Привет. Страны еврозоны вплотную подходят к коренным изменениям архитектуры финансовой системы. Полыхающий долговой кризис поставил их перед нелегким выбором: либо стать на путь еще более глубокого объединения, либо столкнуться с реальными угрозами дезинтеграции.
С момента создания монетарной унии в ней изначально был заложен целый ряд структурных недостатков, которые на тот момент просто не осзнавались. Введение единой валюты не сопровождалось созданием механизмов контроля над налогово-бюджетной политикой правительств. В условиях сформировавшейся низкой стоимости кредитных ресурсов ряд стран ослабили бюджетную дисциплину и увлеклись финансированием своих дефицитов внешними займами, что выразилось в возникновении у них чрезмерной долговой нагрузки, поставив на грань дефолта. Столкнувшись с банковским кризисом, возникшим как следствие лопнувших пузырей на рынке недвижимости, ряд правительств, являющихся к этому времени квазибанкротами, не могут обеспечивать стабильность банковского сектора и выполнять функцию кредитора последней инстанции. Более того, между правительствами и банками установилась порочная связь, когда каждый должен помогать другому, чтобы обоим не утонуть. Правительства занимают ресурсы, чтобы поддерживать банки, а банки поддерживают правительства, покупая их облигации. Ввиду наличия панического страха перед неопределенностью последствий, связанных с распадом еврозоны, вопрос о том стоит ли двигаться в направление более глубокой интеграции вроде бы и не стоит, но хватит ли странам политической воли для того чтобы поступиться значительной частью остатков своих суверенитетов. Об этом, возможно, мы уже узнаем по итогам ближайшего саммита лидеров стран ЕС, стартующего в четверг.
На практике реализация пакета мер(направленных на фискальную консолидацию, объединение банковских систем, изменение полномочий Европейского фонда финансовой стабильности) будет означать создание абсолютно иной финансовой архитектуры еврозоны. Однако в условиях, когда страны периферии не могут себя поддерживать, являясь банкротами, а Германия и Франция также в случае перехода на собственные денежные единиц могут столкнуться с издержками, превышающими расходы на поддержание своих партнеров, других альтернатив у европейских правительств попросту нет. Пожелаем им удачи!