Блог им. CaptainAlbinos

Переработка дизеля дорожает в США

Веселуха в маржинальности переработки нефти — в США и Европе похоже острая нехватка дизеля.

Переработка дизеля дорожает в США
Маржа переработки с барреля уже выше цены самого барреля)) в США сейчас под 90 баксов, в Европе около 70 (пару дней назад был пик в 82).

НПЗ лукойла все ещё купаются в шоколаде, как и отечественные экспортёры дизеля (Роснефть, лукойл, татнефть и другие). С 5 февраля будет сложнее, но кому — нам или им?
★3
25 комментариев
Они дизель, как это не смешно звучит, возили из России.
avatar
а в чем причина нехватки дизеля? почему его нельзя больше сделать, а бензина меньше? я не химик и не разбирался, может вы подскажите. или какие то заводы просто не работают. дефицит то почему? 
Валентин Погорелый, тяжёлая нефть нужна и нпз заточенные под неё — это Россия, Венесуэла, Иран. Ну вы поняли.
avatar
Олег Кузьмичев, ясно, спасибо.
Валентин Погорелый, тяжесть нефти роли не играет. Грубо говоря из одного барреля получается (цифры условны) 20% бензина, 10% керосина, 30% дизеля, 25% в масла, 25% в битум. Изменяя процессы переработки и режимы можно сдвигать эти проценты ± 10%. В основном все заводы и так работают на получение самого дорогого продукта на данный момент, и баланс везде смещён в сторону дизеля уже давно. То есть внутри завода наращивать производство уже не получится. Нужно просто больше заводов.
avatar
М.Г., какие проценты выхода продуктов (и что вообще возможно получить) будут при переработке лёгкой нефти низкой плотности (американский лайт) и тяжёлой нефти?
И почему одни нпз в сша могут только перерабатывать лёгкую нефть а другие только тяжёлую?
avatar
Михаил Шварц, хороший вопрос
Михаил Шварц, легкая нефть — меньше серы, меньше процессов очистки от неё, одна схема производства. Тяжёлая нефть — больше серы, больше гидроочисток, процессы для расщепления тяжелых молекул (гидрокрекинг) — совсем другая схема производства.
Может я конечно ошибаюсь, но получать светлые продукты (как в том числе дизель), проще всё-таки из более лёгкой нефти, тяжесть нефти в основном только проблем в переработке добавляет, а не прибавляет светлых продуктов.
avatar
М.Г., «легкость» нефти характеризуется ее плотностью и не имеет отношения к сере. Нефть бывает относительно легкой, но с повышенным содержанием серы.
На установках первичной переработки может перерабатываться практически любая нефть. При этом чем тяжелее нефть, тем больше в ней тяжелых остатков (ВГО), которые требуют дальнейшей переработки. Соответственно, дальше этот остаток идет на гидро- или каткрекинг (первый больше нацелен на дизель, второй на автобензин), чтобы отбить еще одну часть свтелых. Остаток с этих процессов идет на коксование, где отбиваются остатки светлых, или реализуется в товарном виде (мазут).
Чтобы получить товарный дизель и бензин нужны еще облагораживающие процессы — гидроочистки (убирает серу), изомеризации (производит высокооктановый компонент для бензина) и т.д. 
В принципе никакой привязи к сырью у НПЗ нет, просто если загрузить первичку на 100% Urals на заводе, который перерабатывал WTI, то он не сможет переработать весь тяжелый остаток и его эффективность снизится. Надо либо мешать разные сорта нефти, либо загружать его не полностью.
С дизелем история другая. Европейская переработка уже лет 15 находится в кризисе из-за того, что на рынке были очень низкие маржи. Маржи были низкими, потому что федеральный бюджет России субсидировал свою ну и попутно белорусскую нефтепереработку. В результате маржа российского НПЗ, хотя он в среднем был технологически хуже европейского аналога, была существенно выше мировой и он гнал сначала кучу мазута, а теперь дизеля на экспорт. Европейцы из-за этого свою переработку постепенно сокращали и наращивали экспорт дизеля.
Сейчас эта связь рвется и спрэды между нефтью и дизелем раза в 3 выше обычных. По бензину такой истории нет, поскольку Россия на экспортировала его в товарном виде и там спрэды слегка выше обычного.
Самое интересное будет в феврале. Если нам этот дизель не удастся пристроить на внешнем рынке (а это сложнее, чем пристроить нефть), то у нас может не стать автобензина, поскольку не производить дизель НПЗ не может и придется снижать переработку в целом.
avatar
MarshalTX, спасибо за подробный комментарий, помогли освежить забытое. Про субсидирование особенно интересная инфа.
avatar
MarshalTX, а построить НПЗ заточеного на производство бензина?
avatar
М.Г., Я не просто так спросил) Все не так.
Чем тяжелее нефть, тем выше её плотность и тем больше конечных продуктов из неё можно получить во всём спектре: бензины, авиационный керосин и дизтопливо, мазут, битум, асфальт.
Из лёгкой нефти выход товарных продуктов ниже, плюс преобладают лёгкие фракции, а в мире половина потребления приходится на дизель, мазут, плюс битум и асфальт нужны для дорожного строительства, так что лёгкая нефть не даёт всего спектра нужных продуктов. Но лёгкую нефть гораздо проще переработать технологически, особенно на устаревших НПЗ коих в США большинство.
США специально закупает у нас мазут, чтобы разбавлять свою легкую нефть, которая все более и более теряет плотность и из нее очень что либо все сложнее и сложнее..

avatar
Михаил Шварц, Да я сразу понял, что Вы что-то знаете) Ждал продолжения
avatar
Михаил Шварц, откуда фантазии про то, что в США НПЗ устаревшие (индекс Нельсона с вами явно не согласится) или что светлая нефть оказывается вообще бесполезна (в легкой нефти все-равно больше средних дистиллятов после первичной перегонки, чем в нефти средней тяжести, а остальное вопрос вторичных мощностей, который довольно гибки).
Вообще все развитые страны балансировали свою переработку исходя из потребностей внутреннего рынка. США делали ставку на бензин, вот и производят 45% бензина. Европа хотела дизель, устанавливала более низкие ставки акцизов на нее и т.д., вот и потребляет его (из Urals можно производить те же самые 45% автобензина при желании). СССР топил мазутом, вот до 91 г. у него все прекрасно было с переработкой. А после начались проблемы.
avatar
MarshalTX, к чему фантазии? Последний крупный нпз в сша был построен в 1977 г.
Насчёт «гибких мощностей» не согласен. Иначе не пришлось бы им смешивать сорта перед нпз а гнали бы на переработку то что добыли.
В двух словах так.
avatar
Михаил Шварц, открою вам два секрета:
1. Потребление нефти в США сейчас на уровне 1977 г., поэтому строить новые НПЗ там нет смысла, поскольку НПЗ у них разбросаны были по центрам потребления.
2. Дата запуска НПЗ вообще ничего не значит. Если вас пустят на московский завод, то вы там увидите совершенно новый НПЗ, который не имеет никакого отношения к тому, что там было в 1938 г., да и в 2000 г. тоже.

Ну а смешивание это экономическое решение. Легкие сорта стоят дороже тяжелых. Если это выгодно, то смешивают. В России тоже подмешивают конденсат к Urals, чтобы улучшить выхода, и борются за график по ВСТО на экспорт, чтобы получить премию по легкой нефти.
В вашей же логике индусы и китайцы не могли бы переработать Urals, которого до этого года в глаза, в большинстве своем, не видели до 2022 г.

Можете не соглашаться с реальностью, но это к психиатру скорее.
avatar
Валентин Погорелый, разный тип нефти — разные нефтепродукты. 
российская (и из Ирана) хороша для дизеля.

но у меня другой вопрос: а много ли этого дизеля потребляется в США? 
он же грязный, а там экологические стандарты...

там бы офигели от того, что по центру Москвы дизельный ОТ ездит ((
почему февраля? декабря ж
avatar
Дядя Митя, с декабря нефть. Нефтепродукты с февраля
avatar
Олег Кузьмичев, непонятные санкции. вроде против всего ввели а действовать начнут только через год. вон металлурги вроде только с 24г встрянут
avatar
Дядя Митя, северсталь, ммк уже встряли. с 2024 — это про нлмк!
Валентин Погорелый, вроде у северка и ммк тоже есть какой то grace period. Не сразу заработали санкции
avatar
Дядя Митя, не знаю. северсталь там в СдН санкции на собственника, а по ммк — не помню, но доля европы в ММК  небольшая была
Ну все «у них» не ладится, куда ни ткнись. То ли дело в…
avatar

теги блога Олег Кузьмичев

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн