Блог им. FZF
Понятие «пространства результатов» было рассмотрено здесь https://smart-lab.ru/blog/678743.php
Чтобы начать инвестировать, необходимо иметь некоторый поток финансовых средств от трудовой деятельности, часть которого можно пустить на инвестиции. Поэтому, инвестиции надо рассматривать в совокупности с доходами от трудовой деятельности.
Рассмотрим среднего человека из серой массы. Он имеет работу, на которую ему приходится ходить, чтобы обеспечить себя средствами на жизнь. Часть полученного заработка он тратит на жизненные нужды, а часть у него остается для свободного использования. В пространстве результатов он находится в точке (А).
У него есть выбор: Инвестировать или потратить на стимуляцию положительных эмоций. Покупка положительных эмоций приводит нас в точку (Б) в пространстве результатов (есть удовольствие, есть потеря ресурсов). Почему этот путь выбирают большинство? Потому что, инвестиции связаны с риском потерь, а доход от инвестиций не достаточно большой, чтобы включить жадность и запустить процесс удовольствия от предвкушения будущих доходов. Поэтому большинство людей, думая об инвестициях, находятся между точками (В) и (Г) в пространстве результатов. Для них очевидно, что точка (Б) более предпочтительна, чем (В) или (Г), поскольку в их восприятии область точек (В) и (Г) имеет отрицательный результат (доход маленький, страха много).
Есть люди, которые могут выделить часть свободных средств и не испытывать сильных переживаний по поводу возможных потерь части средств. И сам процесс управления инвестициями им доставляет некоторое удовольствие. Такие люди попадают в точку (Д) в пространстве результатов. Для них точка (Д) более предпочтительна, нежели точка (Б), поскольку позитив они имеют и по ресурсам и по удовольствию. Получать прибыль и удовольствие выгоднее, чем тратиться на удовольствия.
Отношение к риску у людей разное, поэтому почти все люди находятся между точками (В) и (Д). Часть людей готова инвестировать, часть колеблется, а остальные просто боятся.
Когда рынок растет достаточно продолжительное время (год и более), начинают происходить смещения в восприятии взглядов на инвестирование. Часть «колеблющихся», которые общаются с «инвесторами», начинают замечать успехи «инвесторов», их восприятие смещается ближе к точке (Д) и они постепенно переходят в лагерь инвесторов.
Если рост рынка продолжается, то успешных «инвесторов» становится больше. Информация об «успехах» начинает распространяться более широко, вовлекая в процесс всё больше новых участников. С какого-то момента, приток новых участников начинает поддерживать рост рынка. Процесс получает положительную обратную связь. Если какое-нибудь политическое или экономическое событие не останавливает рост рынка, то инвестиции становятся модным трендом. Когда в обществе появляется мода на инвестиции, то происходит сильное изменение в восприятии у большинства людей. Теперь инвестиции это не страшно, это модно, престижно, круто. Это начинают все вокруг обсуждать. И даже самые боязливые включаются в процесс, чтобы не отстать от остальных. Эйфория от тренда переносит большую массу людей в точку (Е) в пространстве результатов. Определяющим становится не ресурсный доход, а удовольствие от участия в коллективном модном процессе.
Завершение этого процесса может быть разным. Может быть обвал, может стагнация. Но в любом случае мода пройдет, и на рынке останутся те, кто получает удовольствие от процесса инвестирования. Остальные перебегут в другие модные тренды.
Иллюстрация по текущему моменту на московской бирже: