Блог им. morefinances
Весь материал, который здесь и далее будет рассматриваться по qlua, работает на 10й версии квика. Вполне допускаю, что со временем какие-то функции разработчики перепишут и в новых версиях что-то нужно будет сверять c мануалами, уточнять хелпом и на форумах, но предполагаю, что а) эти изменения будут вводиться очень не быстро и б) синтаксис и основа при этом останутся без существенных изменений.
Сегодня рассмотрим:
message
Выводит сообщение в торговом терминале в формате окна (в прошлой статье говорил, что удобнее отключить, чтобы не отвлекаться постоянно) и в таблице системных сообщений.
Особенности message: функция после вывода делает перенос строки, поэтому если необходимо вывести несколько значений в одной строке нужно делать их слияние (об этом ниже).
Для корректного отображения русских букв необходимо выбирать котировку файла Windows-1251 (об этом также в прошлый раз мы уже говорили). Иногда по этой причине некоторые разработчики пишут только на английском весь вывод текста в терминал, чтобы не заморачиваться с кодировкой, в т.ч. при размещении на github и совместной работе с кодом.
Кавычки могут быть либо одинарными ‘, либо двойными ”. Допускается одновременное использование обоих типов кавычек, когда необходимо что-то выделить ими в тексте:
message(«ООО 'Арка Текнолоджиз ' …») или message('ООО «Арка Текнолоджиз » …').
Хотя по мне более корректной является вставка символа через обратный слеш \' или \" соответственно.
message выводит не более 899 символов.
Можно поставить одну из 3 иконок в сообщении:
message(text, 1) – по умолчанию, обычное сообщение с иконкой . Равносильно записи message(text).
При этом функция принимает для вывода только строковые данные, т.е. если запустить код
abc = 123 message(abc)
то терминал не выдаст ошибку, но и ничего не напишет.
Чтобы message вывел число:
A) необходимо либо перевести его в строку (делается через tostring):
abc = 123 message(tostring(abc))
B) либо воспользоваться склеиванием с другой строкой (так называемая конкатенация).
Конкатенация.
Объединение чисел и строк в одну строку. В lua осуществляется с помощью двух точек .. : a = b..c
abc = 123 message('abc='..abc)
Хотя более корректная запись была бы message('abc='..tostring(abc)), но и без tostring терминал сделает присоединение корректно.
Еще пример:
text_one = 'one ' text_two ='two' text_sum = text_one..text_two message(text_sum)
Фильтрация по сообщениям в терминале
Удобно в дальнейшем в начале каждого скрипта задавать краткое название алгоритма, например
progname='program 5:'
А весь дальнейший вывод осуществлять через message(progname..text)
В этом случае в окне сообщений будет видно от какого именно скрипта пришло уведомление (что особенно полезно, когда одновременно работает несколько скриптов). Более того, можно там же в таблице системных сообщений в дальнейшем делать фильтрацию по этим первым словам. Для этого нажимаем на таблице сообщений правой клавишей мыши, выбираем «Редактировать таблицу» и в контекстном фильтре указываем по какому слову отфильтровать сообщения:
Не забудьте после этого убрать фильтр, иначе в таблице так и будут показываться только сообщения от соответствующего скрипта.
Если сообщений очень много, то чтобы не грузить терминал, используется либо вывод в файл *.csv (об этом поговорим позже), либо делается аналогичный вывод через PrintDbgStr в DebugView (необходимо предварительно скачать).
Синтаксис аналогичный message:
abc = 123 PrintDbgStr ("abc="..abc)
Перевод из строки в число осуществляется с помощью tonumber
a = 1 b = "2" sum = a + tonumber(b) message(tostring(sum))
Из-за того, что конструкция message(tostring()) получается достаточно громоздкой разработчики иногда пишут свою функцию вывода, которая может принимать, например, и числа, и строки, и таблицы. Особенно это актуально для вывода числовых данных, полученных из квика, которые (как мы увидим позже) содержат порой большое количество ненужных нулей после запятой, в собственной функции вывода их можно отсекать.
Комментарии
На начальном этапе многие игнорируют комментарии, однако, чем большим становится код, тем чаще нужно его комментировать. Это полезно как для оптимизации своего алгоритма, так и для поиска собственных ошибок. Плюс код с комментариями быстрого понимаешь, открывая файл в будущем. Не говоря уже про командную работу над проектом.
В lua разделают однострочные комментарии (задаются через --):
-- вывод текста message(text) -- можно ставить после функции
И многострочные (--[[ в первой строке и --]] в последней):
--[[ Подробное описание функции или части алгоритма --]]
В Notepad++ можно выделить нужные строки, правая клавиша мышки и выбрать «Закомментировать выделенное». Альтернатива: горячие клавиши CTRL + Shift + q.
Правда Notepad делает это только через однострочные комментарии. Вернуть обратно – здесь же «Раскомментировать выделенное». Горячими клавишами раскомментировать: CTRL + Shift + k.
Типы данных
Как мы уже увидели, в qlua есть числовые (number) и текстовые (string) типы данных. Кроме этого есть еще 6:
nil неопределенный
boolean логический
table таблица
function функция
userdata пользовательские данные
thread поток
В lua используется динамическая типизация, т.е. переменная связывается с типом в момент присваивания значения, при этом до этого момента объявлять переменную не требуется. Напомню, что язык регистрочувствительный, это касается не только переменных, но и написания функций (в т.ч. собственных).
Допускается одновременное присваивание:
a, b, c = 5, 3, 7
И обмен значений:
b, c = c, b
nil это тип данных с одним значением nil (ничего/не существует). Любая переменная до того, как будет определена имеет по умолчанию именно это значение.
message(type(a)) -- выдаст nil, если ранее в коде не была определена переменная a.
Можно удалить ранее заданную переменную, присвоив ей nil.
a = 125 message(tostring(a)) -- выдаст 125 a = nil message(tostring(a)) -- выдаст nil
boolean логический тип данных, имеет 2 значения false или true.
a = 125 -- задали переменную а как число a = false – поменяли тип переменной
Строковые переменные (string) задаются одинарными кавычками, двойными, либо двойными скобками.
Т.е. следующим записи равнозначны:
text = "ООО 'Арка Текнолоджиз ' …" text ='ООО "Арка Текнолоджиз " …' text =[[ООО "Арка Текнолоджиз " …]] text =[['ООО 'Арка Текнолоджиз ' …]]
message(text) выдаст текст с соответствующими кавычками.
В случае двойных квадратных скобок допускается перенос строк:
text =[[ первая строка вторая строка ]]
Аналогичные переносы строк допускаются и при использовании кавычек, если перед переносом строки ставить \. Однако во всех случаях (как с двойными квадратными скобками, так и с кавычками) message выведет текст одной строкой, объединяя строки пробелами.
table – массив данных. Представляет собой набор пар ключ – значение, которые называют полями или элементами таблицы. Можно задать сразу всю таблицу:
mytable = {10, 20, 30}
Либо сперва обозначить, что будет создана таблица (приравнять переменную пустому массиву {} ), а после уже определять её элементы:
mytable = {} mytable[1] = 10 mytable[2] = 20 mytable[3] = 30
Двумерный массив определяется следующим образом:
mytable = {{}} mytable[1][1] = 10 mytable[1][2] = 15 mytable[2][1] = 20 mytable[2][2] = 25
Либо сразу:
mytable = {{10, 15}, {20, 25}}
Аналогично задаются 3х мерные и большего порядка массивы.
Как мы видим, индексация в таблице начинается с 1. Причем в lua можно индексировать не только числами, но и строками или любым другим значением языка, кроме nil:
mytable = {} mytable["SBER"] = {5, 15} mytable["GAZP"] = {2, 13} message(tostring(mytable["SBER"][2])) -- выдаст 15
Таблицы не имеют фиксированного размера: вы можете динамически добавлять в таблицу столько элементов, сколько хотите. Таблицы это основной механизм структурирования данных в Lua.
Функция type() – возвращает строку-тип. Бывает полезной, чтобы лишний раз проверить какого типа переменная (если её не выводит message, например).
Попробуйте запустить код:
a = 125 message(type(a)) a = nil message(type(a)) a = true message(type(a)) a = {} message(type(a))
Если всё сделано правильно, то выйдут в таблице сообщений 4 соответствующих типа данных.
Операции с числами.
Математические операции с числами стандартные:
Сумма:
c = a + b
Разность:
c = a — b
Деление:
c = a / b
Умножение:
c = a * b
Возведение в степень:
c = a ^ b
Остаток от деления:
c = a%b
Один из вариантов вывода чисел с округлением, это отминусовывание остатка от деления:
Например:
abc = 22 / 7 message("Число: "..abc) message("Дробная часть: "..abc%1) message("Округление до целого: "..(abc-abc%1)) message("Округление до десятых: "..(abc-abc%0.1)) message("Округление до сотых: "..(abc-abc%0.01))
Также в язык заложено большое количество математических функции, которые вызываются через math. Среди них есть в т.ч.:
math.abs модуль числа
math.acos арккосинус
math.asin арксинус
math.atan арктангенс
math.ceil округление «вверх»
math.cos косинус
math.deg перевод угла из радиан в градус
math.exp экспонента
math.floor округление «вниз»
math.fmod остаток от деления
math.log натуральный логарифм
math.log10 десятичный логарифм
math.max максимум
math.min минимум
math.modf вернёт целую и дробную часть числа
math.pi число pi
math.rad перевод градусы в радианы
math.random генерация случайного числа
math.sin синус
math.sqrt квадратный корень
math.tan тангенс
Для написания торговых скриптов этого с избытком хватит.
Например, число по модулю:
abc = math.abs(-50)
Максимум из 3 чисел получим через:
maxnum = math.max(10, 15, 20)
Случайное число в диапазоне от -10 до 10:
randnum = math.random(-10, 10)
Целую и дробную часть разделим через:
a, b = math.modf(22/7)
Операции со строками
Кроме конкатенации язык содержит разные полезные функции работы со строками, среди которых:
string.byte возвращает числовые коды символов в строке по индексу
string.char возвращает строку символов по их числовым кодам
string.find поиск подстроки в строке, вернет индекс позиции или nil
string.format форматирование строки с помощью опций
string.gsub заменяет в исходной строке одну подстроку на другую
string.len длина строки
string.lower возвращает строку в нижнем регистре
string.rep создает строку из копий подстроки
string.reverse делает реверс строки
string.sub делает подстроку из строки
string.upper возвращает строку в верхнем регистре
Примеры:
a = string.byte(«abc», 1) – получаем 97
a = string.char(97, 98, 99) — получим abc
a = string.find(«abcdefg», «cd») — получим 3: cd нашли на 3й позиции
a = string.gsub(«abcdefg», «cd», «om») — замена cd на om abomefg
a = string.reverse(«abcdefg») — получим реверс: gfedcba
a = string.rep("*", 10) — строка из 10 звездочек
a = string.sub(«abcdefg», 3, 5) – подстрока с 3 по 5 индекс, получим: cde
Операции c таблицами (массивами).
insert добавляет элемент в таблицу.
Можно сделать с добавлением в конец массива:
mytable = {1, 2, 3, 4, 5} table.insert(mytable, 6) -- теперь mytable = {1, 2, 3, 4, 5, 6}
Либо вставить элемент по индексу, сдвигая оставшиеся элементы массива:
table.insert(mytable, 0, 1) -- теперь mytable = {0, 1, 2, 3, 4, 5, 6}
remove удаляет из таблицы элемент:
Удаляет из таблицы элемент по индексу 3 и сдвигает оставшиеся элементы.
table.remove(mytable, 3) -- теперь mytable = {0, 1, 3, 4, 5, 6}
concat осуществляет конкатенацию элементов массива в одну строку
table.concat(mytable) -- вернёт строку “013456”
# – позволяет получить длину строки или таблицы
#mytable -- вернет 6
Условные операторы
В языке реализована конструкция if в следующих вариантах:
1) if … then … end
if (условие) then -- часть кода, который выполняется, если условие верно end
В случае, если необходимо сделать всего одну операцию, то удобнее запись разместить в строку:
If (условие) then … end
Например:
if a > b then b = a end
2) if … then … else … end
if (условие) then -- часть кода, который выполняется, если условие верно else -- часть кода, который выполняется, если условие неверно end
Пример:
if a > b then b = a else b = 100 end
3) if … then … elseif … then … (elseif … then …) x n… else … end
В этом случае можно расписывать разные варианты условий, в финале после указав else, если ни одно не выполнилось.
if a==100 then -- часть кода, если а=100 elseif a==0 then -- часть кода, если а=0 elseif a>100 then -- часть кода, если а>100 else -- часть кода, при других значения а end
Сравнение происходит с помощью:
Равно == (на первых порах новички часто пропускают второй знак равенства);
Не равно ~=
Меньше <
Больше >
Меньше или равно <=
Больше или равно >=
Логические операции осуществляются с помощью and, or и not.
if a == 5 and b == 10 then -- код, если выполняются оба условия end
if a == 5 or b == 10 then -- код, если выполняется хотя бы одно из условий end if not a then -- если а не существует (=nil) end
Полезная проверка – если переменная существует:
if a then -- равносильно записи if a~=nil then -- код, если a не nil end
Подобное сравнение пригодится нам позже, когда будем получать информацию с терминала.
Условные выражения считают false и nil ложными, а все остальное – истинными.
Обратите внимание: qlua считает истинными как ноль, так и пустую строку в условных проверках.
В следующий раз мы пройдем циклы, работу с датой и временем, поработаем с таблицами и научимся делать первые запросы для терминала.
Упражнение для закрепления (для желающих):
1. Сгенерируйте 2 случайных числа в пределах от 1 до 8 каждое.
2. Запишите результаты в таблицу.
3. Выведите в терминале строку: «Полученные координаты: (x, y)», — где x и y полученные случайные числа.
4*. Считая, что вы получили координаты поля на шахматной доске (x по горизонтали, y по вертикали, (1,1) черное поле) напишите алгоритм расчета цвета полученного поля. Выведите сообщение в терминал с полученным цветом поля (“черное”/”белое”).
Оглавление:
Qlua: настраиваем торговый терминал и редактор кода
Qlua: введение
Телеграмканала нет, ютубканала нет, роботов не продаю.
Теги: qlua для начинающих, кружок авиамоделизма.
Пробую создать массив по Вашему примеру:
mytable = {{}}
mytable[1][1] = 10
mytable[1][2] = 15
mytable[2][1] = 20
mytable[2][2] = 25
Квик выдает сообщение (строка 4: attempt to index a nil value (field 'integer index'))
Запускаю в Lua 5.4.1 (Quik 10.3.0.91)
Другие конструкции, которые Вы описали, все работают, подскажите что с этой не так?
Да, мой косяк:
mytable = {{},{}}
Также через цикл можно создать необходимую размерность:
mytable = {}
for i = 1, 2 do — двумерный массив
mytable[i] = {}
end
И далее уже определять:
mytable[1][1] = 10
mytable[1][2] = 15
mytable[2][1] = 20
mytable[2][2] = 25
Либо сразу:
Спасибо за материал! Моё нубское решение упражнения:
x = math.random(1,8)
y = math.random(1,8)
mytable = {x, y}
message («Polucheny koordinaty:»..table.concat(mytable))
c = (x+y)/2
if (c%1==0) then
message («Black»)
else
message («White»)
end
В описании операции insert в добавлении элемента по индексу есть опечатка — сперва должен идти номер элемента (в примере «1»), затем его значение (в примере «0»), иначе: " bad argument #2 to 'insert' (position out of bounds)".
Верная запись:
спасибо за материал
x = math.random(1,8)
y = math.random(1,8)
message(tostring(«x=»..x..«y=»..y))
mytable={«x»,«y»}
message(table.concat(mytable))
выдает две строки:
x=8y=4
xy
как его заставить выдавать значения xy, а не название переменных?
Для вашего варианта можно использовать string.format, где в %s будет размещена соответствующая переменная:
message(string.format("%s * %s = %s", x, y, x*y))
в итоге конструкция вида price = price — price % price_step
выдает совсем не то что ожидаешь(
это особенность языка или работы с числами с плавающей точкой?
abc-abc%0.0001
либо сделать вывод через message(string.format("%.4f", abc))