Блог им. RationalAnswer
В последнее время навыходила куча всяких разных новаций в части воинского учета, призыва, и прочих важных тем. Чтобы не пропустить ничего важного, я попросил моего постоянного соавтора Кирилла Коршунова (руководителя практики «Мобилизационный консалтинг» в Адвокатском бюро КИАП) подготовить юридический анализ всех этих нововведений.
Ниже – более подробный анализ новых поправок от Кирилла Коршунова.
В апреле Госдума приняла Закон об электронных повестках (мы подробно разбирали его вот здесь). Он предусматривает, что повестки теперь могут направляться не только на бумаге, но и электронно: через Госуслуги или через Реестр повесток.
И если получение повестки через Госуслуги теоретически еще можно было как-то избежать (путем удаления аккаунта на портале Госуслуг, например) – то с Реестром повесток всё сложнее. Любая повестка, которую выписывает военкомат, должна заноситься в этот реестр – и в течение семи дней после ее занесения туда, повестка автоматически считается врученной (даже если вы уехали на необитаемый остров без связи и на самом деле не в курсе, что военкомат хочет познакомиться с вами поближе).
Но когда конкретно заработает этот коварный Реестр повесток – оставалось непонятным. Ведь для начала его полноценного функционирования было необходимо, чтобы Правительство утвердило порядок его ведения – и все гадали, когда же это произойдет. Сначала нас ориентировали на конец лета или начало осени 2023 года – потому что Максут Шадаев (глава Минцифры) говорил, что Реестр повесток запустят к осеннему призыву 2023 года (то есть, к 01.10.2023), но это всё было неофициально.
А теперь в этом вопросе появилось чуть больше ясности: Минцифры разработало проект постановления Правительства РФ о ведении Реестра воинского учета (базы данных с информацией о всех военнообязанных). Реестр повесток – это как раз часть Реестра воинского учета; а значит, раньше запуска Реестра воинского учета Реестр повесток не заработает, и военкомат не сможет использовать его для рассылки повесток. Дата запуска Реестра воинского учета = дата запуска Реестра повесток.
В этом проекте постановления установлен поэтапный ввод в эксплуатацию Реестра воинского учета:
Получается, что запуск электронных повесток, от которых никому не спрятаться и не скрыться, к осеннему призыву как будто бы отменяется – к этому времени Реестр повесток даже еще не будет создан. А полноценно он заработает аж в 2025 году. (Впрочем, теоретически, это может не помешать начать его использовать точечно после ввода в эксплуатацию в отдельных военкоматах уже в 2024 году.)
Еще стоит помнить, что повестки через Госуслуги могут начать рассылать раньше: в Законе об электронных повестках предусмотрено, что повестки через Госуслуги можно начать рассылать до запуска Реестра воинского учета. Вот эти повестки, скорее всего, будут рассылать уже в осеннем призыве 2023 года. Минобороны подготовило соответствующие изменения в Положение о призыве на военную службу. И планируемый срок принятия этих изменений — как раз август 2023 года.
Минобороны подготовило второй пакет поправок в Положение о воинском учете, который адаптирует его под Закон об электронных повестках. Первый пакет мы уже рассматривали в обзоре новостей от 1 мая (там было просто указано на возможность направления электронных повесток).
А вот второй пакет поправок уже гораздо более содержательный. В нем есть три интересных момента:
Тут возникает вопрос: а зачем вообще Минобороны разбило поправки на два пакета? Почему нельзя было внести все изменения одним разом? Если честно, не знаю. Есть такое ощущение, что там какой-то сбой в коммуникации. Потому что поправки, которые мы рассмотрели выше, Минобороны внесло в Правительство два раза: первый раз 04.06.2023, второй — 06.06.2023. Текст поправок абсолютно идентичный. Wtf?!
Когда Госдума приняла Закон об электронных повестках, среди юристов разгорелись споры о том, будут ли распространяться электронные повестки на мобилизацию, или их можно направлять только при призыве на срочную службу. К примеру, на Хабре в комментах к статье с обзором Закона об электронных повестках, развернулась нешуточная дискуссия на этот счет. Мы тогда писали, что при призыве по мобилизации электронные повестки всё-таки будут действовать.
Минобороны в итоге подтвердило нашу позицию. Оно подготовило проект изменений в Положение о призыве граждан по мобилизации, в котором прямо указано, что при призыве по мобилизации военкоматы могут направлять электронные повестки – как через Госуслуги, так и через Реестр повесток.
В этом проекте изменений есть одна деталь, на которой хотелось бы остановиться подробнее: там указано, что уведомление о направлении повестки направляется SMS-сообщением на номер телефона гражданина, который он указал на Госуслугах. Такое же уведомление будет приходить в личном кабинете налогоплательщика.
Это не означает, что после получения SMS гражданин обязан явиться в военкомат. Нет – по SMS будут направлять не саму повестку, а лишь уведомление о ее направлении, а это разные вещи. В законе указано, что гражданин обязан являться в военкомат лишь тогда, когда он получит саму повестку, а не уведомление о ее направлении. И даже введение всех ограничений закон связывает именно с получением самой повестки, а не уведомления о ее направлении. Никаких правовых последствий, подвязанных к получения уведомления о направлении повестки в законе нет. Всё завязано только на саму повестку!
Грубо говоря, SMS от военкомата с уведомлением о направлении повестки можно прочитать так: «Пс, парень. Мы там тебе повестку выписали. Да, мы знаем что ты удалил аккаунт на Госуслугах, но мы ее уже загрузили в Реестр повесток. Так что через семь дней она будет считаться врученной. Что делать в эти семь дней — решай сам!» [Тут могла бы быть реклама Aviasales, но они отчего-то не занесли нам денег.]
Когда эти поправки примут — пока непонятно.
Если гражданин опоздал в военкомат по повестке на 20 дней, то военком может приостановить действие его водительских прав. Это еще одно нововведение Закона об электронных повестках.
Теперь МВД России разработало проект постановления, в котором описано, как это решение об ограничении прав будет исполняться. В течении суток с момента поступления в ГИБДД решения об ограничении действий водительских прав, соответствующая информация вносится в базу ГИБДД. И с этого момента, если человека остановят – то, скорее всего, его оштрафуют по ст. 12.7 КоАП РФ (управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством). Штраф — до 15'000 руб.
Почему «скорее всего»? Потому что формально гражданин, чьи водительские права приостановили, не относится к «лицу, не имеющему права управления транспортным средством». Верховный Суд РФ указал, что к таким лицам относится тот:
Это написано в п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2019 № 20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Так что по текущим разъяснениям формально придраться к водителю, чьи права ограничил военкомат, нельзя. Скорее всего, либо введут новую статью в КоАП РФ, либо изменят то Постановление Пленума, которое указано выше. Ну а пока ничего не внесли – если и будут привлекать к какой-то ответственности, то, на мой взгляд, именно по ст. 12.7 КоАП РФ. Потому что это самая близкая статья.
Есть еще смежная — 17.17 КоАП РФ. Она предусматривает ответственность за езду, если действие водительских прав ограничил пристав в соответствии с Законом об исполнительном производстве. Но в рассматриваемом кейсе у нас ограничение наложил не пристав. Так что скорее всего, до введения новых статей, привлекать будут по ст. 12.7 КоАП РФ.
Снимать Запрет на управление машиной также планируется в течение суток с момента поступления в ГИБДД решения об отмене запрета.
* * *
Цифровизация
Это стоило ожидать после того как все перестали ходить в поликлинику что бы с утра записаться в листочке к врачу, и могут это делать с телефона в любое время.
Да и вообще цифровизация очень удобная тема по всем параметрам, не надо стоять в очереди оплатить ЖКХ (только часть пенсов это ещё делает), хавку из магазина дистанционно купить, шмотки, плейсы озон.
Столько времени высвобождает на себя, семью. Вместо вечных походов.
В налоговую вообще ходит кто то? Там администраторша на первом этаже ещё востребована или такой должности уже нет?
Надеюсь касательно повесток в армию не ограничатся, повестки в суд, повестки в налоговую и прочие структуры правопорядка тоже сделаю так же. А то я уже упарился пытаться разделить квартиру с родней которая игнорит повестки, суды, мирные соглашения.
В пп. в) п. 3 проекта постановления Правительства РФ «О государственной информационной системе «Единый реестр сведений о гражданах ...» указано другое:
«на III этапе … обеспечивается формирование записей в Реестре воинского учета ..., а также его дальнейшая эксплуатация».
А сколько они будут формировать (вводить) сведения и начинать использовать — одному Богу известно. Может быть как всегда — будут ждать, когда «либо падишах помрет, либо ишак сдохнет»!
2. В пункте 18 проекта Положения о государственной информационной системе «Единый реестр сведений о гражданах ...» легко и непринужденно нарушили ФЗ «О персональных данных»:
«Обработка персональных данных в целях формирования и ведения Реестра воинского учета осуществляется с учетом требований Федерального закона «О персональных данных», законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне без необходимости получения согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных».
Если п. 18 останется в таком виде, то можно будет смело обращаться в прокуратуру или в суд
Вопрос можно поставить шире. Обязательно ли увольняться перед самоубийством?
Контингент конечно невероятный
Скрепоносцы.