Блог им. boomin
На YouTube-канале Boomin 11 октября прошел прямой эфир с топ-менеджментом алтайского зернотрейдера — директором Дементием Глуховым, коммерческим директором Евгением Сиденко и начальником финансового отдела Александром Сирашом. Онлайн-встреча была посвящена размещению четвертого выпуска биржевых облигаций «Группы «Продовольствие» и развитию бизнеса компании. Помимо записи онлайн-встречи мы решили сделать доступным нашим читателям также и текстовый формат — для тех, кому удобнее читать, а не слушать.
— В связи с чем возникла необходимость размещения нового облигационного выпуска на 300 млн рублей? На решение каких задач будут направлены привлеченные средства?
Дементий Глухов, Директор «Группы «Продовольствие»
— Цель та же самая, что и при размещении предыдущих наших выпусков, — это пополнение оборотных средств. С конца 2022 г. мы развиваем новое для нашей компании восточное направление. Прежде всего речь идет о расширении поставок сельскохозяйственной продукции в Китай. Это огромный растущий рынок, до насыщения которого еще очень далеко. Начали мы с формирования одного поезда с нашей продукцией в месяц, сейчас это уже два-три железнодорожных состава. Надеюсь, наши объемы поставок в Китай от месяца к месяцу будут расти.
— Учитывая кредитный рейтинг «Группы «Продовольствие»на уровне B+(RU) со стабильным прогнозом от АКРА, ставка купона по новому выпуску — 16% годовых — совсем не высокая на рынке ВДО, тем более после недавнего повышения Центробанком ключевой ставки до 13% годовых. Нет ли у вас опасений, что рынок окажется к выпуску равнодушен?
— Прежде чем выходить с новым выпуском, мы проанализировали рынок публичного долга и оценили свои возможности. Ставка 16% годовых — это тот максимум, который мы на данном этапе можем себе позволить. С бо́льшим размером ставки купона мы не сможем заключить те сделки, которые нам интересны, которые принесут прибыль компании и доход инвесторам. Считаю, что с новым выпуском мы стартовали неплохо. У нас нет цели разместить бумаги за пару недель. Надеюсь, сделаем это за два-три месяца.
— Почему решили в этот раз зафиксировать ставку на весь период обращения облигаций? По прошлому займу, например, была «лесенка» — от 16% до 13% годовых.
— Мы изучили наш прошлый опыт и решили его не повторять. К «лесенке» были нарекания со стороны инвесторов. Мы просто учли их пожелания.
— Если разместить выпуск в полном объеме не получится, как это отразится на вашем бизнесе?
― Рисков мы тут для себя не видим. Речь идет просто об увеличении оборотных ресурсов, которые будут направлены на развитие компании. Сколько привлечем на бирже средств, столько и направим. Привлечем меньше, значит будем развиваться не так быстро, как бы нам хотелось. Но это никоим образом не ухудшит положение компании на рынке.
— Что собой представляет долговой портфель компании?
Александр Сираш, Начальник финансового отдела «Группы «Продовольствие»
— Кредитный портфель «Группы «Продовольствие» диверсифицирован. Он включает долгосрочные займы, которые на 100% представлены облигациями, банковские кредиты в форме овердрафта, возобновляемые кредитные линии (ВКЛ), а также реверсивный факторинг. Последний позволяет нам осуществлять предоплату поставщикам. Овердрафт не превышает 60 дней, ВКЛ — 90 дней. Мы в эти сроки вполне укладываемся. Стараемся использовать заемные средства максимально эффективно — как долгосрочные, так и краткосрочные.
— Каков сейчас уровень долговой нагрузки «Группы «Продовольствие»?
— По итогам шести месяцев 2023 г. коэффициент отношения долга к EBITDA составил 3,84х. За такой же период прошлого года этот показатель был на уровне 5,84х. То есть за полгода нам удалось снизить долговую нагрузку в полтора раза. Если взять годовой показатель, то по итогам 2022 г. значение коэффициента равнялось 2,81х при среднеотраслевом 4,5х.
— С какими ключевыми показателями «Группа «Продовольствие» завершила первое полугодие 2023 г.?
Александр Сираш, Начальник финансового отдела «Группы «Продовольствие»
— По итогам января-июня выручка составила 2,95 млрд рублей. Это на 19% меньше, чем за тот же период 2022 г. При этом валовая прибыль выросла на 40%, до 393,6 млн рублей. Чистая прибыль достигла 56 млн рублей. Это в 2,7 раза больше, чем годом ранее.
За полгода мы реализовали 115 тыс. тонн продукции, на 1 тыс. тонн больше, чем за аналогичный период 2022 г. Это суммарно — и сахар, и зерновые, и масличные культуры.
— Почему при снижении выручки выросла валовая прибыль?
Дементий Глухов, Директор «Группы «Продовольствие»
— Это во многом связано с переориентацией бизнеса с внутреннего рынка на экспорт. Сделки с Китаем оказались более маржинальными.
Александр Сираш, Начальник финансового отдела «Группы «Продовольствие»
— Давайте также не будем забывать, что первые два квартала 2022 г. — это начало специальной военной операции на Украине, на которую рынок неожиданно для всех отреагировал резким ростом потребления. Многие россияне закупали продовольствие про запас. В 2023 г. потребление вернулось к норме, что и сказалось на выручке.
— Куда и какие сельскохозяйственные товары вы поставляете?
Евгений Сиденко, Коммерческий директор «Группы «Продовольствие»
— Внутри страны продаем сахар, масличные культуры, продовольственное и фуражное зерно. География поставок зерна охватывает, по сути, всю страну — европейскую часть, Сибирь, Дальний Восток.
Экспорт включает 25 стран. В 2022 г. в результате известных событий от сотрудничества отказались Литва и Латвия, но другие страны продолжили с нами работать. Это и Болгария, и Венгрия, и Испания, и Грузия. Поставляем в Казахстан, Киргизию, Беларусь, Иран и многие другие страны. В 2021 г. мы получили аккредитацию для экспорта в Китай, сейчас прорабатываем рынки Индии, Кореи, Индонезии. Номенклатура экспортируемых товаров самая широкая — зеленая чечевица, рапс, лен, горох, алтайская гречиха, пшеница, ячмень, овес, рожь, кукуруза. На мировом рынке чечевицы понемногу тесним канадцев.
— Насколько диверсифицирован ваш клиентский портфель?
— У нас нет ни одного покупателя или поставщика, доля которого в выручке или тоннаже превышала бы 20%. Ассортимент товаров и география поставок очень разные, и клиенты очень разные. Есть такой принцип — не складывать все яйца в одну корзину. Мы его придерживаемся.
— Что-то поменялось в сбыте зерна за последние полтора года внутри страны?
— Внутренний рынок более или менее стабилен. Потребление зерновых в России потихоньку растет за счет развития животноводства. Правительство помогает производителям мяса выходить на внешние рынки. Например, власти договорились о поставках свинины в Китай.
— Что сегодня приносит бо́льшую прибыль — сахар или зерно?
— Мы уходим в более маржинальные продукты — зерновые и масличные культуры. Больше продаем чечевицы, гречихи, рапса, льна. На их фоне сахар, конечно, проигрывает. За полгода его доля в нашем портфеле уменьшилась с 50-ти до 46%.
— Правительство с 1 октября ввело экспортные пошлины с привязкой к курсу рубля. Как это отразилось на вашем бизнесе?
— Для экспортеров это решение стало шоком. Причем власти ввели норму одномоментно, не дав компаниям времени на выполнение обязательств по текущим контрактам. Пришлось адаптироваться к новым условиям, поднимать цены, объяснять партнерам сложившуюся ситуацию. По сути, у нас было два варианта: либо договориться с поставщиками о снижении цен на продукцию, либо попытаться продать клиентам товар дороже. Пришлось всем двигаться в цене. Сейчас ситуация несколько стабилизировалась. Заключаем контракты уже с учетом возросших экспортных пошлин.
— В СМИ много информации о том, что сельхозэкспортеры остановили закупки пшеницы у крестьян, поскольку товар некуда отгружать. За рубежом российское зерно не покупают по ценам, которые неофициально, но настоятельно рекомендовал держать Минсельхозпрод России — 270 долларов за тонну. Вас коснулась эта ситуация?
— Нет. Пшеницу мы продаем только на рынки ЕврАзЭС — Казахстан, Киргизию, Беларусь. С учетом новых установок пока не планируем выходить с пшеницей на дальние рынки.
— Сколько в среднем составляют отсрочки платежей?
— Самая большая отсрочка по поставке продукции — 20 банковских дней. В целом оборачиваемость товара ухудшилась из-за возникших логических проблем в стране, замедления движения грузов по железной дороге. С момента поступления заявки от клиента до отгрузки товара сейчас проходит больше времени, чем это было в предыдущие годы. Тем не менее, наши финансисты считают, что у нас, «Группы «Продовольствие», вполне оптимальная оборачиваемость как кредиторской, так и дебиторской задолженности.
— В начале года компания заявляла о планах до конца 2023-го купить 30 железнодорожных вагонов и тем самым увеличить существующий парк более, чем в два раза. Получилось?
Дементий Глухов, Директор «Группы «Продовольствие»
— Действительно, у нас есть желание увеличить парк вагонов, но мы решили отложить решение этой задачи на 2024 г. Связано это с тем, что до недавнего времени мы приобретали б/у вагоны, однако в этом году изменили стратегию и решили приобретать новые. Но дело в том, что единственный производитель крытых вагонов — «Алтайвагон» — загружен заказами на год вперед. Сейчас ждем своей очереди.
— Летом компания модернизировала Михайловский и Ачинский элеваторы, увеличив их производительность. Насколько загружены эти предприятия сегодня? Какая доля приходится на интервенционное зерно?
— В результате модернизации мощности Михайловского элеватора выросли на 20 тыс. тонн, и сейчас предприятие способно перерабатывать и хранить более 130 тыс. тонн зерна. В настоящее время здесь хранится 20 тыс. тонн интервенционного зерна, к концу года его объем будет увеличен до 40 тыс. тонн.
Ачинский элеватор располагает единовременным объемом хранения в 100 тыс. тонн. К началу 2024 г. на предприятии будет содержаться до 60 тыс. тонн интервенционного зерна.
С учетом потребностей компании в элеваторных мощностях для коммерческой деятельности загрузка каждого из предприятий близка к 100%.
— На каком этапе находится реализация анонсированного в конце прошлого года проекта строительства завода по производству рапсового масла в Ачинске?
— Мы следуем своим планам. Завод будет построен в три этапа. Первый этап предусматривает запуск предприятия в конце текущего года. Его мощность составит 200 тонн рапсового масла в сутки. На втором этапе мы увеличим объем производства до 600 тонн, на третьем — до 1000 тонн. Полностью завод планируем ввести в эксплуатацию в 2025 г. Проект осуществляем за счет как собственных средств, так и привлеченных инвестиций. Работаем с двумя банками — ВТБ и Сбером. Стоимость первого этапа — 605 млн рублей, из которых 125 млн рублей — средства предприятия, 480 млн рублей — банковские кредиты по льготной ставке. Средства от банков планируем получить в ближайшее время. Весь объем продукции — рапсовое масло и жмых — будем поставлять в Китай.
— В конце 2022 г. «Группа «Продовольствие» инициировала судебную тяжбу о взыскании 84,3 млн задолженности с ООО «Агроэлита» и 8,3 млн рублей — с ООО «Объединение Агроэлита», которые входят в красноярский холдинг Goldman Group. Чем закончился этот процесс?
— В 2022 г. мы с этими компаниями заключили форвардные контракты на поставку сельхозпродукции. К сожалению, они выполнили свои обязательства только на 50%. Мы попытались урегулировать ситуацию путем переговоров, но не получилось, и тогда были вынуждены обратиться в суд. Арбитражный суд, как и апелляцию, мы выиграли. Решение вступило в законную силу. Исполнительный лист мы недавно передали в Службу судебных приставов. Учитывая, что компании обладают необходимыми активами, которые позволяют полностью рассчитаться по нашим долгам, мы надеемся, что в ближайшее время наши требования будут исполнены, а этот вопрос — закрыт.
— Есть ли еще судебные дела в производстве?
— Больших тяжб у нас больше нет. Есть еще один контрагент, который не поставил нам продукцию на 3 млн рублей. Но его техника находится у нас в залоге. Это имущество будет реализовано, а деньги вернутся в оборот компании.
— Кредитный рейтинг «Группы «Продовольствие» актуален до декабря 2023 г. Будете его обновлять?
— Конечно. Есть все предпосылки к тому, что мы в этом году сможем улучить рейтинг до ВВ-.
— С какими ключевыми показателями планируете завершить 2023 г.?
Александр Сираш, Начальник финансового отдела «Группы «Продовольствие»
— Исходя из текущей динамики мы планируем сохранить выручку на уровне прошлого года. Это около 7 млрд рублей. При этом прибыль компании, конечно, вырастет. Мы видим, что ставка на Китай приносит свои плоды.