Блог им. Investor_Sergei

Новая морская доктрина России. Что нужно знать инвестору?

Всех причастных с прошедшим Днем Военно-Морского Флота! Я тоже к нему когда-то имел отношение. Многие фотки в посте — из моего архива.

Накануне Дня ВМФ президент России утвердил новую морскую доктрину государства. Это важнейший документ, который определит развитие всего, что связано с флотами, судостроение и морской торговлей в будущем.

Я прочитал весь 56-страничный документ и сделал выжимку самого важного. Здесь много интересного для нас, долгосрочных инвесторов, а не только военная составляющая.

Планы грандиозные: от строительства авианосцев и зарубежных военных баз до добычи природных ресурсов за пределами российской морской зоны и развития яхтенного туризма.
Новая морская доктрина России. Что нужно знать инвестору?


Россия — воистину великая морская держава. Наши берега омываются 15 морями трех океанов, на территории огромное количество рек и каналов. Но планы согласно доктрине шире:

Национальные интересы Российской Федерации как великой морской державы распространяются на весь Мировой океан и Каспийское море.

Морской потенциал России:

  • Морской транспорт.

  • Военно-Морской Флот и глубоководные силы и средства Министерства обороны.

  • Рыбопромысловый флот.

  • Научно-исследовательский и другой специализированный флот.

  • Силы и средства ФСБ (береговая охрана и пограничники), Росгвардии и МЧС. 

  • Средства организаций кораблестроения и судостроения.

  • Средства разведки, добычи и транспортировки морских углеводородных и минеральных ресурсов и других полезных ископаемых. 

Добавим, что в связи с проведением специальной военной операции на Украине этот потенциал прирастает, как береговой линией, так и портовой инфраструктурой. 

Новая морская доктрина России. Что нужно знать инвестору?

Значение Мирового океана будет возрастать в связи с истощением природных ресурсов суши, таянием арктических льдов, миграцией населения и соперничеством между государствами.  

 

Национальными интересами России в Мировом океане являются (выделил основное):

  • Защита суверенитета, в том числе над морскими территориями и недрами.

  • Сохранение статуса великой морской державы.

  • Укрепление обороны.

  • Прокладка и защита стратегических морских трубопроводов. 

  • Доступ к глобальным транспортным морским коммуникациям.

  • Защита окружающей среды.

  • Изучение и освоение ресурсов Мирового океана. 

  • Развитие Арктической зоны РФ как стратегической ресурсной базы, включая полномасштабное освоение континентального шельфа РФ за пределами 200-мильной исключительной экономической зоны. 

  • Развитие Северного морского пути.

 

Мировой океан в морской доктрине России разделен на три зоны:

1. Жизненно важные районы Мирового океана (утрата над ними грозит развалом государства):

  • Внутренние морские воды и территориальное море РФ, а также их дно, недра и воздушное пространство над ними. 

Территориальное море (территориальные воды) — примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий. 

Новая морская доктрина России. Что нужно знать инвестору?

  • Исключительная экономическая зона и континентальный шельф РФ, включая континентальный шельф РФ за пределами 200-мильной исключительной экономической зоны в Арктическом бассейне. 
Новая морская доктрина России. Что нужно знать инвестору?

  • Арктический бассейн, прилегающий к побережью РФ, включая акваторию Северного морского пути. 

Новая морская доктрина России. Что нужно знать инвестору?


  • Акватория Охотского моря.

Новая морская доктрина России. Что нужно знать инвестору?


  • Российский сектор Каспийского моря.

Новая морская доктрина России. Что нужно знать инвестору?

2. Важные зоны (влияют на экономическое развитие и безопасность):

  • Акватории океанов и морей, прилегающих к побережью РФ, включая Азовское и Черное моря. 

  • Восточная часть Средиземного моря. 

  • Черноморские, Балтийские и Курильские проливы. 

  • Районы морских коммуникаций, в том числе в Азии и Африке.

 

3. Другие зоны (все, что не вошло в вышеперечисленные)

 

Основные вызовы, угрозы и риски:

  • Стратегический курс США на доминирование в Мировом океане.

  • Стремление США и их союзников ограничить доступ России к важным морским коммуникациям. 

  • Продвижение военной инфраструктуры НАТО к границам России. 

  • Территориальные претензии к России ряда государств. 

  • Вооруженные конфликты в важных частях Мирового океана.

  • Наращивание военного присутствия других государств в Арктике. 

  • Незавершенность международного правового разграничения морских пространств. 

  • Отсутствие достаточного количества пунктов базирования для обеспечения ВМФ России в удаленных районах Мирового океана. 

  • Глобальное влияние Мирового океана на погоду. 

  •  Пандемии заболеваний.

Далее пройдемся по основным планам в разных сферах, связанных с морем.

 

Развитие морского транспорта

  • Обновление и развитие транспортного флота. 

  • Значительное увеличение доли судов, плавающих под российским флагом.

  • Развитие Северного морского пути. 

  • Обеспечение доступности Калининградской области, а том числе за счет паромного сообщения.

  • Устранение транспортной изоляции Дальнего Востока.

Новая морская доктрина России. Что нужно знать инвестору?
Освоение и сохранение ресурсов Мирового океана

  • Строительство новых рыболовецких судов, преимущественно на отечественных судостроительных предприятиях. В том числе судов для промысла в отдаленных частях Мирового океана. 

  • Стимулирование сдачи улова на отечественные предприятия. 

  • Строительство новых рыбоперерабатывающих и холодильных мощностей. 

  • Научные исследования.

  • Развитие аквакультуры и марикультуры. 

  • Сохранение биоресурсов.

  • Освоение минеральных и углеводородных ресурсов на континентальном шельфе РФ, а в дальнейшем на океанических склонах и ложе Мирового океана.

Новая морская доктрина России. Что нужно знать инвестору?

Судостроение

  • Создание нового комплекса современного судостроения, не зависящего от внешней конъюнктуры.

  • Строительство всего комплекса судов и кораблей: военных, рыбопромысловых, транспортных, научных, а также платформ для добычи природных ресурсов.

  • Развитие крупнотоннажного кораблестроения, в том числе авианесущих кораблей и атомных ледоколов.

  • Строительство морских роботизированных комплексов различного назначения.

Новая морская доктрина России. Что нужно знать инвестору?

Развитие морских трубопроводных систем

  • Обеспечение и развитие сети морских трубопроводов, в том числе в целях снижения зависимости наземных трубопроводов, проходящих по территории других государств.

  • Обеспечение независимости и охраны прокладки трубопроводов.

  • Защита окружающей среды.

 

Морские научные исследования

Большой блок посвящен научным исследованиям Мирового океана, в том числе роботами, беспилотниками и системами дистанционного мониторинга. Научная деятельность в Антарктиде. 

 

Безопасность мореплавания

  • Совершенствование навигации и средств связи, в том числе создание систем, независимых от иностранных аналогов.

  • Наращивание группировки спутников для обеспечения морской деятельности.

  • Поисково-спасательного обеспечение.  

 

Туризм

  • Развитие туризма на всех морских направлениях, в том числе в Арктике и на Дальнем Востоке.

  • Развитие яхтенного туризма.

  • Включение портов Черноморского побережья в круизные маршруты Средиземноморского побережья. 


Военно-морская деятельность

  • Противодействие расширению НАТО в Атлантике. 

  • В Арктике помимо континентального побережья будет наращиваться деятельности на архипелагах Шпицберген, Земля Франца-иосифа, Новая Земля и остров Врангеля. 

  • Формирование в государствах Азиатско-Тихоокеанского региона пунктов материально-технического обеспечения кораблей ВМФ России. 

  • Обеспечение военно-политической стабильности в Ближневосточном регионе, поддержка Сирии. 

  • Стратегическое партнерство с Индией, Ираном, Ираком, Саудовской Аравией.

  • Обеспечение постоянного присутствия ВМФ России в Средиземном море.

  • Обеспечение присутствия ВМФ России в районе Персидского залива на основе пунктов обеспечения в Красном море и в Индийском океане.

  • Строительство авианесущих кораблей.
  • Борьба с морским пиратством и терроризмом.

Новая морская доктрина России. Что нужно знать инвестору?


Мобилизация

Один из последних, но главных пунктов: вся эта армада судов, которая будет ходить под государственным флагом с экипажами должна быть готова в случае мобилизации перейти под управление министерства обороны.

❓ Что думаете о морской доктрине?

Читайте также:

Разобрал все 42 стратегические инициативы, куда Правительство РФ вложит 4,6 трлн руб. в ближайшие 10 лет

Мой канал в Телеграм и в Вконтакте

★9
56 комментариев
Спасибо за труд, было интересно )
avatar

Планы грандиозные: от строительства авианосцев и зарубежных военных баз до добычи природных ресурсов за пределами российской морской зоны и развития яхтенного туризма.

Вот что-что, а с планами наполеоновскими у нас никогда проблем не было))  Реализация чего-то, как-то, мягко говоря, страдает. Вон озвучивание планов 2000-х годов теперь вообще считается экстремизмом)))))

avatar
Попов Роман, главное планы класть на бумагу, такое мы редко делали.
По дорожной карте легче идти и она уже к чему то обязывает
avatar
Андрей К, Да ни к чему это не обязывает! Бумага — она на то и бумага. Любые инициативы и планы так или иначе где-то прописываются. Но за их невыполнение еще никого не покарали)
avatar
Попов Роман, " Вон озвучивание планов 2000-х годов теперь вообще считается экстремизмом)))))"
Это вы про что?
avatar
Igr, манифест Единой России.  Там Едросы много чего обещали и планировали,  но после 2014 вроде за распространение этого видео стали уголовку шить, как за экстримизм)))
avatar
Попов Роман, по моему чушь пишите, «вроде» — вроде да а вроде нет
avatar
Igr, к сожалению, не чушь. «Вроде» — это по поводу года. Точно не помню просто, с какого именно начали так яростно жестить. Почему с уверенностью могу  утверждать, что это не выдумка и не чушь? Моего друга в нашем городе за то, что он этот ролик (не помню в каком году, возможно в преддверии каких-то выборов) разместил на своей страничке, вызвали в полицию. И пришлось подключать очень много «знакомых», чтобы эту ситуацию разрулить. Экстримизм и точка!))
avatar
Попов Роман, его обвинили в экстремизме? В чем именно они там увидели экстремизм?
Если я размещу такую картинку ко мне тоже постучатся?
avatar
Попов Роман, над планом ГОЭЛРО запад тоже смеялся и говорил невозможно выполнить.
да и Крымский мост пример.
Наследника бы нашему кормчему толкового.
avatar
Здесь много интересного для нас, долгосрочных инвесторов
*false*
avatar
Молодец
avatar
А что было выполнено из прописанного в Доктрине 2015 г.? Есть где нибудь оценки эффективности исполнения подобных документов?
Феликс Осколков, мне что-то сразу навскидку вспомнился легендарный «план путина» , да ещё много там чего обещали за эти годы.
avatar
Феликс Осколков, Как раз в 2015-м завершили проектирование нового авианосца проекта «Шторм» (10 лет проектировали):
https://rg.ru/2015/05/19/avianosec-site.html
Как Вы наверное уже догадались, но спустя 7 лет строить его даже не начали…
avatar

Вася Пражкин, да как тут построишь?! Сначала Обама мешал, потом Трамп, который «наш», но не «наш». Сейчас вообще дедушка-маразматик. Ну просто вражины)

Ну зато сейчас, как тут многие пишут оптимисты, «Каааак построим и самолеты и авианосцы»)))

avatar
«Пиз**ть — не мешки ворочать.»  В принципе это все, что хочется сказать о новой морской доктрине России. 
avatar

Я прочитал весь 56-страничный документ 

Героический поступок. Наверно медали за «Заслуги пред Отечеством» достоин :)))

Планы грандиозные: 

Ну выше уже написали, что с планами у нас никогда проблем не было.
avatar
dekos, куда героичнее какать в комментах))
Инвестор Сергей, каждый видит то, что для него актуально. Кому то каки, кому то просто юмор.
avatar
dekos, ну дык и я пошутил
Инвестор Сергей, ну тогда пожелаю удачных инвестиций на основании морской доктрины :))))
avatar
Ничего не нашёл про русское судостроение и про ж/д подъезды к нашим портам. 

нынешнее правительство, согласилось с предложением ационерного общества ЖД сдвинуть ему срок приведения путевого комплекса с 2030 на 2035 год. 


переданные ранее из бюджета 200млрд пошли на текущие з/п нашим железнодорожникам При ам.д по 60р и льготном кредите под 9% и положительном росте 1-2%, нет финансового смысла строить на наших территориях  и развивать. 

А так, всё написано хорошо правильно написано, карты актуальные  сохранил себе на память. А вы посмотрите, где наш газ добывают и где в Европах его недружественные потребители. Потом посмотрите, расстояния для транспортов от Персидского залива на восток к индустриальным р-н Китая. Плюс Китай взял обязательства выкупать весь СПГ, который ам. им предложат.
avatar
Где санитары?
Воистину Воскресе!
Планов громадьё, а надо бы сосредоточиться на нескольких основных пунктах: развитие Севморпути, строительство портовой и припортовой инфраструктуры, повышение эффективности отечественного судостроения. И не для военных, а для гражданских, коммерческих нужд. А у нас всё про мобилизацию и переход под управление министерства обороны. Кто при таких вводных решится инвестировать??
Ирина Чернецова, обо всем этом и есть в доктрине и даже в моем посте)
Инвестор Сергей, есть-то есть, но приоритеты не обозначены, так как и ежу понятно, что на всё сразу денег нет и не будет. А в условиях нехватки денег понятно, что приоритет будет отдан «защите суверенитета», «сохранению статуса великой морской державы» и «укреплению обороны». Иными словами, деньги пройдут по закрытым статьям бюджета и будут разворованы либо сгорят в топке войны.
Ирина Чернецова, кто ценит безопасность. Сомалийские пираты тому пример, когда частное судоходство переходила в управление военных.
avatar
Olege, я думаю, для борьбы с сомалийским пиратством и подобными явлениями было бы достаточно и имеющегося флота. Авианосцы для этого не нужны. Авианосцы нужны для другого, но именно в их строительстве мы безнадёжно отстали, и, наверное, надо фокусироваться на других, более перспективных разработках для противостояния чужим флотам (фантазируя: не авианосцы строить, а космические станции, чтобы с орбиты по авианосцам лазерами палить). Есть у нас такие разработки, или всё только на картинках Минобороны и Роскосмоса?..
Ирина Чернецова, все смеялись над «Путинскими мультиками» о гиперзвуковой ракете, торпеде и калибре. Картинки вполне себе достойные оказались. 
avatar
Olege, особенно достойную картинку явил затонувший крейсер «Москва». Хорошо его калибры защитили? А сколько денег налогоплательщиков легло на дно? И когда встанет вопрос — построить новый крейсер или несколько современных траулеров, как думаете, на что выделят деньги из бюджета?
Ирина Чернецова, кстати Крейсер Москва был построен на территории  современной Новороссии, там его и отстроят заново)
avatar
Olege, прежде чем что-то строить на захваченных территориях, там надо всю уничтоженную инфраструктуру восстановить. За деньги российских налогоплательщиков, конечно же. По мне, так лучше бы Севморпуть развивали на эти деньги.
Ирина Чернецова, не знаю кого вы там захватываете, термин не соответствует действительности. 
avatar
Olege, все «патриоты» Смартлаба объединены одним общим — острой нехваткой совести 
avatar
Дохтрину пишут выходцы из питерской кунсткамеры. Одна банка с формалином пишет, другая зачитывает вслух.
Научиться бы дизели делать по ещё советским чертежам и технологиям для каботажных катеров. Немцы продавать отказались. Китайские ломаются.
А чтобы реально понять, что и как у нас с ВМФ, достаточно посмотреть:
«До парадов ли нашему ВМФ»

www.youtube.com/watch?v=A24t5ol8tRQ&t=2s

А если кратко — нет у нас современного боеспособного флота!
А тот что есть — это уровень 70-х годов прошлого века. И может быть уничтожен НАТО в считанные минуты.
avatar
Translator, по методичке Минюста у вас тут публичное распространение заведомо ложной информации о Вооруженных Силах России. Штраф до 1,5 млн руб. или до трех лет лишения свободы.

Такие вот законы и правоприменение 
Только то и знаем, что карты со стрелочками рисовать… А на деле — полный развал и бардак в промышленности… Даже в сфере ВПК… topwar.ru/199679-rekviem-po-bespilotnym-udarnikam-rossii.html
avatar
Хорошая доктрина. Северный Морской путь крутое изобретение, благо лед тает)
avatar
Россия — воистину великая морская держава.

Дальше не смог от смеха читать.
avatar
«Жаль только — жить в эту пору прекрасную
Уж не придётся — ни мне, ни тебе»…
avatar
Мы сильны своими намерениями
Конечно Каспийское море выглядит каким-то историческим ФИАСКО. В Российской Империи северная часть Персии была нашей колонией, а море было внутренним, а теперь даже у псевдогосударства Туркменистана больше акватории.
avatar
Еще бы в планах написать, как ЧФ не терять раз в 50 лет своего флагмана.
avatar
У Украины надо срочно выход в море отобрать… Нех там НАТО ползать)))
Ребят сделайте хотя бы 1 кораблик из Сочи/Адлера/Крыма до ТУРЦИИ!
Захотел я значит сэкономить на билетах в Турцию и решил по черному морю доплыть, а оказывается, что у нашей сверхдержавы нет с Турцией морского  транспортного сообщения (или закрыто). Гражданских самолетов нет, кораблей нет, автомобили (промолчу), сверхдержава.
avatar
Лорд Замкадья, истина!
avatar
Лорд Замкадья, билет будет ультрадорогой, плыть до Стамбула из Сочи минимум сутки, нужно будет ночевать. Любители всегда найдутся, но их на полный паром с каютами вряд ли наберут
avatar

Если говорить про флот, то нужно в первую очередь помнить, что годовое содержание корабля обходиться в 10-20% от стоимости постройки. Т.е. это очень дорогая в содержании вещь.

И есть еще один момент. Грубо говоря, при ведении боевых действий потери сторон обратно пропорциональны квадрату их сил. Т.е. при прочих равных в бою 10 против 10 — будут равные потери, а при соотношении сил 100 к 10 потери будут 1 к 10. Так как потенциальный противник, скажем, НАТО имеет подавляющее преимущество в силах флота, то уничтожение единственного авианосца может пройти вообще без потерь. И насколько разумны такие траты? Если страна с трудом строит сколько то кораблей, тратит громадные суммы на содержание — и в случае войны теряет без особого толка? И это еще остается без внимания все увеличивающийся разрыв в техническом развитии. Если прийдется воевать флотом 1980х против флота 2030х — то оно вообще рельно?

Т.е. вполне возможно, что ресурсы можно потратить с гораздо большим эффектом. Скажем, восстановить отрасль проф образования.

avatar
При СВО в Николаеве эти планы вполне реализуемы.
avatar
Полное собрание обещаний, том XXXIIII. Ждём дальше. П.здеть — не мешки ворочить.
avatar
Очередной план, который не будет выполнен.
avatar
сынок, читать эту бессмысленную блеванину — пустая трата вермени. инвестору нужно не про доктрины, концепции, замыслы, теории и суждения рассказывать, а знать истинное положение дел. а положение  это определяется не концепциями, а отношением к труду, собственности, праву и закону… и если ты не в курсе, с этим пока еще очень херово в общем и в морском флоте в частности…
avatar

теги блога Инвестор Сергей

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн