В октябрьском интервью Boomin Алексей Лазутин, генеральный директор АО МГКЛ «Мосгорломбард», рассказал о расширении бизнеса за счет открытия новых отделений. На момент выпуска коммерческих облигаций в сети было 17 ломбардов, а сейчас уже в два раза больше — 34. Сегодня мы продолжаем тему открытия новых точек сети.
Иллюстрация: pixabay.com
За последний год «
Мосгорломбард» открыл 17 новых отделений, инвестировав порядка 45 млн рублей с учетом оборотных средств, а до конца года планирует вложить еще около 35 млн руб. Открытие каждой точки — это расходы на ремонт, аренду помещения, оформление, оборудование, рекламу и заработную плату персонала. У команды «Мосгорломбарда» большой опыт развития розничных форматов, поэтому они открывают объекты с минимальными рисками, которые начинают приносить операционный доход уже через несколько месяцев. Представители компании отмечают, что есть свои нюансы в подборе локаций и привлечении первых клиентов, которые необходимо учитывать. Например, объект у метро и в спальном районе могут существенно отличаться как по стоимости аренды, так и по вложениям в ремонт, и прибыльнее может оказаться как раз последний.
Планы по расширению бизнеса
Среднесрочные планы по развитию бизнеса «Мосгорломбарда» — 200 отделений в регионе присутствия к 2023 году. Для того, чтобы реализовать этот план, необходимы вложения в развитие самой сети и формирование притока новых клиентов. Компания планирует до конца 2023 года привлечь порядка 4 млрд рублей. Основная часть придется на заемные инструменты фондового рынка: биржевые и коммерческие облигации. Эта часть инвестиций составит порядка 2,5 млрд рублей. Другая часть это увеличение капитализации за счет продажи серии эмиссий привилегированных и обыкновенных акций АО МГКЛ «Мосгорломбард». Часть эмиссий компания планирует реализовать на бирже, при условии выхода на IPO в 2022 году. Планируемый объем привлечения в капитал — 1,5 млрд рублей.
«Особое внимание мы сейчас уделяем привлечению денег в капитал — через продажу опционов на ближайшую эмиссию акций компании. Сейчас опционы на продажу акций продаются исходя из оценки на октябрь 2019 года, хотя с того момента компания увеличилась практически в два раза. И это тот самый уникальный случай для инвесторов, когда они могут войти в бизнес еще на ранней стадии, но уже убедившись, что эмитент строго следует заявленной стратегии. Ближайшая переоценка стоимости компании запланирована на начало 2021 года — перед следующей эмиссией акций «Мосгорломбарда», — комментирует Алексей Лазутин.
Срок окупаемости
В обычной практике на «раскачку» новой ломбардной точки у владельцев уходит от 6 месяцев до года. «Мосгорломбарду» удалось выстроить процессы таким образом, что новое отделение выходит на операционную прибыль уже через 3-4 месяца. Срок окупаемости самого капитала может достигать 3-5 лет, при этом текущая стратегия развития компании позволяет не только четко исполнять обязательства по привлеченным облигационным займам, но и получать прибыль.
Последние два года в среднем 30% от прибыли общее собрание акционеров направляет на выплату дивидендов, что подтверждается аудируемой отчетностью эмитента по стандартам МСФО.
Открытие новых или покупка старых?
Если до марта 2020 года желающих продать собственный ломбардный бизнес было много, то с началом «карантина» и увеличением клиентского потока, их стало значительно меньше, а оставшиеся продавцы существенно подняли стоимость. С учетом этих факторов руководство «Мосгорломбарда» считает экономически более целесообразным открывать отделения «с нуля». «Мы достаточно быстро сориентировались и подстроились под новые реалии. Открытие новых точек — это был выход из сложившейся ситуации. При этом мы готовы к диалогу с желающими продать ломбард на территории Москвы и области», — рассказывает генеральный директор «Мосгорломбарда» Алексей Лазутин.
Развитие в коронакризис
В эпоху любого экономического кризиса, в том числе и связанного с пандемией, ломбард наоборот является бенефициаром. И здесь игрокам рынка важно понимать социальную составляющую бизнеса. Например, «Мосгорломбард» еще в марте ввел тариф, по которому заемщик не платит проценты до двух недель. Формирование лояльности клиентов с учетом текущей ситуации в стране — важная составляющая продвижения компании.
Алексей Лазутин: «Мы несем ответственность перед инвесторами, которые поверили в нашу команду и бизнес. И несмотря на коронакризис, мы продолжаем реализацию ранее принятой стратегии: будем продолжать открывать новые отделения и покупать действующих участников. К январю 2021 года у нас будет 50 отделений, а концу 2021-го года все 100».