В немецком еженедельнике DER SPIEGEL появилась статья в которой обсуждается на сколько эмбарго на нефть «страшно» для экономики России.
Как известно,
Евросоюз хочет «уйти» от российской нефти до конца года, таким образом,
лишить российское государство значительной части своего самого важного источника дохода. По их мнению, для этой надежды есть исторический пример:
четыре десятилетия назад крах доходов от нефтяного бизнеса уже ускорил развал Советского Союза, когда цены на нефть резко упали в начале 1980-х годов. И задают вопрос: "
Может ли такая вещь снова преуспеть?".
Вклад экспорта нефти в государственный бюджет России огромен. По расчетам Лондонского королевского колледжа,
с 2000 года нефтяной бизнес «залил» колоссальные 3,5 триллиона долларов в российскую казну. Большая часть этого денежного потока всегда исходила от европейцев,
около 53% российского экспорта нефти было направлено в ЕС. Но в современных реалиях, возникает вопрос, может ли крупнейший клиент России, в лице Евросоюза, эффективно использовать "
свою рыночную власть", или
Россия найдет новых клиентов для своей нефти?
Фактически,
добыча нефти в России находится под заметным давлением в течение нескольких недель. Вероятно, это в основном связано с более низким спросом со стороны Запада:
США, например, в настоящее время полностью бойкотируют российскую нефть; в Германии и других европейских государствах компании пытаются заменить свой импорт из России поставками из других регионов мира.
Несмотря на скидки на российскую нефть и снижение добычи,
государство зарабатывает миллиарды от продажи нефти на Запад: цены на мировом рынке также выросли в последнее время.
Сможет ли Россия адаптироваться к эмбарго на поставки нефти, что должно быть решающим для успеха или провала запланированного эмбарго ЕС. На данный момент,
инфраструктура России лишь частично подготовлена к такому сценарию. Большинство экспортных трубопроводов проходят с востока на запад. Однако фактор времени должен сыграть в пользу России: потому что план ЕС предусматривает переходный период от шести до восьми месяцев, пока Европа полностью не откажется от российской нефти — еще более длительные исключения запланированы для Венгрии и Словакии.
Как считают европейские эксперты, "
у России есть значительное время для того, чтобы договориться и привлечь новых клиентов. Россия обладает значительными мощностями для транспортировки нефти".
В отличие от природного газа, только часть российской сырой нефти экспортируется по трубопроводам. Большая часть этого бизнеса в течение длительного времени осуществлялась по морю. Терминалы для погрузки расположены не только в Приморске в Балтийском море, но и на крайнем севере, Черном море и тихоокеанском побережье.
Доля судоходного транспорта во всем нефтяном бизнесе значительна: из более чем 10 миллионов баррелей, которые Россия производит в день, от 4,5 до 6,5 миллионов баррелей загружаются на танкеры. И в отличие от трубопроводов, они могут поставлять нефть новым клиентам почти изо дня в день. Это уже можно отследить почти в режиме реального времени: по данным Bloomberg, количество судов, направляющихся в пункты назначения в Азии
через Балтийское и Черное моря, резко возросло.
"Прошлое уже показало, что других клиентов достаточно и что Россия вполне готова продавать свою нефть с огромными скидками.", — предупреждает лондонский эксперт Ватансевер. Индия является примером этого: страна увеличила импорт нефти в 17 раз за несколько недель. Россия получает за это меньше денег, чем другие страны-экспортеры нефти. Скидка, которую Россия должна предоставить на свою уральскую нефть, теперь составляет до 30%. Однако, поскольку цены на сырую нефть в целом также значительно выросли, доходы Москвы до сих пор вряд ли пострадали.
Введение эмбарго, вероятно, приведет к еще более высоким ценам на нефть. "Запланированный бойкот приводит в будущем к нехватке нефти на мировом рынке", говорит Ватансевер. Это может привести к тому, что в конечном итоге это вряд ли окажет существенное влияние на государственные финансы России, если рост цен на нефть будет выше, чем скидки, которые должна предоставить Москва.
"Мы не должны ожидать краткосрочного краха российской нефтяной промышленности", — говорит Джеймс Хендерсон, директор Оксфордского института энергетических исследований. Значительная часть сырья, предназначенного для Европы, поступит на мировой рынок через «фирмы прокладки». По словам Хендерсона, насколько большой будет эта часть, в решающей степени зависит от того, сколько операторов танкеров будут вовлечены в эти предприятия и как поведут себя страховые компании, которые обеспечивают эти перевозки. "Западные компании будут очень колебаться, но будут и другие, которые сделают это, если условия будут правильными", — говорит Хендерсон.
Как только сырая нефть попадает в цикл нефтепереработки, возможно, смешанную с другими сырыми «oil» из других стран, практически невозможно определить, откуда она берется. И происхождение сырья обычно не возможно определить, такие как дизельное топливо или бензин. Это может быть топливо из Индии, которое в конечном итоге достигнет Европы.
Таким образом, перспективы успеха нефтяного эмбарго для России довольно хорошие. Московский экономист Кулебака, например, предполагает, что в этом году это обойдется России максимум в 2% от ее экономической мощи.
Раньше его продавали за рубеж, теперь продавать некому. Есть реальная угроза частичной или даже полной остановки ряда НПЗ. Как следствие, нехватка бензина, дизеля и пр.
Один из примеров. Много чего может работать и работает на мазуте. Источник из которых вы получаете информацию про остановку НПЗ, вводят вас в заблуждение.
У вас было 100 ед мазута, 70 ед вы продавали, 30 использовали сами.
Продавать стало некому. Куда девать высвободившиеся 70 ед., если оборудование к мазуту не приспособлено и такового еще и нет в наличии?
Хорошо, 1-2-5 лет, и вы разработали, изготовили и поменяли оборудование + инфраструктуру. Куда девать высвободившийся газ?
Кроме того, куда и как складировать мазут накопившийся за эти 1-2-5 лет?
И тут опять появляются импортеры, готовые купить ваш мазут.) И все усилия и потраченные деньги на фиг.)