Копипаст
РИА Новости/Прайм. Власти РФ ищут возможность привлечения денег международных институтов развития к финансированию инфраструктурных проектов в России, благодаря которым Минфин смог бы уменьшить планируемый объем собственных заимствований на внутреннем рынке для Фонда развития, рассказал журналистам замминистра финансов РФ Сергей Сторчак.
«Основной вариант, который озвучен руководством страны – обеспечить дополнительную продажу рублевых облигаций. Что это будут за облигации, будут ли они отличаться от обычных ОФЗ — решения конкретного пока нет», – сказал Сторчак, говоря о возможных источниках финансирования инфраструктурных проектов в России.
Правительство РФ с 2019 года создает специальный Фонд развития, в который будут направлены дополнительные заимствования в размере до 0,5% ВВП в год, а объем заимствований на шесть лет составит 3,5 триллиона рублей. По словам первого вице-премьера — министра финансов Антона Силуанова, фонд позволит запустить ключевые инфраструктурные проекты в области цифровой экономики, поддержать экспортеров РФ, оказать содействие малому и среднему предпринимательству.
Сторчак отметил, что идеология фонда до конца не определена. Нет и полной ясности с источниками средств для него. «Концепция и идеология Фонда развития все еще обсуждается. В том числе с точки зрения того, что станет источником фондирования его деятельности», – сказал замминистра.
«Мы предложим рынку облигации и надеемся с их помощью получить фондирование – это очевидно. Неочевидно на сегодняшний день, сумеем ли мы эти облигации как-то окрасить, сделать их понятной, действительно инфраструктурной облигацией, как это некоторые страны уже делают», — добавил он.
ОКРАШЕННЫЕ ОБЛИГАЦИИ
Сторчак напомнил, что в некоторых европейских странах выпускаются так называемые «зеленые» облигации, выручка от продажи которых идет на экологически чистые проекты. Такая окрашенность бумаг позволяет покупать их специальным институтам развития в соответствии с их мандатом.
В России таких инструментов нет: средства от размещения ОФЗ направляются в бюджет без «окраски».
Глава Минэкономразвития РФ Максим Орешкин завил в мае, что Россия ведет переговоры с Азиатским банком инфраструктурных инвестиций (АБИИ) о привлечении его средств в Фонд развития. В среду он уточнил, что рассматривается возможность займа у АБИИ на финансирование проектов фонда.
Однако, по словам Сторчака, схема привлечения этих средств АБИИ пока не ясна. «Мандат у многосторонних баков развития – целевое кредитование. Готовы ли они пойти на предоставление финансовых кредитов? Такие случаи бывают, но это большая редкость», – сказал он.
В частности, речь может идти о предоставлении кредитов стране на проведение структурных реформ. Однако в данном случае речи о таких реформах не идет.
Замминистра допустил, многосторонний банк может купить обычные российские облигации, но это возможно только на тех же условиях, что и для всех остальных инвесторов в рамках обычного размещения бумаг. В этом случае для банка это будет обычная казначейская операция – размещение временно свободных ликвидных средств. А для России в данном случае нет разницы, кто именно купит бумаги.
ЧЕМ ЗАМЕНИТЬ ЗАЙМЫ
Другой вопрос, по которому в правительстве ведутся дискуссии в связи с финансированием инфраструктуры, — считать ли средства международных институтов развития, вложенные в проекты напрямую, без участия Фонда развития, в общем объеме объявленных властями инвестиций на развитие инфраструктуры, и можно ли будет за счет них сократить бюджетные займы.
Президент РФ Владимир Путин поручил правительству совместно с ЦБ утвердить план действий по ускорению роста инвестиций и повышению их доли в ВВП до 25%. Особое внимание глава государства поручил уделить региональным инфраструктурных проектам.
Сторчак допустил, что средства, привлеченные в такие проекты из многосторонних институтов, могут быть учтены в том объеме инвестиций Фонда развития, который был заявлен — 3,5 триллиона рублей за шесть лет. И таким образом, на соответствующую величину Минфин мог бы сократить планируемый объем своих займов.
«Я допускаю, что в процессе подготовки и исполнения закона о федеральном бюджете объем средств, которые будут привлекаться (на финансирование инфраструктуры через Фонд развития – ред.), будет учитывать и наши масштабные проекты, связанные с поддержкой инфраструктуры», – сказал Сторчак.
В частности, финансируемый Новым банком развития проект строительства водоочистных сооружений в шести приморских городах, по его словам, вполне подходит под все заявленные президентом критерии. «Это честный инфраструктурный региональный проект, ориентированный на пространственное развитие», — пояснил он.
Но пока не понятно сможет ли Минфин, приплюсовав такие проекты к проектам Фонда развития, уменьшить планируемый объем внутренних займов для финансирования инфраструктуры из бюджета. Дискуссия об этом идет в правительстве.
При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА «Новости» обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.