В оригинале публиковалась в «
Socionomist» в январе 2011
Иногда вездесущность социального настроения удивляет даже нас, здесь, в Институте соционики. Например, когда мы впервые начали смотреть на популярные американские мультфильмы, мы не видели связанных с настроением существенных различий в таких аспектах, как уровни зрительской аудитории и уменьшение жестокости. Но взглянув глубже, мы заметили, что характер атрибутов анимации действительно странным образом был управляем настроением. Например, уровень насилия в мультфильмах, используемые цвета, стили анимации и темы резко изменялись в зависимости от фазы социального настроения, в котором они были созданы.
В начале августа, ко времени, когда мы подошли к этапу печати
первой части нашего исследования, охватывающего анимацию с 1920-х до начала 1960-х годов, мы могли сказать и показать, что настроение, похоже, играет определяющую роль в содержании популярных мультфильмов. Мы писали, что мультфильмы, снятые во время медвежьих рынков были более жизненными и жестокими. Рискованные, даже сексуальные; их серая мораль раздвигает границы того, что традиционно считается приемлемым. И наоборот, созданные во времена бычьих рынков мультфильмы обычно не имеют ограничений по возрасту, четко разделяют «черное» и «белое», героев и злодеев, содержат незамысловатый юмор и сцены насилия, которые нереальны и временны по своему воздействию. Чтобы посмотреть краткий обзор наших основных выводов из Части 1, нажмите на два графика ниже.

Эта статья завершает наше исследование разбором мультфильмов из трёх более поздних периодов. Разберём две волны в степени Цикл:
нисходящая волна IV степени Цикл (1966–1982) и
восходящая волна V степени Цикл (с 1982 по 2000 год). И завершим обзор мультфильмов с
вершины волны V степени Цикл. Как мы вскоре увидим, популярные мультфильмы, созданные во время этих волн степеней Цикл, возможно, находятся в еще более драматичном контрасте, чем в более ранних периодах.

Цикл IV: 1966 — 1982
С момента своего создания в 1922 году Американская ассоциация кинокомпаний только семь раз присваивала рейтинг X анимационным фильмам. Шесть из семи вышли на экраны кинотеатров во время медвежьего рынка волны IV в степени Цикл. Самый известный из анимационных фильмов только для взрослых был также и первым: «
Приключения кота Фрица». Режиссёр Ральф Бакши дебютировал с этим фильмом в 1972. Высокий рейтинг был в значительной степени присвоен благодаря лозунгам, таким как «90 минут насилия, экзальтации и секса» и «Он анимировал фильм 18+!». Фильм получил мгновенное признание критиков. Публике он тоже понравился; фильм собрал более 100 миллионов долларов в прокате и окупил себя в 100 раз. Критик Леонард Малтин сказал: «Фильм — яркое, личное заявление о жизни в 1960-х годах, о сексуальной и политической революции и лицемерных «хороших вкусах»». Фильм защищает свободную любовь и высмеивает политкорректность и партийную политику. Фриц занимается групповым сексом в ванной, устраивает вечеринку, которую прерывают полицейские-свиньи, стреляет из пистолета в унитаз, затопляет свою квартиру и присутствует на собрании в синагоге, когда США посылают оружие Израилю. И это только первая часть.
Во второй части герои курят марихуану и колются героином. На улицах работают проститутки и орудуют угонщики автомобилей. Фриц стал свидетелем убийства друга и присоединился к террористической группе. Но несмотря на все, что он видел и испытал, Фриц остаётся все таким же равнодушным и характер его не меняется. В конце концов, он покидает террористическую группировку и возвращается к былой простой жизни в гедонизме и бессмысленности.
Вкратце, Фриц — это антипод Феликса, главного героя бычьего рынка из Части 1.


Такие разные крутые коты: Феликс, герой рынка быков, принимает аплодисменты; разгильдяй медвежьего рынка Фриц, хватается за то, что может получить.
«
Приключения кота Фрица» не был единственным анимационным фильмом, отражающим рынок медведей волны IV в степени Цикл. Бакши выступил в роли сценариста и режиссёра несколько других кинолент, затрагивающих темы-табу, каждая из которых хорошо сыграла в прокате. Например, в начале фильма «
Трудный путь» (1973) присутствует сцена с сутенёром, дающим деньги коррумпированным полицейским, которые затем до кровавого месива избивают бездомного пьяницу. «
Чернокожие» (1975) — три афроамериканских друга — кролик, лисица и медведь — становятся лидерами организованной преступности в Гарлеме. В условиях почти непрерывного кровопролития трио имеет дело с коррумпированными правоохранительными органами, мафией, расизмом и конкурентами-мошенниками. Критики назвали «
Дрянную утку» (1974), релиз конкурирующей студии, даже более грязным, чем «
Приключения кота Фрица». А в «
King Dick» (1982), итальянском фильме режиссёра Джоаккино Либратти, переведённом на английский язык, главный герой – карлик, слуга ведьмы по имени Нимфомания, которой нужно получить 69 оргазмов, чтобы вернуть молодость и красоту. Другой анимационный фильм «
Эй, хорошо выглядишь», выпущенный в 1982 году, повествует о культуре подростковых группировок Бруклина в 1950-х годах и включает эпизоды безрассудного насилия, спонтанного секса и галлюцинаций в виде гигантских обнажённых женщин и мусорных монстров.
Для незнакомого с социономикой футуриста были все основания ожидать распространения волны отрицательных тематик в кинематографе. Но после минимума 1982 года рост социальных настроений повлёк за собой полный поворот в появлении экстремальных анимационных фильмов.
Цикл V: 1982 — 2000
Восходящая волна V в степени Цикл казалась решительным настроем, отменяющим каждый элемент отрицательности, который принесла нисходящая волна IV в степени Цикл. Анимация в то время была весёлой и яркой. Было множество подробных сюжетов позитивных моментов. Новое веяние в кинематографе было популярно как у критиков, так и у зрителей.
В книге «
Волновой принцип социального поведения людей» 1999 года Пректер отметил, что «Disney» — компания бычьего рынка, и это высказывание следует повторить. Известный «Диснеевский ренессанс», десятилетний период с 1989 по 1999 год, когда «Disney Animation Studios» вернулась к классическим сказкам и рассказам, вернула компанию к её былым временам бычьего рынка 1950-х годов. Во времена ренессанса Диснея были созданы классические мультфильмы, такие как «
Русалочка» (1989), «
Аладдин» (1992), «
Король Лев» (1994), «
Покахонтас» (1995) и «
Мулан» (1998). А также в это время был выпущен первый мультик, получивший номинацию на «Оскар» за лучший фильм — «
Красавица и чудовище» (1991).

Все волшебное: Русалочка, Аладдин, Король-лев и Мулан — все это олицетворяет неослабевающий позитивный настрой волны V.
После медвежьего рынка Первичной степени 1987–1990 годов негативное настроение сохранилось в начале 1990-х годов, о чём свидетельствует медленная экономика и социальные настроения. В течение этого периода было выпущено несколько анимаций смешанного настроения, в том числе «
Кто подставил кролика Роджера» (1988), с его знойной героиней Джессикой Рэббит и гротескное «
Шоу Рена и Стимпи» (1991), детское шоу на «Nickelodeon». В последнем главные герои — едва узнаваемые собака и кошка; разница между этой парой и «
Томом и Джерри» (1940–1957) просто огромна. Позитивные настроения одолели «
Шоу Рена и Стимпи» в 1994.


Различия между кошкой и собакой: Собако-кошачьи тандемы в бычьих («Том и Джерри», слева) и переходных («Шоу Рена и Стимпи», справа) рынках.
Премьера «
Истории игрушек 2» от Disney-Pixar состоялась в 1999 году. Это был идеальный фундамент для двух десятилетий позитивного настроя. Опрос на сайте критиков Rottentomatoes.com пожаловал «Историю игрушек 2» редким 100%-м рейтингом. Другие восторженные отзывы заходят дальше: благодаря тому, что он собрал большинство обзоров среди всех фильмов со 100% рейтингом, многие критики считают вторую часть «Истории игрушек»
лучшим фильмом, который когда-либо был снят – и не только среди мультипликационных. Мы считаем, это непросто совпадение, что названный так фильм был выпущен именно на самом значительном пике настроения в истории, измеряемом реальным индексом Доу и самой низкой в истории годовой доходностью Доу: 1,4%.
Даже время окончания эпохи «Диснеевского Ренессанса» связано с социономикой. Критик Стивен Грейданус в начале 2001 года сказал: «Ренессанс анимации Диснея мёртв. Но это уже не новость. Новость, что в «Дисней» это, наконец, заметили». Формулировка Грейдануса была не такой, какую можно было ожидать, чтобы почтить этот исторический позитивный опыт. Наоборот, это был беспощадный язык, знаменующий начало бычьего рынка.
Нисходящая волна (I) в степени Суперцикл: с 2000 по настоящее время.
На первый взгляд, кажется, что не так уж и много негативное настроение нашло своё отражение в анимации, для нисходящей волны в степени Суперцикл. Мультипликаторы продолжали развивать многие из положительных тем анимации 1990-х годов, о чём свидетельствуют хиты «Disney-Pixar» и «Dreamworks». Мы объясняем это тем, что, несмотря на относительное снижение, социальные настроения было в основном в области исторически высокого оптимизма.


Девятилетки бычьего и медвежьего рынков: Мальчик-гений (слева, Элрой из «Джетсонов» 1962–1963 и 1985–1987) и Злой гений (справа, Эрик Картман из «Южного парка» 1997 – настоящее время)
Но немного в стороне от основного направления, мы видим намёки негативного влияния. Самым ярким примером является «
Южный парк» от «Comedy Central». Он использует острую сатиру, чтобы поднять на смех авторитетные фигуры и истеблишмент, даже авторитет
Коту Фрицу с точки зрения его политических и социальных комментариев. Корреспондент «NPR» Джули Ровнер отмечает, что персонаж
Южного Парка Эрик Картман «безусловно, самый известный из четырёх сквернословящих школьников, которые обитают в двухмерном городке Южный Парк». Шалости Картмана, по словам Ровнер, включают в себя «заражение лучшего друга ВИЧ-инфекцией» и последующие попытки убедить его сохранять оптимизм. Он также «измельчил тела недавно умерших родителей соперника и добавил их ему в чили». Создатели Картмана, Трей Паркер и Мэтт Стоун называют его «Маленьким Арчи Бункером». (Бункер был фанатичной и сардонической звездой популярного шоу 1970-х «
Все в семье»). Такое может быть только в медвежьем рынке.



Принцессы на бычьих рынках, принцессы на медвежьих: Золушка 1950 года (слева) и Бель из «
Красавицы и чудовища» 1991 (по центру) – героини семейных фильмов бычьих рынков. Обратите внимание на рискованные намёки на этих героев в «
Мультреалити» 2004–2007 бычьего рынка (справа).
«
Мультреалити», очередной анимационный сериал «Comedy Central», прославился карикатурами на персонажей классических мультфильмов, в том числе “Disney Princess,” “Marvel Superhero” и даже “Betty Boop,” живущих вместе в реалити-шоу. Кроме того, в 2010 году состоялась премьера «
Гадких американцев», пародии на альтернативную реальность современного Нью-Йорка, населённого монстрами, зомби и демонами.
Сегодняшняя среда поощряет традицию медвежьего рынка насмехаться над бывшими иконами бычьих рынков. Критически встреченная серия «
Братья Вентура» (2003-настоящее время), пародирует Джонни Квеста, героя мультфильма 1960-х и середины 1990-х годов и продолжает ситуации из оригинального сериала, воссоздавая их как неудачи. Даже злодеи безнадёжно некомпетентны, с такими именами, как Baron Underbeit, Phantom Limb и The Monarch — похожий на бабочку суперзлодей, терзаемый большей неуверенностью, чем магнат Уолл-стрит в октябре 2008 года.


Влияние настроения на «приключенческие» семьи: бычий Квест (слева) против медвежьих Вентура (справа). Обратите внимание на гротескные черты многих персонажей «
Братьев Вентура».
В настоящее время интернет предоставляет карикатуристам альтернативное место, свободное от цензуры, такое же, как кинотеатр для Бакши в 1970-х годах. «
Neurotically Yours» показывает Foamy the Squirrel — расстроенного маленького монстра, склонного к вспышкам гнева. Foamy нетерпим к любой глупости и беспощадно уничтожает любого персонажа, который не соответствует его стандарту. Сравните его со счастливой белкой бычьего рынка Рокки, из «
Приключений Рокки и Бульвинкля». «Шоу Рокки» процветало во времена быков 1950-х и 1980-х годов. Резкое нетерпение Фойми к типичной современной жизни отсылает нас к
Коту Фрицу. Мы ожидаем увидеть больше фильмов такого типа — и более экстремальных версий — если текущий медвежий рынок продолжится.


Две совершенно разные белки: Рокки (слева, 1960-е) олицетворяет позитивное настроение; Foamy the Squirrel (справа, 2003-настоящее время) проявляет более враждебный стиль общения.
И для осликов Иа в аудитории Скептики могут указывать на общую деградацию нравственности в нашем современном обществе и утверждать, что карикатуры отражают этот спад. Согласно нашему эссе «Поп-культура» 1985 года, отказ от моральных суждений — это черта медвежьего рынка. Как показывают наши многочисленные исследования, снижение социального настроения ведёт к более жёсткой и агрессивной музыке, более воинствующей политике как внутри страны, так и на международной арене, а также к общему ослаблению барьеров того, что считается социально приемлемым. Наша точка зрения такова: ясно, что мы возвращаемся к началу анимации, что есть волны полностью позитивных и полностью негативных мультфильмов, тем и анимационных стилей. Кроме того, эти волны прекрасно соответствуют социальным настроениям, о чём свидетельствуют тенденции на фондовом рынке. Все это является ещё одним свидетельством глубокого воздействия настроения на мультипликацию — и общество.
Прошедший год может войти в историю как переломный момент в анимации. Зашкаливающее настроение посреди долгосрочного медвежьего рынка произвело на свет «Историю игрушек 3», которую критики приветствовали как шедевр. Мы согласны: негативные подтексты фильма, выпущенные во время ралли медвежьего рынка, хорошо рассчитаны. Особо следует отметить один из заключительных моментов фильма: сцена печи для сжигания очень тёмная и вызывает настоящий страх за персонажей у зрителей по всему миру. Другое подтверждение перемены, произошедшей в море настроения: в ноябре «Дисней» объявил о завершении своей серии анимационных фильмов-сказок. «Рапунцель: Запутанная история», по словам «Los Angeles Times», «станет последней сказкой, созданной анимационной группой Диснея в обозримом будущем». В течение месяцев после заключительного пика последнего большого ралли Дисней объявляет уход со сцены. Время выбрано весьма экстраординарное.
Источник
«Теоретик Волн Эллиотта»: на русском языке Мы также переводим непубличные статьи из MyEWI, где публикуется более детальная информация. Подписывайтесь>>>