Блог им. EmeraldResearch
Сейчас будет статья на чувствительную тему, и я сразу предлагаю отказаться от ее прочтения и тем более эмоционального комментирования людям, которые обладают обширными знаниями по глобальным вопросам, за которые им никто не готов платить.
И так, меня сугубо в инвестиционных целях занял вопрос о том, что реально происходит с доходами населения и бизнеса на горизонте 10+ лет в России. Доступная в популярных источниках информация на этот счет эмоционально политизирована, а следовательно в 99% случаев не просто бесполезна, но вредна.
Поэтому первым делом мне важно было выбрать доверенный источник информации. Для начала ответим на простой вопрос: вызывает ли у кого-то сомнения данные статистических ведомств? Даже если отбросить некомпетентное мнение обывателей, можно говорить о том, что методики расчета показателей могут быть, скажем так, неоптимальны. И профессионалы перепроверяют данные с разных сторон и из разных источников.
Намного ценнее, на мой взгляд, простые бухгалтерские показатели. Например, вызывает ли у кого-то сомнение, что бюджет РФ испытывает дефицит? Таких людей я не встречал. Вызывает ли сомнение, что нефтегазовые доходы в 2023 будут меньше, чем в 2022? И таких людей я тоже не встречал. Есть ли сомнения, что оборонный бюджет вырос, в результате чего статистику расходов бюджета закрыли? Ну как бы, ответ очевиден.
Таким образом, для составления объективной картины я использовал данные консолидированного бюджета за период с 2011 по 2022 год, ну а о показателях 2023 года пока можно только спекулировать, что может быть столь же увлекательно, сколько и бесполезно. А так же для всех показателей будет применена поправка на инфляцию.
Начнем с оценки динамики потребления населения. Чтобы получить примерную картину, я сравнил данные о поступившим в бюджет НДС и так же произвел расчеты с поправкой на инфляцию. За 12 лет потребление облагаемых НДС услуг выросло на 194% и на 38,9% с учетом инфляции.
Тут важно понимать, что многие траты не облагаются НДС, например покупка квартиры, медицинские услуги, компании на УСН тоже не платят НДС и так далее.
Продолжая оценивать потенциал и динамику потребительского спроса обратимся к статистике по сбору НДФЛ. За 12 лет рост составил 187% или на 35,6% с учетом инфляции. Тут прям важная ремарка для фанатов долларов, а с недавнего времени и золота. Нет смысла пересчитывать данный показатель в долларах / золоте, так как девальвация рубля хоть и влияет на наши траты, но все же это не прямая корреляция.
Когда в 2022 доллар стоил дешевле 60 рублей, разве вы могли прийти к стоматологу и попросить пропорциональную скидку на его услуги или может быть из-за укрепления рубля вам дали большую скидку на заправочной станции? Аналогично, когда сегодня доллар резко вырос более чем на 60%, часть товаров, которые импортируются, значительно выросли в цене, но есть категории трат, которые не отреагировали синхронно: цена электричества, проезд в транспорте, бензин (все эти категории товаров дорожают, но всем очевидно, что их стоимость не ходить синхронно за ценой валюты или золота).
Второй важный момент — «личная инфляция», она вообще у всех своя, и ее нет смысла обсуждать. Если 70% ваших трат ипотечный платеж, то для вас инфляции ваших расходов невысока, но если вы регулярно меняете автомобили, то я вам сочувствую. В итоге говорить об инфляционных переживаниях отдельных людей тоже абсолютно бесполезно при анализе общей картины.
И так, с динамикой потребительской силы мы разобрались. Несмотря на все сложности, тренд положительный. Тут снова можно говорить о том, что кому-то не нравятся темпы и хочется быстрее, лучше, сильнее. Что если у Васи выросла зарплата, то возможно Петя питается вареной водой и сухарями. Это все снова не относится к делу.
Мне с инвестиционной точки зрения важно только то, что внутренний потребитель в среднем набирает силу, что должно найти отражение в корпоративных прибылях. Что мы и сделаем, проверив динамику сбора корпоративного налога.
Сразу скажу, что этот показатель находится в графе «ненефтегазовые доходы». Поступления по корпоративному налогу на прибыль выросли за 12 лет на 179,9% или на 32,2% с учетом инфляции. И если мы говорим о всех показателях в контексте инвестиций, кто-то может сказать «это все супер, только индекс Мосбиржи растет не так как мне хочется». Но это проблема сугубо комментатора, так как лично я хотел бы, чтобы индекс Мосбиржи оставался дешев как можно больше, так как мне выгоднее покупать акции со скидками.
Ну и на последок, если вдруг кто-то считает, что рост доходов населения, рост потребительского спроса и корпоративных прибылей — это результат растущих доходов от реализации нефти и газа, то посмотрим на динамику нефтегазовых доходов с учетом инфляции. А доходы эти с учетом инфляции падают. Номинально рекордный 2022 год в ценах 2011 года показал снижение прибыли на 3% за 12 лет.
Спасибо всем, кто дочитал до конца :)
— степень серости экономики. Ее прилично обелили с 2011 года, тогда обнал стоил процентов 5, а сейчас втрое больше, риски возросли, кто-то вышел из тени, это увеличивает объем НДФЛ, хотя люди больше получать не стали (скорее даже наоборот, только налоги появились)
— не учтены такие виды доходов, которые по факту зарплата, но НДФЛ по ним не платится: все виды доходов ИП, патентщики и т.п.
— появился режим самозанятых. Это тоже никак не учтено, а НДФЛ они не платят. Впрочем, раньше они скорее всего просто работали вчерную и все
Чтобы хоть что-то да осилить отложить?
И как рассчитана эта поправка?
А если посмотреть на график, то видно снижение потребления, начиная с 2021 года.
И самое главное… ваш график показывает что нет роста потребительского спроса. Начиная с 2021 года он снижается
Зы. Тупые чудилы, что же вы мне молчаливо дизы лепите? Возражать агрументированно умишка не хватает?
www.kommersant.ru/doc/6137532
Ну и второе — не очень хорошо смотреть в рублях и делать выводы о масштабах роста, учитывая как инфляцию последние годы рисуют — тут мы опять полагаемся на честность художников из росстата. Лучше какой-нибудь сглаженный (с окном 2 года, например) курс доллара использовать, чтобы всё-таки международную покупательную способность оценивать, а не какие-то виртуальные цифры в местных фантиках.
Но там и другие налоги прыгали — НДСом 0-10-18-20% жонглировали просто, нефтегазовые налоги так там вообще просто формулы высшей математики, чтобы выжать нефтяников до капли, поэтому они просто коррелируют с ценой нефти и динамикой/себестоимостью добычи.
С НДСом по мне так тоже иррационально сильно морочиться с поправками. Ну где-то подняли НДС, где-то упустили, в среднем по больнице может на несколько десятков млрд больше собирать стали. Ну опять же это все такие подстройки тонкие. Ничего прям значимого мы не упустили, никакой лишний трюль не зажали:)
это к тезису тут метрика НГД выбрана в корне не верно и ещё и искажена в отдельные периоды payback-ом нефтяным компаниям довольно существенно
И тут же все показатели считаются «с учтём инфляции», которую посчитал Росстат. На этом исследование можно и закончить было.
в 2011 году «Биг Мак» стоил 78 руб
в 2023 Биг Мак за 135 руб
Это близко к данным Росстата? ;)
Росстат завышает инфляцию, да? Кляти Путэн не докладывает инфляции в миску?
Это сайт про финансы?
на всякий случай уточню специально для вас, 118,84% это больше чем 73%, т.е. Росстат инфляцию считает выше относительно индекса бигмака.
Цифры арабские, система исчисления десятичная. Пишу на русском языке кириллицей. До чего вы там еще собираетесь докапываться
Так что ваши расчеты ничем не подтверждены
и признает что народ обеднел за 10 лет. Хахаха. Шах и мат как говорится, ты сам все сказал.
rosstat.gov.ru/compendium/document/13270
А вот табличка сводная
Ты главное не пропадай, ответь с чем не согласен или признай что ошибся))
Америку вспомнил, мозг последнюю защиту включил от подкатывающей реальности? А выше ты писал другое.
Какая разница 2011 взять или 2014. Ну росли они до 2013 и что? Суть в том, что за десять лет нет роста, если верить Росстату.
Посмотрел вот, «американский Росстат» опровергает твои слова.
Вот куда надо смотреть:
fred.stlouisfed.org/series/LES1252881600Q
И смотрю эти клоуны убрали предыд. данные, видимо чтобы более не позориться. А ещё пару лет назад было с 1930х.
Причём рост реальных зарплат у небогатых как и во многих странах вообще никак не растёт. Все сливки от роста ВВП получала лишь верхняя половина населения. И понятно, не от зарплат по найму:
Притом что работать заставляют всё больше:
А без сравнения просто стата будет малопоказательна. Тем более в эпоху глобализма и взаимозависимостей.
www.investing.com/analysis/median-household-income-growth:-deflating-the-american-dream-266005
Может я что-то не правильно понимаю, но с 2021 года идет падение поступлений НДС а не рост
Ну и плюс тогда надо говорить и о введении льготных режимов налогообложения, что занижает сборы.
Но только это мимолетное значение. Совсем мимолетное. А вот если бы вы знали историю ввереной вам финансовой части, вы бы знали, что ещё недавно курс доллара падал. И падал долго. 6 ( по годам если считать) долгих лет. Какое это имеет отношение к означенной теме? Простое:
Люди, и это реальный факт, наверняка осталось в каких-нибудь архивах интернетов, покупали автомобиль. Юзали его, а потом продавали. И, о чудо)
Получали за него, в пересчёте на ихние бумажки слегка больше. Представляете? Нет? Зря. Да вот так, за новый авто они платили меньше, в долларах, чем за подержанный им причиталось. И это было не так давно.
И самое главное, никому не надо было доказывать, что черное это белое. Все и так прекрасно осязали где, действительно, черное, а где белое.
А ничего, что НДС взимается в т.ч. с B2B бизнеса? Это не только потребительская составляющая.
НДФЛ следует за инфляцией в т.ч. надо брать рост реально располагаемых доходов. Плюс по всем налогам надо смотреть коэффициент собираемости.
Он говорит об улучшении администрирования и уменьшении серой зоны. Например www.vedomosti.ru/economics/news/2020/09/04/838843-fns-zayavila-ob-roste-sobiraemosti-nalogov
Короче: совокупность некорректно взятых данных с неверной интерпретацией. Шит ин шит аут. Сори, не опровергаю тезис о росте доходов, но ваше «исследование» достоверным считаться не может.
В обычной ситуации при B2B НДС = исходящий — входящий. Ничего там не возмещается. Если у тебя есть налогооблагаемые НДС операции, есть упрощенно хотя бы валовая прибыль — у тебя будет НДС к оплате, как исходящий (тот который покажешь в счет-фактурах при продажах) — входящий (тот который указан в счет-фактурах которые тебе принесли поставщики).
Безграмотность на марше.
Берем среднее. Сколько овощей и фруктов съел среднестатистический человек.
Сколько употребляет мяса.
Какое мясо и какую продукцию.
Все это позволит в целом расмотреть ситуацию.
Транспорт если брать в разрезе нескольких лет подоражал на 50%. Овощи питание 100%. Краткосрочно для заемщиков весь этот рост. Благоприятен.
Для тех кто живет по возможностям а не хотелкам. Отрицательный.
С одной стороны кто покупает банки. Учтите. Капитал банка подешевел на 100%. Хотя вот она сверх.прибыль.
В общем вместо мягкого планомерного развития экономики. У нас бурная каша для коррупции взяток воровства. Где в общем то простой человек только беднеет. А богатый получает колласальеые возможности.
крупнейший налогплательщик ндфл это госсектор… т.е просто подняли зарплаты бюджетникам за счет налогов на реальный сектор… взяв их с акцизов на топливо
что не так?
кстати на собираемость ндфл может влиять увеличение числа трудоспособных… т.е пенсы работают дольше изза повышения пенсинного возпраста + молодые вышли на рынок труда
и да… в 2011 госектора было меньше...
т.е рост собираемости налогов коррелирует с ростом госсектора… совпадение?
Мне кажется многие неверно поняли статью, я не хочу срача на наболевшие темы. Просто говорю о том, что у нас есть потребитель, который потребит продукцию компаний, которыми я владею. И я получаю от этого дивиденды. А потребит продукцию полицейский, врач, повар, олигарх, мне вот все равно, лишь бы он потреблял и лишь бы его деньги шли ко мне:)
1 увеличение налогов ндс и ндфл
2 увеличение числа трудоспособных изза того что у рожденных в 80ые банально ратут зарплаты+ из-за поднятия пенс возраста
3 увеличение зарплат бюджетникам
4 сокращение теневого сектора
5 введение дополнительных налогов
вобщем эксплутация работяг выросла...
неудивительно что и ндс и ндфл собирают больше...
афтору респект за поднятую тему… пиши есчо
vc.ru/opinions/623631-kak-izmenilas-pokupatelnaya-sposobnost-naseleniya-za-poslednie-5-let
Статистика адекватная. Рост НДС год к году 2,77%, НДФЛ на 2,57% год к году и налог на прибыль на 2,35%. Нефтегазовые не растут.
При таком тренде через 40 лет объем НДФЛ догонит нефтегазовые доходы, и мы наконец-то слезем с нефтяной иглы)
Чем быстрее объем НДФЛ догонит нефтегазовые доходы, тем больше будет стабильности и процветания в России.
И по 10%-ному:
Причём тоже источник мягко говоря от недрузей
Как-то совсем не бьется с утверждениями автора топика :))
Ну и понятно, что санкции повлияли на оборот. Тут все понятно станет по итогам 2025.
Это утверждение блюмберг. Так что вы неправы, скорее это ваши исследования, построенные якобы на показаниях росстата выглядят политизированной желтухой. Но как видим ваши данные реально не бьются с Росстатом. Так кто из вас пытается манипулировать цифрами?
Да и не понятно совсем… вроде работаете в крупном банке, как пишите, а занимаетесь на трейдерском ресурсе пропагандой
Реальные доходы россиян снижаются восьмой год подряд
Последние годы в России наблюдается вопиющая странность: при постоянном увеличении средних зарплат реальные доходы постоянно сокращаются. И сегодня реальные доходы населения заметно ниже, чем семь лет назад, хотя Росстат регулярно рапортовал об увеличении заработных плат. Одно из объяснений этого парадокса – сверхвысокий рост зарплат у малой доли самых высокооплачиваемых работников, который не отражается в статистике реальных доходов населения. Еще один фактор – резкое падение доходов от предпринимательской деятельности. В прошлом году реальные доходы населения упали на 3,5%, тогда как реальные зарплаты выросли на 2,2%,
По сравнению с докризисным 2013 годом россияне обеднели примерно на 10%. Череда экономических кризисов отбросила реальные доходы населения к отметкам 2010 года, уничтожив весь рост, зафиксированный в «тучные годы» (+0,5% в 2011 году, +4,6% в 2012-м, +4% в 2013-м).
www.finmarket.ru/main/article/5406082
1. У меня данные по налогам от Минфина. Приплетать сюда Росстат не надо.
2. Я вам не просто так задал задачку, ваша реакция показывает, что вы в термине «реально располагаемые доходы» видите только слово «доходы», не понимая о чем идет речь. Так вот ответ на мою задачку «при 0 инфляции и росте зарплаты на 50% реально располагаемые доходы упали, так как платежи по кредитам уменьшают реально располагаемый доход». Ну то есть еще раз: если вам платили 100к и стали платить 150к, то налогов вы платить стали больше, а если взяли при этом ипотеку с платежом 70к, ваш реально располагаемый доход упал. Еще раз: в приведенном примере зарплата выросла, оплачиваемые налоги выросли, реально располагаемый доход упал. Если вы это понимали бы, то у вас вообще не было бы повода писать те комментарии, которые вы написали.
вот тут товарищу @Mistertvister уже и намекали и уже даже прямо разжевали с примерами — но он все равно же как упоротый баран твердит про падение РРД так и не поняв что РРД могут падать, а доходы при этом — расти. Ну не понимает, или просто не хочет портить себе картину мира, не знаю. Это не лечится я думаю
Кроме того и НДС и НДФЛ который платит нефтянка это считается ННГД.
НГД это НДПИ, может еще пошлины акцизы.
НДФЛ, раньше например не было НДФЛ на купоны облиг. Потом ввели.
Подняли пенсионный возраст, старички горбатятся лишние несколько лет, выплачивая НДФЛ.
1. С импортом вопрос достоин отдельной темы. Кратко: он падает (хотя все чуть сложнее). То есть у нас импорт падает, а корп прибыли и НДС растет. Это говорит о росте внутреннего производства и потребления. В контексте моего вопроса — это позитив для меня как для держателя акций.
2. Все нефтегазовые доходы идут отдельной графой, потому тут влияния со стороны нефтянки нет (впрочем, у меня то вопрос в динамике с точки зрения инвестиций, акции нефтянки я тоже держу).
3. У нас физики-держатели облиг — это копеечные суммы, они на общую динамику там не влияют практически.
4. Эх, думал прикрепить график занятости, поленился. В общем, у нас трудоустроенных в диапазоне 71-73 млн уже очень долго как, так что тут тоже влияние минорное. Но можно сделать отдельно расчеты в пересчете на трудоустроенного по годам, хоть это и будет не совсем верно, ведь НДФЛ может платить и рантье, сидя на диване.
Где этот факт увидеть? Интересно сколько она в долларах стала ))
замечательно…
Когда строят завод или дорогу, например, за стройматериалы тоже платят НДС, только к потреблению населения это не имеет отношения.
Далее я могу сопоставить динамику НДС и импорта, чтобы прикинуть это НДС растет от импорта чужой продукции или от роста производства внутренней, второе для меня как владельца акций позитивнее.
Вы же сами писали, про оценку потребления, а теперь переключились на инвестиции:
«Начнем с оценки динамики потребления населения. Чтобы получить примерную картину, я сравнил данные о поступившим в бюджет НДС и так же произвел расчеты с поправкой на инфляцию.»
Для инвесторов бенчмарк другой: индекс РТС, который сегодня сильно ниже чем в 2011-м.
«И так, меня сугубо в инвестиционных целях занял вопрос о том, что реально происходит с доходами населения и бизнеса на горизонте 10+ лет в России.»
Ну то есть да, вы правы в том смысле, что некорректно аллоцировать весь НДС на потребительский спрос. С другой стороны это не влияет на итоговый вывод в контексте инвестиций в российские акции. Что реально имеет значение — НДС растет от растущего импорта или от растущего внутреннего производства. И на сколько помню, импорт с меременным успехом падает/стагнирует
Сегодня все изменилось.
Не несите х… ю, автор. Иногда отрывайтесь от монитора с некрасивыми графиками и выглядывайте в окно. Там все несколько иначе.
Максимум пока можно приостановить покупки акций и защититься в других активах.
Плюс ваша «капля в море» это — «доля занятых в малом и среднем бизнесе в августе 2022 достигла 38,6%. Для сравнения, в 2021 году она составляла в среднем 34%, а в 2020-м — 32,2%».