Блог им. NeverShortTesla
Рыночные мультипликаторы активно применяются в сравнительном анализе, когда, например, нужно сравнить две разные по объему капитализации компании. Такие коэффициенты наглядно показывают, какая компания в данный момент времени торгуется дороже или дешевле.
Ключевые мультипликаторы: P/S, P/E, EV/EBITDA и P/FCF. Причем, для удобства при сравнении часто используют среднеотраслевой коэффициент (строка «average» в наших таблицах). Это дает понимание – как акции компании торгуются относительно аналогов в целом.
При этом важно понимать, что если, скажем, одна компания выглядит дешевле по EV/EBITDA, это совершенно не означает, что котировки вдруг начнут расти и «догонять» среднеотраслевой показатель. Любой мультипликатор или коэффициент – это не абсолютная, а относительная величина. В большинстве случаев его можно применять исключительно в сравнительных целях.
Мультипликаторы отдельных компаний могут быть ниже и, соответственно, акции – дороже, по совершенно разным причинам, и это является поводом отдельно проанализировать данные компании. В случае, если подводных камней (плохие отчеты, корпоративный негатив, суды, банкротство и т.д.) нет и при относительно низких мультипликаторах компания выглядит сильно в фундаментальном плане. Такие акции допустимо рассматривать к покупке.
Кроме того, не всегда можно рассчитать тот или иной мультипликатор, и не все они универсальны. Например, в случае если у компании нет прибыли, мы не можем применить к ней расчет по P/E. А к банкам неприменим расчет EV/EBITDA, поскольку особенности финансовой отчетности банков таковы, что EBITDA там не рассчитывается. Поэтому основной мультипликатор для сравнения банков – P/Book Value.
Мультипликаторы не являются конечным триггером для принятия инвестиционного решения, но помогают быстрее ориентироваться на рынке. Кроме того, часто дают повод дополнительно изучить подробнее ту или иную историю, и уже тогда принимать решения.
Не является панацеей для принятия решения на рынке, но значимым факторомP/S (price to sales) – отношение рыночной стоимости акции к годовой выручке компании, полученной на акцию. Показывает, сколько стоит на рынке 1 рубль (доллар) выручки компании.
P/E (price to earnings) — отношение рыночной стоимости акции к годовой чистой прибыли компании, полученной на акцию. Показывает, сколько стоит на рынке 1 рубль (доллар) чистой прибыли компании или, простым языком, как быстро мы вернем вложенные в акции деньги. Так, если компания выглядит дешевой по P/E, значит вложения окупятся относительно быстро.
EV/EBITDA (Enterprise value to EBITDA) – отношение стоимости компании (EV) к полученной ею прибыли до вычета процентов, налога на прибыль и амортизации активов EBITDA. Показывает, сколько стоит на рынке 1 рубль (доллар) EBITDA компании.
P/FCF (price to free cash flow) – отношение рыночной стоимости акции к свободному денежному потоку компании, полученной на акцию. Показывает, сколько стоит на рынке 1 рубль (доллар) FCF компании.
P/BV (price to book value) – отношение рыночной стоимости акции к собственному капиталу банка. Показывает, сколько стоит на рынке 1 рубль (доллар) балансовой стоимости компании.
EBITDA (earnings before interest, taxes, depreciation & amortization) — аналитический показатель, равный объёму прибыли до вычета расходов по выплате процентов, налогов, износа и начисленной амортизации. EBITDA служит для оценки того, насколько прибыльна деятельность компании без учёта амортизационных отчислений.
FCF (free cash flow) – денежные средства за определенный период (в нашем случае 12 месяцев), которыми компания располагает после инвестиций на поддержание или расширение своей базы активов.
BV (Book value) – балансовая стоимость компании. Рассчитывается как суммарные активы компании за вычетом нематериальных активов и обязательств.
Больше полезной информации по работе на бирже у меня в телеграм-канале
_______________________________________________________
Про ошибку первого впечатления в акциях
Про то, как я спекулирую на рынке
Про то, что мешает торговле на рынке