Копипаст

Копипаст | Экономистам и инвесторам следует меньше внимания уделять потребителям. Их мысли могут ввести в заблуждение.

Экономистам и инвесторам следует меньше внимания уделять потребителям. Их мысли могут ввести в заблуждение.

Эта идея кажется настолько очевидной, что не требует особого разъяснения: чувства людей влияют на их поведение. 

В экономической сфере этот трюизм помогает объяснить, почему опросы потребительских настроений привлекают внимание. Они рассматриваются как предсказатели тенденций расходов и, соответственно, состояния экономики. 

Но остановитесь на мгновение, чтобы изучить, как именно настроения влияют на экономику, и причинно-следственная цепочка начнет выглядеть более схематично. 

На нынешнем этапе, когда многие думают, что Америка находится на грани рецессии, этот часто цитируемый, но ошибочный опережающий индикатор заслуживает более тщательного изучения.


Понимание потребительских расходов является священным Граалем для прогнозистов, поскольку на них приходится около двух третей американского ВВП. 

Сделайте это правильно, и остальная часть экономики станет намного яснее. Но последние пару лет не были благосклонны к тем, кто ориентируется на настроения как на ориентир будущих расходов. 

Наиболее внимательно отслеживаемый индекс потребительских настроений, ежемесячно публикуемый Мичиганским университетом, в 2022 году упал до самого низкого значения за более чем четыре десятилетия, и тем не менее потребительские расходы оставались устойчивыми даже с учетом инфляции. В этом году, напротив, индикатор Мичигана укрепил позиции, а другие индикаторы, в том числе доходность облигаций и кредитные потоки, дают тревожные сигналы.


Основное объяснение того, почему настроения были скорее обманчивым, чем опережающим экономическим индикатором, заключается в том, что инфляция в сознании потребителей перевешивала многое другое. 

Для получения показателей интервьюеры задают людям вопросы, например, считают ли они, что экономика движется в правильном направлении и планируют ли они совершать крупные покупки. Потребители, как правило, мрачнеют, когда цены растут, как это произошло в прошлом году. 

Они не обращают внимания на несколько более сложные факторы, такие как большой запас сбережений, накопленных многими во время пандемии COVID-19.


Но разрыв между субъективным пессимизмом и объективными причинами большего оптимизма подчеркивает затруднительное положение. Утверждение состоит в том, что чувства людей, оправданные или нет, имеют значение. Когда мрачно, они должны тратить меньше. Если они противоречат своим собственным чувствам и продолжают тратить, то какова ценность данных о настроениях?


Этот вопрос беспокоил экономистов с тех пор, как после Второй мировой войны стали проводиться опросы потребителей. 

В 1955 году Федеральная резервная система изучила повторные опросы респондентов, проведенные через год после первоначальных опросов, чтобы увидеть, предсказывали ли ожидания последующие расходы. Чиновники пришли к выводу, что нет. Однако это не было последним словом, индустрия настроений с годами только расширялась. 

В 1967 году Conference Board ввела собственный опрос потребителей. В 1980-х годах телевизионная сеть abc начала спонсировать еженедельную версию, которая позже была передана Bloomberg, информационно-медийной фирме. В 2018 году социолог Morning Consult запустил ежедневный опрос. Очевидно, что рыночный аппетит к индексам настроений, несмотря на их недостатки, очень высок.


Чтобы понять почему, полезно рассмотреть более слабый случай для таких индексов: не то, что они предсказывают будущее, а то, что они могут раскрыть настоящее. 

Данные о доверии потребителей значительно улучшают прогнозы роста потребления, когда они были единственным объясняющим фактором. Проблема в том, что, когда были известны другие переменные, такие как доход или занятость, данные достоверности мало что давали для прогнозов. 

На интеллектуальном уровне это убийственная оценка роли настроений, показывающая, что чувства сами по себе мало влияют на экономику. 

Но это указывает на то, что опросы могут иметь некоторую пользу: настроения отражают то, что люди лично знают о своих доходах и своей работе, и именно эти переменные в конечном итоге влияют на их расходы.


Измерители настроений особенно ценятся, учитывая временной лаг экономических данных. 

Мичиганский университет, например, 14-го опубликовал предварительный индекс потребительских настроений за апрель. Бюро экономического анализа не будет публиковать данные о доходах населения за апрель до 26 мая. Но даже в таких случаях их полезность легко переоценить. Ежемесячные колебания в опросах настроений, как правило, незначительны и изменчивы, как и изменения в структурах расходов, которые они предсказывают.


В документе Европейского центрального банка в 2011 году было обнаружено, что индексы настроений были наиболее полезными в периоды потрясений. Дно потребительских опросов рухнуло, например, к началу мирового финансового кризиса 2007–2009 годов. Точно так же Джон Лир из Morning Consult отмечает, что потребительский индекс его компании стал резко отрицательным в конце февраля 2020 года, за месяц до спада, вызванного коронавирусом.


Однако на самом деле настроения были далеко не единственным признаком проблем в экономике: в то же время произошла резкая распродажа на фондовом рынке, отражающая шквал плохих новостей о пандемии. 

Опросы потребителей дополнили картину экономического недомогания. 

Вряд ли они придумали его из воздуха.


Возможно, самым большим достоинством опросов настроений является то, что за ними следят очень многие участники рынка. И это не только инвесторы. Когда ФРС повысила процентные ставки на колоссальные три четверти процентного пункта в июне прошлого года — это было первое из четырех повышений такого размера, — Джером Пауэлл, председатель центрального банка, сказал, что одним из факторов был скачок инфляционных ожиданий в Университете США. 

Должным образом проинформированные, инвесторы уделяли особое внимание данным по инфляции в Мичигане в течение следующих нескольких месяцев.


Могут ли мрачные индексы настроений прошлого года в конечном итоге выглядеть пророческими? 

Помимо опросов потребителей, есть множество причин думать, что рецессия в Америке, возможно, наконец-то наступит: последствия беспорядков в банковском секторе и продолжающегося фиаско с потолком долга происходят как раз в тот момент, когда рынок труда начинает остывать. 


Но, вывод более разочаровывающий: 

«Измерители настроений верны ровно настолько, чтобы сделать их убедительными, и ошибаются слишком часто, чтобы сделать их надежными». Вы не хотите смотреть на них слишком близко, даже если вы не можете заставить себя отвести взгляд.

Оригинал

P.S. Подпишитесь на проект «КОГоть» — “КраткоОГлавном” в Телеграм, Дзен, VK и Youtube

    теги блога Андрей Колесников

    ....все тэги



    UPDONW
    Новый дизайн