Начало
smart-lab.ru/blog/734054.php
В детективе не обязательна документальность. Но вот типовая история, как Япония покупала у Америки за $200 млн компанию «Микрокон» стоимостью $100 млн. Стр.278-283.
— Двести миллионов за компанию, которая стоит сто? Зачем так переплачивать?
— Они не переплачивают,- сказал Рон. С их точки зрения, это выгодно.
— Почему?
— Потому что, если ты владеешь производством, которое делает, скажем, запчасти для компьютеров, ты владеешь и всей промышленностью, зависящей от этой продукции. «Микрокон» даёт им контроль над нашими компьютерами. Как всегда, мы это допускаем. Именно так мы потеряли наше производство телевизоров и станкостроение.
— А чем оказались плохи наши телевизоры?
Он посмотрел на часы.
— После второй мировой войны Америка была ведущим производителен телевизоров. Двадцать семь американских компаний, таких как «Зенит», «Эр-Си-Эй», «Дженерал Электрик» и «Эмерсон» значительно превосходили по технологии иностранцев. Они завоевали весь мир, кроме Японии — не смогли проникнуть на закрытый японский рынок. Им сказали, что, если они хотят продавать в Японии, пусть дадут японцам лицензии. И они это сделали, неохотно, под нажимом американского правительства, которое хотело союза с Японией против России.
Ясно?
— Ясно.
— И это вышло нам боком. Япония получила технологии для своих нужд, а мы потеряли японский рынок. Вскоре Япония стала делать дешевые черно-белые телевизоры и экспортировать их в Америку — чего мы по отношению к Японии делать не можем, верно? К семьдесят второму году шестьдесят процентов черно-белых телевизоров Америка импортировала. К семьдесят шестому году — сто процентов! Мы потеряли рынок и прекратили их производство.
Мы говорили: «Это неважно, наши фирмы перешли на цветные».
Но японское правительство начало интенсивную программу развития цветного телевидения. И снова Япония берет американские лицензии, совершенствует их на своем закрытом рынке и затопляет нас экспортом. Снова экспорт вытесняет продукцию наших компаний. Та же самая история. К восьмидесятому году только три американские компании еще выпускали цветные телевизоры. К восемьдесят седьмому — только одна, «Зенит».
— Но японские приемники дешевле и лучше.
— Может быть, они лучше, но дешевле они только потому, что продаются ниже себестоимости, чтобы уничтожить американских конкурентов. Это называется демпинг. Это нарушение и американских и международных законов.
— Почему же мы не остановим это?
— Хороший вопрос. Особенно если учесть, что демпинг — лишь одно из многих беззаконий, творимых японцами. Они еще фиксируют цену, у них так называемая Группа Десяти Дней устанавливает цены на японские товары в Америке — их бизнесмены встречаются для этого в одном токийском отеле каждые десять дней. Мы протестуем, но они продолжают. Они договариваются о распределении сфер влияния, дают миллионы на взятки американским торговым фирмам, вроде «Сирз», не гнушаются и контрабандой. И разрушают нашу промышленность, которая уже сегодня не может с ними конкурировать.
Конечно, наши компании протестуют и судятся
— есть десятки дел о демпинге, обмане, нарушении антитрестовских законов. Дела о демпинге обычно решаются в течение года. Но наше правительство не помогает производителям, а японцы умеют затягивать дела. Они платят американским лоббистам миллионы. И вот лет этак через двенадцать, когда суд, наконец, собирается, рынок уже завоеван. И уж, конечно, все это время американские компании не могут нанести ответный удар в Японии, не могут даже ступить туда ногой.
— Вы говорите, что Япония незаконно овладела нашим рынком телевизоров?
Рон пожал плечами.
— Они не смогли бы этого сделать без нашей помощи. Правительство нянчилось с Японией, считая ее маленькой развивающейся страной, а американскую индустрию — не нуждающейся в заботах государства. В Америке никогда не любили бизнес. Но наше правительство, видимо, не поняло, чем здесь пахнет. Когда «Сони» выпустила карманный плейер, мы не сказали: «Прекрасная штучка. Давайте возьмем лицензию для 'Дженерал Электрик' и будем продавать их через американскую компанию». Мы не отвечали на просьбы японцев так: «Извините, но американские магазины давно договорились с американскими компаниями. Вы можете продавать свою продукцию только через них». Если они хотели получить патент, мы не говорили: «Получите через восемь лет, а за это время ваша заявка будет опубликована и американские компании смогут узнать, что вы изобрели, и бесплатно скопировать, и у нас будет уже свой вариант вашей технологии».
Всего этого мы не делали, в отличие от японцев.
Их рынки закрыты, а наши — широко распахнуты. Игра неравная, если о ней вообще можно говорить. Это дорога с односторонним движением. Теперь у нас плохие перспективы для бизнеса. Американские компании сначала уступили японцам производство черно-белых телевизоров, теперь — цветных. Правительство отказалось помочь в борьбе с незаконной японской торговлей. И «Ампекс», изобретя кассетный видеомагнитофон, даже не попыталась производить его. Просто продала Японии лицензию и отступила. А скоро американцы вообще перестанут изобретать. Зачем, если собственное правительство настроено так враждебно, что нельзя даже выйти на рынок?
— Но ведь американское производство действительно слабое и отвратительно управляется.
— Именно это утверждают японцы и их американские союзники. Вот вам несколько примеров того, как возмутительно действуют японцы — дело «Худейль». Знаете? «Худейль» — станкостроительная компания — заявила, что ее патенты и лицензии незаконно используются в Японии. Федеральный суд послал в Японию адвоката компании, собирать улики. Но японцы не дали ему визы.
— Вы шутите?
— Им что? Они знают, что мы не ответим тем же. Администрация Рейгана ничего не сделала, и «Худейль» потеряла рынок. Невозможно конкурировать с дешевым японским товаром — вот в чем суть.
— Разве демпинг не убыточен?
— Некоторое время, да. Но если поставить производство на поток, можно его усовершенствовать и снизить расходы. Через пару лет производство удешевится, а к этому времени конкурент уже уничтожен и рынок под контролем. Понимаете, японцы — стратеги, они смотрят вдаль, на полвека вперед. Американская компания обязана каждые три месяца доказывать, что она прибыльна, иначе служащие окажутся на улице. А японцы о быстрой прибыли вообще не заботятся. Они думают о рынке. Бизнес для них — война. Обосноваться, выкинуть конкурентов, получить контроль над рынком — вот что они делают уже тридцать лет.
Вот они и устроили демпинг стали, телевизоров,
электроники, микросхем для компьютеров, станков — и никто их не остановил. А мы потеряли все это. Высокотехнологичная промышленность — вот их цель, и они добились этого. Мы сдаем им отрасль за отраслью, а сами сидим и болтаем о свободной торговле. Но свободная торговля может быть только честной, а японцы в такую торговлю вообще не верят. Поэтому они и любят Рейгана, при нем они здорово нажились. Во имя идеала свободной торговли он им просто подставился.