«Яндекс» и «Сбербанк» предположительно готовятся к сделке по разделению совместно принадлежащих им интернет-активов – СП «Яндекс.Маркет» и «Яндекс.Деньги»; стороны находятся на завершающем этапе подготовки соглашений; информация о сделке должна появиться в ближайшие время. «Яндекс», вероятно, приобретет 45% акций «Яндекс.Маркета» у «Сбербанка» за денежные средства (консолидируя в результате сделки 90% акций компании), тогда как «Сбербанк» получит 100% «Яндекс.Деньги». «Яндекс» также может объявить об SPO до 5% акций класса A.
Мы считаем, что сделка негативно повлияет на EBITDA и денежные потоки Яндекса в будущем, так как «Яндекс.Маркет» остается на этапе активных инвестиций, тогда как конкуренция на российском рынке ecommerce не демонстрирует признаков смягчения, и многие игроки (Wildberries, Ozon, AER) претендуют на роль русского Amazon. Кроме того, потребности в денежных средствах на развитие «Яндекс.Маркет», вероятно, придутся на период инвестиций в строительство новой штаб-квартиры «Яндекса», что ухудшает перспективы СДП на 2021 г.
Сделка по «разводу» активов: «Яндекс» останется с 90% акций убыточного «Яндекс.Маркета». Как сообщила вчера газета «Ведомости», решение по разделению совместно принадлежащих «Яндексу» и «Сбербанку» активов («Яндекс.Маркет» и «Яндекс, Деньги») принято; сейчас стороны завершают обсуждение условий соглашений. Согласно публикации The Bell, сделка может быть объявлена чуть позже в июне. Текущие структуры собственности СП следующие: СП «Яндекс.Маркет» («Яндекс.Маркет» и маркетплейс «Беру») сейчас принадлежит «Яндексу», «Сбербанку» и менеджменту в соотношении 45/45/10, сервис «Яндекс.Деньги» сейчас принадлежит «Яндексу» и «Сбербанку» в соотношении 25/75. Как сообщается, «Яндекс» приобретет 45% акций «Яндекс.Маркета» у «Сбербанка» и продолжит самостоятельно развивать данный актив. «Сбербанк» полностью консолидирует «Яндекс.Деньги», тогда как текущий запрет на развитие собственного финтех проекта «Яндексом» будет снят.
Сделка за денежные средства; по нашей оценке, ее потенциальная цена может составить 30-45 млрд руб. Как сообщается, «Яндекс» приобретет 45% акций «Сбербанка» по рыночной цене, которая на сегодняшний момент неизвестна. СМИ прямо не говорят о структуре сделки, но мы понимаем, что она состоится за денежные средства. Мы считаем, что ее цена может находиться в диапазоне между первоначальной стоимостью инвестиций «Сбербанка» (30 млрд руб. за 45% акций) и фундаментальной оценкой «Яндекс.Маркета» (по нашей оценке, 45% акций «Яндекс.Маркета» может стоить 45 млрд руб). «Яндекс.Деньги» – гораздо меньший актив («Яндекс» учитывает свою долю в 25% акций по балансовой стоимости, которая составляет 2,0 млрд руб). На балансе «Яндекса» имелось 167 млрд. руб. денежных средств и их эквивалентов (без учета денежных средства на балансе «Яндекс.Такси») – из них $1,25 млрд было привлечено в ходе размещения конвертируемых облигаций в феврале этого года.
«Яндекс» может объявить о размещении до 5% своих акций класса А общей стоимостью $0,6 млрд руб., исходя из текущей цены на рынке. «Яндекс» также может объявить о размещении до 5% своих акций класса A, что эквивалентно 14,7 млн акций или $604 млн, исходя из цены закрытия понедельника, 2 июня. Как сообщает газета The Bell, в выкупе могут принять участие ВТБ и Millhouse Романа Абрамовича. Доходы от выкупа могут быть направлены или на сделку, или же на дальнейшее финансирование «Яндекс.Маркета». По словам менеджмента, в апреле «Яндексу» принадлежало примерно 4,5 млрд акций класса А (примерно 1,4% общего количества), которые компания смогла аккумулировать на своем балансе за последние несколько кварталов, израсходовав примерно $150 млн при средней цене $33,3 за одну акцию.
«Яндекс.Маркет» — сильный рост дорогой ценой: Выручка «Яндекс.Маркета» выросла на 145% г/г в 2019 г. до 19 млрд руб. В то же время «Яндекс» сообщил об убытке от инвестиций при учете по методу долевого участия за 2019 г. в размере 3,8 млрд руб. и еще о 1,1 млрд руб. по итогам 1К20, что, главным образом, связано с убытком «Яндекс.Маркета» (актив агрессивно инвестирует в рост основного бизнеса и маркетплейса «Беру»). Таким образом, согласно нашим оценкам, убыток «Яндекс.Маркета» в 2019 г. мог составить до 8 млрд руб. Для сравнения отметим, что крупнейший российский онлайн ритейл Wildberries сообщил о торговом обороте на уровне 223,5 млрд руб. в 2019 г., что на 88% выше г/г, при этом его чистая прибыль превысила 3,7 млрд руб. GMV «Яндекс.Маркета» выросла на 18% г/г в 2019 г. (против 93% у Ozon).
Последствия для «Сбербанка»: Мы считаем, что рынок в некоторой степени был готов к этой информации, учитывая, что, во-первых, эта информация уже с середины 2019 г. широко обсуждалась, и, во-вторых, инвестиции «Сбербанка» в СП с Rambler и Mail.ru. Эта инвестиция для «Сбербанка» не была крупной с точки зрения масштаба (менее 1% акционерного капитала Сбербанка), и банк не рассчитывал на значительное создание стоимости в ближайшие несколько лет. Таким образом, мы считаем, что эта информация сильно не повлияет на акции Сбербанка.
Курбатова Анна
«Альфа-Банк»