«
Яндексу», его акционерам и регуляторам стоит задуматься о том, как минимизировать потери российских инвесторов, полученные при реорганизации компании, а законодатели не должны допустить повторения «столь существенных правовых дисбалансов» при переезде компаний в Россию, говорится в заключении комиссии по финансовому законодательству при московском отделении Ассоциации юристов России (МО АЮР),
опубликованном 9 августа. Председатель исполкома МО АЮР Дмитрий Кравченко направил этот документ председателю Центробанка Эльвире Набиуллиной 29 августа, следует из письма, с которым ознакомился Forbes. «Банк России получил документ и рассмотрит его в установленном порядке», — сообщили Forbes в пресс-службе ЦБ.
www.forbes.ru/tekhnologii/520303-uristy-predupredili-cb-ob-ekonomiceskih-poterah-rossijskih-investorov-v-andeks?utm_source=forbes&utm_campaign=lnews
alrf.msk.ru/files/0a61b62c40a4db0ee7aa41023c022dace.pdf — письмо
Акционеры, не участвовавшие в обмене, понесли фактические экономические потери, что является важным фактором при анализе вышеуказанных обстоятельств.
При этом применение санкционного 50-процентного «дисконта» к фактически российским акционерам (опосредованным нидерландской компанией) вызывает сомнения с точки зрения соответствия этого дисконта принципам российского антисанкционного регулирования.
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
1. Предложенные условия обмена и
выкупа акций «Яндекса» являются важнейшим прецедентом для рынка, серьезно влияющим на состояние конституционных принципов правовой определенности и предсказуемости регулирования и правоприменения. С учетом этого регуляторам, правоприменителям, а также самой компании представляется правильным обратить внимание не только на формальное соблюдение специальных норм гражданского законодательства о предложениях делать
оферты, форме договора и т.д., но и на соблюдение вышеуказанным предложением конституционных принципов экономического оборота.
2. Не предвосхищая возможные правоприменительные решения по рассматриваемой ситуации, следует констатировать, что, если исходить из изложенных в настоящее время публично доводов участников сделок, достаточных с точки зрения конституционных принципов и правил оснований для дифференциации акционеров в связи с местом учета акций и датой приобретения и перевода акций в российский
депозитарий не усматривается. Представляется, что правоприменителям следует учитывать данное обстоятельство при анализе соответствующей ситуации.
3. Отказ ряду акционеров Yandex N.V. в обмене принадлежащих им акций с очевидностью повлечет обращение к государственным органам и судам зарубежных юрисдикций, что, во-первых, создает потенциал оспаривания сделок и взыскания активов за рубежом, а во-вторых, создает дополнительные репутационные риски для страны и ее
финансового рынка и самой компании, особенно с учетом прецедентного характера сделки.
4. Применение установленного законодательством РФ «дисконта» 50% при выкупе российского бизнеса Консорциумом, при том что по существу такой дисконт влечет экономические потери в том числе российских акционеров (включая владеющих акциями через КИКи), вызывает существенные сомнения с точки зрения соответствия смыслу и идее соответствующего «дисконта» как направленного на поддержание российских инвесторов и российского финансового рынка.
5. Представляется целесообразным совершенствование законодательства в целях недопущения в дальнейшем столь существенных правовых дисбалансов участников правоотношений при «перемещении» компаний в российскую юрисдикцию. При этом необходимо учитывать высокое влияние подобных событий на степень доверия общества к органам власти и российскому финансовому рынку.
6. Представляется целесообразным комплексное рассмотрение компанией «Яндекс» совместно с регуляторами и акционерами вопроса о принятии дополнительных организационных мер по минимизации потерь миноритарных акционеров, полученных в результате реализации анализируемого комплекса сделок.