработала нам как акционеру на одну акцию.
Можно посчитать EPS двумя способами:
Второй способ применяется, если у компании соответственно есть привилегированные акции
Это так называемый базовый EPS.
Есть еще определение разводненного EPS и форвардного.
Разводненный EPS — это расчёт средневзвешенного количества акций за анализируемый период.
Считается, что это более правильный расчет, но можно ограничиться и простым расчетом, в любом случае в отчетности компаний по МСФО есть информация про EPS с учетом двух видов прибыли:
В данном случае представлен отчет Лукойла по МСФО за 3 кв. 2019 года, который вышел вчера и стоит отметить, что он просто рекордный по меркам нефтегазовой отрасли. Компания показала отличные результаты.
Давайте на посчитаем на практике, используя отчет (18 стр)
Чистую прибыль нужно поделить на количество акций = 776.42 рубля. Как в Аптеке.
Просто получив значение 776.42 не понятно хорошо это или плохо, но можно сказать точно, что если компания направит 100% чистой прибыли на дивиденды, мы получим как акционер 776 рублей на одну акцию.
Имея EPS = 776,42 можно понять, какую доходность компания дает на одну акцию относительно чистой прибыли. Как посчитать?
На текущий день стоимость акции Лукойл = ~6100 рублей
(776,42/6100)*100= 12,7%
Именно этот показатель (процентный) нужно сравнивать с отраслевыми компаниями. Не рублевое значение, а процентное. Это к вопросу о том, что компания А заработала 500 млн, а компания Б 100 млн. рублей.
Показатель 12,7% говорит нам, что если компания направит 100% чистой прибыли на дивиденды, то купив акцию по текущей цене, мы получим 12 – ую доходность.
Но далеко не все компании выплачивают 100%, мы должны учитывать, что компании роста могут направлять деньги и на развитие бизнеса, и вот тут в игру вступает в игру второй коэффициент фундаментального анализа, который отвечает за окупаемость инвестиций.
P/E помогает определить, что кроется за абсолютными значениями.
P/E – говорит нам о том, что если компания при текущей прибыли будет направлять 100% чистой прибыли на дивиденды, то… она окупится за столько то лет. Но опять же не всегда следует ориентироваться на дивиденды. Компания может вкладывать прибыль в свое развитие и это также может отразиться с позитивом на ее будущей стоимости.
На примере Лукойла можно посчитать P/E. Я считаю, что лучше использовать годовую отчетность, но век больших скоростей и высоких технологий заставляет смотреть еще и квартальную отчетность.
Итак, расчеты для Лукойла (отчет 3 кв. 2019 года)
Капитализация компании = кол во акций * цена 1 акции = 670 862 * 6100 = 4 092 258 200 рублей (не считайте знаки – это триллионы). Капитализация может меняться ежесекундно, поэтому округлим до 4, 100 000 000 рублей
Далее нам потребуется прибыль – 520 868
P/E=4 100 000/520 868= 7.8 (почти 8 лет). В расчете указана капитализация в миллионах, т к прибыль в отчете в миллиардах (просто убраны лишние нули).
P/E сам по себе бесполезен, есть несколько интерпретаций данного показателя, попробую их отобразить на графике:
Можно считать по разному, смотреть P/E по отрасли или по конкретной компании.
В данном случае представлены исторические значения P/E по Лукойлу. Значения округлены, среднее получается порядка 7,7 лет. О чем говорит показатель 6 лет по итогам 3Q2019, о том, что цена компании по меркам среднего значения и в целом P/E России недооценена.
В России P/E исторически имеет значение порядка 8-10 лет, на текущий день по нефтегазовому сектору порядка 11 лет.
Зная среднее значение компании или отрасли мы можем посчитать справедливую стоимость акции.
В данной статье предлагается взять среднее значение по отрасли = 11 лет.
Справедливая стоимость Лукойла = P/E*EPS = 11*776.42=~8540 рублей. Данное значение может показаться завышенным, опять же. Этот результат посчитан относительно данных цифр.
P/E = 11 – это среднее значение по отрасли, можно брать нижние или верхние границы значений по отрасли и будущий EPS по акции.
Все расчеты, разумеется, относительны, и могут отличаться друг от друга подстановкой иных значений как P/E, так и EPS. Потому что есть считать стоимость Лукойла исходя из того того, во что мы вкладываем деньги – в капитал (P/B), что не совсем корректно, получится, что Лукойл торгуется у своих значений. P/B = ~ 1. Стоит отметить, что в расчетах также не учитывалась дивидендная политика компании.
Универсальных расчетов для оценки бизнеса, к сожалению, не существует. Предложен лишь один из вариантов. И даже EPS не является исключением из этого правила, не взирая на то, что он может показать более объективную картинку, чем просто оценка чистой прибыли эмитента.
Спасибо за внимание!
ВКонтакте: vk.com/1nvestgram
Инста: https://www.instagram.com/_investgram_/
Данная информация не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией, а также не учитывает ваш риск-профиль как инвестора.
smart-lab.ru/mobile/topic/556705/
А где можно брать исторические данные по P/E?
Гораздо полезнее добавить EBITDAX и посмотреть, какая получается картина
Ленивый Инвестор, Ну а как например Яндекс сравнить с аналогами?
Дешево, например, 20х р/е или дорого?
Кого реально в аналоги взять? Mail.ru? И все.
Телекомы не релевантны будут. Что еще брать? А сравнить то надо нормально.
Или глобально сравнивается наш рынок с другими развитыми или развивающимися, чтобы понятно насколько он примерно недооценен.
Или пример с ритейлом. Wallmart, Costco торгуются примерно по 4-6х EV/EBITDA при EBITDA margin 5-6%. То наш ритейл не должен стоить больше 6х или должна быть какая-то веская причина в этой премии.
Или если у тебя компания growth? Ну там выручка прирастает год к году на 30-40% и компания развивается, а чистая прибыль отрицательная. Ее уже не оценить по p/e ((