Рецепт, который многие ныне пропагандируют, мол, экономику надо мобилизовать на военные нужды, а для этого надо раздавать дешевые кредиты. Еще раз несколько тезисов на этот счет:
1. Смотреть надо на реальную ставку, а она обычно держится на нулевом уровне. При нынешней ожидаемой инфляции опустить ставку – равнозначно отрицательной ставке, при которой кому-то будут давать кредиты, не только не взимая плату, но даже доплачивая за это. Иными словами, это система субсидирования предприятий;
2. Субсидирование одних производится за счет других. При этом, решения прямо или косвенно принимает чиновник, который в случае провала не отвечает своим кошельком. Поэтому одно калечим, а другое – не факт, что лечим;
3. Дешевые кредиты на военные нужды – это политика в стиле «все для фронта, все для победы», при которой всем поголовно приходится вкладываться. В условиях ВОВ было оправданно, поскольку иначе было не победить. Сейчас государство заявляет, что справится и без такой дополнительной нагрузки на население;
4. Действительно, за прошедшие двадцать лет был накоплен определенный жирок, военный и экономический, с помощью которого и рассчитывают успешно завершить начатое, не прибегая к советским мобилизационным мерам.
Кому в этой ситуации больше нужны дешевые кредиты – вопрос риторический.
Мой Телеграм-канал
Про это через много лет напишут в учебниках по экономике в разделе как делать не надо. Разумеется если текущая экономическая модель останется актуальной с небольшими изменениями, затрудняющими такое поведение центробанков.
Кроме ставки масло в огонь сами госы подливают — индексацией тарифов и пенсий/зарплат. Чисто проинфляционные факторы, в отличие от ставки.
Само по себе снижение ставки не создает почву для развития бизнеса. Развивать бизнес — это не задача ЦБ РФ. Развивать бизнес это задача президента и правительства. Они должны строить государственные институты, которые позволят развиваться малому и среднему бизнесу.
А как у нас? Есть предприятие. Оно может увеличить производство в 2 раза. Но вот проблема, что при увеличении производства в 2 раза, ей нужна дополнительная логистика (постройка ветки ж/д). Для государство это очень выгодно. Вложил деньги сейчас, получил обратно налогами через 10 лет, а остальные N лет в выгоде. В масштабах государства эта ветка ж/д — мелочь. А для предприятия это важный ресурс, который позволяет нарастить производство.
Так вот, наше государство за последние 20 лет профукало огромное количество таких проектов. Где-то потому что чиновник хотел «на лапу» (разрушенный институт правоохранителей), где-то потому что нормативная база была не совершенно (институционально-организационная среда) и т.д.
Но это же скучно такие вопросы решать, вот и ищут что-то более «масштабное и интересное».
Я знаю, как работает бизнес и кто за это должен отвечать. Речь не о том, что надо сделать дешёвые кредиты и сразу заживём (это к Глазьеву, он тут главный по мифам и легендам нулевых кредитов), речь о том, что надо хотя бы как-то поддерживать штаны с уже набранными. Ставка 10+ — это всё же экстренная мера, которую надо держать короткое время.
Плюс мы отрезаны от западного финансирования. Многие корпорации до этого года вообще рублёвая ставка не парила, кмк, т.к. они кредитовались на Западе.
Или 200, если верить даже школьной программе. Поэтому вариант «чиновники должны способствовать развитию бизнеса в стране» точно можно сразу отмести.