Блог им. Marek
14.09.2023
Из-за роста биржевых цен на бензин и дизельное топливо у российских нефтяников почти не осталось перспектив получить около 100 млрд рублей демпферных выплат в сентябре. Спасти от обнуления демпфера может корректировка формулы его расчета — ее обсуждают сейчас в правительстве, сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на участников рынка
Динамика биржевых цен на автомобильное топливо отдаляет нефтяников от возможности получить демпферные выплаты по итогам сентября, пишет «Коммерсантъ». Сохранить выплаты можно путем корректировки формулы расчета демпфера и НДПИ на нефть — изменения обсуждаются в правительстве, сообщает газета со ссылкой на участников рынка.
Бюджет компенсирует компаниям часть разницы между экспортными ценами на топливо и индикативными внутренними ценами (56 900 рублей за тонну бензина Аи-92 и 53 850 рублей за тонну дизтоплива). В августе выплаты по топливному демпферу составили 185,9 млрд рублей. Демпфер обнуляется, если реальные внутренние цены на топливо превышают индикативные более чем на 10% по бензину и на 20% по дизтопливу.
Это уже произошло в сентябре. 13 сентября стоимость летнего «дизеля» на СПбМТСБ впервые достигла 72 146 рублей за тонну. Стоимость бензина Аи-92 выросла до 68 578 рублей, Аи-95 — до 75 915 рублей за тонну. С сентября размер демпфера по решению правительства должен быть сокращен вдвое, то есть компании могут лишиться около 100 млрд рублей. Собеседники на рынке констатировали, что повлиять на цены в нужной степени до конца сентября уже невозможно: биржевая цена бензина должна упасть более чем на 20%, на дизтопливо — более чем на 25%.
Слишком сильная нехватка бензина и дизтоплива на внутреннем рынке не позволит снизить цены на 9000–12 000 рублей за тонну и затем удержать их на пониженном уровне, отметили источники газеты. Котировки продолжат расти, компенсируя таким образом потери от невыплаты субсидий, ожидают они. Другие источники газеты на рынке полагают, что формула расчета демпфера может измениться. Вариантов корректировки два: может увеличиться диапазон возможного отклонения от индикативной цены или сама эта цена. Ранее говорилось о возможной отмене коэффициента, уменьшающего выплаты с сентября.
В правительстве активно идут совещания по поводу насыщения внутреннего рынка топливом: до конца недели могут быть приняты решения по спецэкспортерам топлива для борьбы с «серым» экспортом и согласована на уровне правительства позиция по корректировке демпфера, рассказали собеседники газеты. Источники напомнили, что законодательство позволяет скорректировать демпфер задним числом. К примеру, власти уже поступали так в 2021 году: новый вариант механизма заработал с мая, а изменения в Налоговый кодекс Госдума приняла только в июне.
Изменить же НДПИ на нефть, за счет роста которого могут быть компенсированы более высокие выплаты по демпферу, задним числом невозможно. Может быть принято решение, согласно которому скорректированный демпфер заработает с сентября, а повышенный НДПИ — с ноября, с соблюдением всех процедур, предположили собеседники.
Управляющий партнер «Петролеум Трейдинг» Максим Дьяченко отметил, что конца ралли котировок нефтепродуктов пока не видно — отрасль входит в пик ремонтов на НПЗ, «на местах топливо независимым участникам не отпускают»». Независимые АЗС работают, повышая розничные цены быстрее, чем это делают заправки нефтекомпаний, теряя тем самым долю рынка, добавил Дьяченко.
www.forbes.ru/biznes/496423-kommersant-uznal-o-rascete-neftanikov-na-korrektirovku-formuly-toplivnogo-dempfera
www.kommersant.ru/doc/6212112