Блог им. Koleso
Космические бароны Илон Маск, Джефф Безос и квест по колонизации космоса.
Электронная книга t.me/kudaidem/1925
Через полвека после прогулки Нила Армстронга по Луне «космические бароны» — Илон Маск и Джефф Безос, а также Ричард Брэнсон и Пол Аллен, — взяли на себя труд использовать инновации в духе Кремниевой долины для коренного снижения стоимости доступа в космос и возглавили смелый поход по строительству новой космической транспортной системы, своего рода «лестницы к звездам». Эти предприниматели уже успели поставить с ног на голову целые отрасли, и теперь они всерьез стремятся сделать космос доступным для масс.
Это дело отличается от всего, чем они занимались раньше, и представляет собой фантастическое приключение, полное риска, неудач и в конечном итоге увенчанное серией триумфальных прорывов.
Это еще и классическая история соперничества стартапов с грандиозными замыслами, история личных столкновений лидеров этого нового космического движения, в особенности Маска и Безоса, на пути к Луне, Марсу и далее, в глубины космоса.
Пять главных идей книги.
1. Американские миллиардеры Илон Маск и Джефф Безос запустили свои частные космические компании, поскольку НАСА не достигло прогресса.
2. Космические компании разработали многоразовые ракеты, которые приземляются вертикально, и «космические самолеты», которые запускаются на больших высотах с других самолетов.
3. НАСА завершило свою программу космических шаттлов, чтобы сосредоточиться на полетах к Марсу и Луне, полагаясь на частные компании в поставках Международной космической станции.
4. Илон Маск предсказывает появление на Марсе колонии людей.
5. Джефф Безос ожидает, что «грязные производства» переместятся на Марс и в космос для сохранения окружающей среды Земли.
НАСА, отказалось от своих космических челноков и нуждалось в альтернативных, надежных и доступных грузовых перевозчиках для снабжения Международной космической станции. Ведущие космические компании, Blue Origin Джеффа Безоса и SpaceX Илона Маска, активизировались. И они планируют помочь НАСА с его новым фокусом к миссиям на Луну и Марс.
У компаний схожие цели, но разные стили управления под руководством соответствующих миллиардеров. Эта книга — живой рассказ об их подвигах.
Надеюсь, она понравится всем, кто интересуется исследованием космоса.
1. Американские миллиардеры Илон Маск и Джефф Безос запустили свои частные космические компании, поскольку НАСА не добилось прогресса.
В 2003 году компания Илона Маска SpaceX начала платить 45 000 долларов в год за аренду артиллерийского завода Bluebonnet, бывшего военного испытательного полигона, у города Макгрегор, штат Техас. В начале 2005 года космическая компания Джеффа Безоса Blue Origin приобрела недвижимость в Западном Техасе общей площадью 330 000 акров.
В начале 21 века НАСА не совершало космических полетов с астронавтами, за исключением экскурсий на низкую околоземную орбиту, с 1972 года, когда астронавт Юджин Сернан ступил на Луну.
Маск основал компанию SpaceX в марте 2002 года и открыл ее первое предприятие на производственном предприятии недалеко от аэропорта Лос-Анджелеса.
Компания разработала ракету Falcon 1 для вывода спутников и других объектов на низкую околоземную орбиту примерно по 6 миллионов долларов за рейс.
Тем временем продолжались периодические катастрофы НАСА, в том числе разрушение космического корабля «Колумбия» при возвращении в космос в 2003 году, в результате которого погиб его экипаж из семи человек.
К концу того же года SpaceX разрабатывала Falcon 5, ракету с пятью двигателями, чтобы конкурировать за государственные контракты на развертывание тяжелых спутников в космосе.
Маск связался с НАСА, чтобы узнать о контракте на 227 миллионов долларов, который НАСА предоставило компании Kistler Aerospace без проведения конкурсных торгов.
Представитель НАСА, Сарсфилд отправил Маску электронное письмо о том, что Кистлер получил контракт без конкурсных заявок, потому что у него были финансовые проблемы, а у НАСА ранее были отношения с его руководителем.
SpaceX использовала электронную почту Сарсфилда в качестве доказательства в судебном иске против НАСА по контракту с Кистлером.
Счетная палата правительства (GAO) постановила, что контракт требует проведения конкурсных торгов, что вынудило НАСА аннулировать договоренность Кистлера.
Пентагон превзошел НАСА как источник государственных контрактов, и две компании доминировали в космической национальной безопасности: Boeing и Lockheed Martin. В 2005 году Boeing и Lockheed объявили о плане объединения своих космических предприятий в одну компанию United Launch Alliance.
SpaceX подала иск, утверждая, что Boeing и Lockheed вынудили Пентагон одобрить слияние и заключить контракты исключительно с United Launch Alliance. Ответчики отвергли обвинения, и суды отклонили иск SpaceX.
2. Космические компании разработали многоразовые ракеты, которые приземляются вертикально, и «космические самолеты», которые запускаются на больших высотах с других самолетов.
Маск сообщил Безосу, что подход Blue Origin к созданию ракет ошибочен, но Безос проигнорировал его совет.
К середине 2004 года Blue Origin расширила свою конструкторскую группу, наняв аэрокосмических инженеров, которые работали с Кистлером, с НАСА над космическими шаттлами и в рамках финансируемой правительством программы DC-X.
5 марта 2005 года испытательный автомобиль Blue Origin поднялся на высоту 316 футов, медленно снизился и успешно приземлился.
Аэрокосмический инженер Берт Рутан участвовал в конкурсе на премию Ansari X Prize на 10 миллионов долларов.
Победитель должен был запустить космический корабль, финансируемый из частных источников, на высоте 62 мили, вернуть его на Землю для безопасной посадки и повторить подвиг менее чем за две недели.
Компания Рутана Scaled Composites, создала SpaceShipOne, космический самолет, который запускался в воздухе с более крупного самолета, или «материнского корабля», на высоте 50 000 футов. Во время своего первого полета в декабре 2003 года SpaceShipOne двигался быстрее скорости звука.
В 2004 году Рутан испытал SpaceShipOne за пределами атмосферы Земли.
Вскоре после запуска ветер сбил его с курса. Неисправность системы стабилизатора угрожала его безопасному возвращению на Землю. Но полет прошел успешно, сделав летчика-испытателя Майка Мелвилла первым «коммерческим космонавтом» в истории.
Соучредитель Microsoft Пол Аллен финансово поддержал Рутана в его стремлении выиграть премию Ansari X Prize в размере 10 миллионов долларов.
SpaceShipOne на мгновение вышел из-под контроля во время полета к краю космоса 29 сентября 2004 года, но полет — первый из двух, которые Рутан должен был выполнить, чтобы выиграть приз Ансари, — удался.
Но Аллен не мог мириться с риском для жизни летчиков-испытателей и после полетов Ансари продал свои права на технологию SpaceShipOne миллиардеру Ричарду Брэнсону, основателю авиаперевозчика Virgin Atlantic и компании космических путешествий Virgin Galactic.
Пять дней спустя SpaceShipOne едва избежал столкновения со своим базовым кораблем после отделения, но второй полет позволил Рутану и Scaled Composites претендовать на приз Ансари. Брэнсон курировал разработку SpaceShipTwo, в котором есть место для двух пилотов и шести пассажиров.
Он предсказал, что Virgin Galactic станет первой «коммерческой космической линией» в истории. Брэнсон продвигал тарифы на будущие пассажирские полеты в космос в размере 200 000 долларов, и к 2006 году Virgin Galactic собрала депозиты на общую сумму 13 миллионов долларов.
3. НАСА завершило свою программу космических шаттлов, чтобы сосредоточиться на миссиях на Марс и Луну, полагаясь на частные компании в поставках Международной космической станции.
В марте 2003 года Агентство перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США (DARPA) запросило у подрядчика предложения по созданию системы, способной нести «значительную полезную нагрузку» в пять раз быстрее скорости звука и доставлять ее в любую страну в течение двух часов.
В своей ранней истории DARPA начало разработку компьютерной сети ARPANET, предшественницы Интернета, и внесло свой вклад во внедрение глобальной системы позиционирования (GPS).
В 2004 году DARPA инвестировало несколько миллионов долларов в SpaceX, первое вливание капитала извне. Это помогло компании профинансировать запуск первой ракеты.
К 2006 году НАСА приняло стратегическое решение сосредоточиться на дальнем космосе и позволить частным компаниям доставлять полезные грузы на Международную космическую станцию, находящуюся на орбите в 250 милях над Землей. Он выделил 500 миллионов долларов на программу, которую назвал «Коммерческие орбитальные транспортные услуги» (COTS).
SpaceX планировала провести свой первый полет на ракете Falcon 1 — 24 марта 2006 года. Двигатель перестал работать через 34 секунды после старта и ракета упала в море. Причиной аварии стала корродированная гайка, из-за которой произошла утечка топлива.
Через пять месяцев после неудачного запуска SpaceX получила 278 миллионов долларов от программы COTS.
Когда вторая и третья попытки запустить ракету Falcon 1 в 2007 и 2008 годах потерпели неудачу, SpaceX столкнулась с финансовой борьбой.
28 сентября 2008 года, компании удалось вывести на орбиту Falcon 1. Примерно через три месяца SpaceX получила контракт NASA на сумму 1,6 миллиарда долларов на 12 полетов поставок на Международную космическую станцию.
Когда SpaceX выиграла этот контракт, она работала над восстановлением арендованной стартовой площадки на базе ВВС на мысе Канаверал «по дешевке».
Например, она заплатила 86 000 долларов за использованный резервуар с жидким азотом и отремонтировала его, вместо того, чтобы заплатить более 2 миллионов долларов за новый.
Когда представители ВВС сообщили компании, что два крана, необходимые для подъема ракеты Falcon 9, будут стоить 2 миллиона долларов, SpaceX добилась отмены правил, которые завышали стоимость, а затем купила краны за 300 000 долларов.
После того, как подрядчики подали заявки на сумму около 3 миллионов долларов на строительство бетонной траншеи для ракетного пламени на стартовой площадке, SpaceX модернизировала траншею со стальными коробчатыми балками, снизив стоимость установки до 300 000 долларов.
Такой подход удивил руководителей НАСА, которые привыкли к тому, что подрядчики зарабатывают на контрактах «затраты плюс», и у которых не было особых стимулов ограничивать расходы.
В 2008 году НАСА разрабатывало космические корабли Orion, ракету Ares I для низкой околоземной орбиты и еще одну ракету Ares V для полетов на Луну и Марс, все в рамках программы Constellation.
В 2008 году группа НАСА сообщила, что многомиллиардные усилия по разработке Ares I и Orion превышают бюджет, на два года или более отстают от графика и испытывают «серьезные технические проблемы».
Обама отменил программу Constellation в 2010 году.
Он завершил разработку ракеты Ares I, но согласился поддержать продолжающуюся разработку Lockheed Martin капсулы экипажа Orion и большой ракеты, сопоставимой с Ares V.
При Обаме НАСА прекратило свою программу космических шаттлов и полагался на подрядчиков для перевозки грузов на Международную космическую станцию.
В сентябре 2014 года НАСА объявило, что заключило контракты с SpaceX и Boeing на доставку астронавтов на космическую станцию. По контрактам каждой компании было назначено равное количество поездок, но SpaceX предложила 2,6 миллиарда долларов по сравнению с 4,2 миллиарда долларов у Boeing.
Победа SpaceX последовала за серьезной неудачей для Virgin Galactic 31 октября 2014 года, когда ее SpaceShipTwo развалился после отделения от живота своего базового корабля.
Один пилот пережил свободное падение на большой высоте после того, как его парашют автоматически раскрылся.
Другой пилот умер, все еще привязанный к креслу.
Это была вторая смертельная авария программы: взрыв на земле во время испытания двигателя в 2007 году убил трех сотрудников Scaled Composites.
SpaceX также потерпела неудачу. В июне 2015 года он попытался запустить ракету Falcon 9, но стойка отказалась и вызвала взрыв Falcon 9 через две минуты после его запуска.
Через пять месяцев после аварии Falcon 9 ракета Blue Origin взлетела на высоту 62 мили, границу между космосом и атмосферой Земли, а затем приземлилась менее чем в пяти футах от места своей цели.
Ракета New Shepard была первой, которая приземлилась в вертикальном положении после полета в космос.
В декабре 2015 года SpaceX снова успешно пилотировал Falcon 9. Сотрудники SpaceX ахнули и заплакали, когда ракета опустилась и совершила вертикальную посадку.
4. Илон Маск предвидит человеческую колонию на Марсе.
Джефф Безос ожидает, что «грязные производства» переместятся на Марс и в космос для сохранения окружающей среды Земли.
В сентябре 2016 года Илон Маск выступил с речью «Сделать людей многопланетным видом».
Он сосредоточился на Марсе. Маск сказал, что создание «грузового маршрута на Марс» позволит населению там поселиться.
SpaceX заключила партнерство с НАСА, чтобы запустить космический корабль Dragon без пассажиров и посадить его на Марс.
SpaceX урегулировала свой иск против ВВС, чтобы побороться за контракты на запуск, связанные с национальной безопасностью. Пентагон сертифицировал ракету Falcon 9 для таких операций.
Маск рассматривает Марс как планету, «закрепляющую верхний план», которую наука может изменить, чтобы поддерживать человеческую колонию.
Безос рассматривает Марс как часть того, что он называет «Великой инверсией» — перенос горнодобывающей промышленности для энергетики и других грязных производств с Земли на Марс и в космическое пространство с целью защиты окружающей среды Земли и человека.
В начале 2017 года Маск объявил, что SpaceX согласилась отправить двух неназванных людей в космос в недельное путешествие по орбите Луны. Когда Маск сделал свое объявление, Безос уже провел секретные обсуждения с представителями НАСА о лунной миссии Blue Origin.