Блог им. odron13

Деприватность и глубина нашего цифрового следа

С депривацией в 20-21 веках психологи как будто разобрались. 

Если кто-то подзабыл — это сокращение либо полное лишение человека удовлетворять основные потребности — психофизиологические либо социальные. 

 

Цифровая экономика вводит созвучный депривации термин деприватности. 

 

Деприватность (Inverse Privacy) – это совсем иная ситуация,  и связана чаще всего с тем, что кто-то посторонний имеет доступ к информации о человеке больше, чем сам человек, генерирующий эту самую информацию, но чаще всего человек даже вообще не имеет доступа к этой информации. 

 

Как такая парадоксальная ситуация может вообще случиться?

Деприватность и глубина нашего цифрового следа

Все наши контакты со «внешним миром: купил продукты в магазине, заказал пиццу или роллы, поехал на работу, зашёл в фитнес-клуб, превысил скорость, оплатил штраф пока действует скидка — все эти и многие другие процессы создают блоки и массивы личных данных обо всех нас. 

Ещё жирнее свой цифровой след мы оставляем мы оставляем в Интернете. 

Мы не воспринимаем это, как что-то «своё», но наши личные данные остаются внутри компаний, с которыми у нас был контакт, и неосознанно теряем и их и доступ к ним.

 Так личные данные превращаются в  деприватные. 

Нам вроде бы нет дела до наших уже совершенных действий или покупок, наши потребности удовлетворены, маленькое дофаминовое удовольствие получено, и мы движемся дальше к новым потребностям. 

Однако, у компаний, с которыми мы взаимодействовали есть техническая возможность и жизненная необходимость накапливать и хранить все подробности совершенных транзакций каждого человека. 

Своими действиями мы кормим монстра цифровой экономики нулями и единицами, не обременяя себя осознанием того, что он поглощает нас всё больше. 

 

Компании непрерывно анализируют данные о любом взаимодействии нас с ними, и это не только совершенные покупки, это:

 

  • звонки (длительность, тема, интонации);
  • клики;
  • длительность пребывания на страницах сайтов;
  • скорость скроллинга;
  • оставленные комментарии и вопросы.

На основании этих и многих других параметров можно предсказывать дальнейшее поведение человека, строить модель его поведения, выдвигать гипотезы о его будущих действиях. 

Очень часто, превентивно подсовывая  рекламу, человека ведут к некоему «правильному» решению, то есть «загоняют его в угол» построенной модели потребительской жизни. 

Мы не имеем доступа ко всей этой информации, и не задумываемся о её существовании, однако, она становится фундаментом построенной модели чужой игры.

 

Как будто опытные маркетологи преподносят использование наших личных данных под соусом улучшения сервисов, удобства и быстроты обслуживания клиентов при выборе товаров и услуг…

 

Но благими намерениями, как обычно, выстлана дорога сами знаете куда.

 

Но устремления компаний простираются гораздо шире, чем предугадывание интересов одного человека. 

Производители умных гаджетов, собирая данные о физической или иной активности их обладателей, и передавая их разработчиком приложений, тем самым участвуют в строительстве не только рекламного профиля одного человека, они так же собирают данные о социальных контактах этого пользователя со своим окружением, формируя модели потребительского поведения третьих лиц.  

 

Таким образом, клиентоориентированные компании становятся спрутом, который запускает свои щупальца в личную жизнь ничего не подозревающих или незадумывающихся о последствиях цифрового следа, людей. 

 

С этом момента формируется понятие цифрового неравенства, когда компании, владеющие bigdata знают о своих пользователях больше, чем знают сами пользователи о себе и своих будущих действиях.

 

Де-факто компании могут по запросу пользователя представить любые данные о взаимодействии, но это всё равно, если вырвать слова из контекста, их интерпретация может быть настолько же широко трактуема, насколько и бесполезна. 

 

Ценность массивов данных заключается в их структурировании и возможности обработки алгоритмами, которыми обладает искуственный интеллект (ИИ). 

 

Индульгенцию деприватность может получить лишь в том случае, когда пользователю будет предоставлена возможность получения своей собственной пользы из собранных данных и будут пресечены попытки загнать человека в потребительскую мышеловку, генератором сыра в которой послужат транзакционные действия, совершенные в прошлом. 

Мои каналы в Дзен  и Телеграм  

    2 комментария
    Ну и что дальше? Чем ты отличаешься от мошенников закидывающих крючок страха своим терпилам? Если всё написанное выше действительно тебя пугает, и это причина написания текста то ты терпила не контролирующий ничего в своей голове и жизни. Если смысл поста нагнать трафик в телегу для последущей продажи аудитории маркетологам то ты мошенник примкнувший к тому о чем предупреждаешь.
    Сергей Коновалов, Спасибо за вашу компетентную и независимую оценку, отдельное спасибо за трафик 👍🏻
    avatar

    теги блога отец Андрей

    ....все тэги



    UPDONW
    Новый дизайн