Минэкономразвития предлагает поэтапно поднять тариф на транспортировку газа в 3,5–5 раз
К президентской комиссии по ТЭКу, на которой планируется обсуждать ценообразование на газ на внутреннем рынке, Минэкономразвития подготовило пакет своих предложений о реформировании в этой области (есть у «Известий»). Среди предложений министерства — поэтапное увеличение тарифов на транспортировку газа по областным газораспределительным сетям (ГРО) в 3,5–5 раз.
«Целесообразно увеличить тарифы на транспортировку газа по сетям ГРО более быстрыми темпами в целях увеличения привлекательности для бизнеса инвестировать в газификацию, — говорится в документах Минэкономразвития. — Сейчас этим, по сути, занимаются лишь «Газпром» и региональные власти за счет спецнадбавки. Однако вопрос непростой, так как для обеспечения прибыльности таких инвестиций тариф должен быть около 2–3 тыс. рублей за 1 тыс. куб. м, а сейчас в среднем 600 рублей на 1 тыс. куб. м. При этом конечная цена на газ будет расти незначительно при условии, что процесс растянется во времени».
В пресс-службах Минэкономразвития и «Газпрома» предложения Минэкономразвития не прокомментировали. Представитель Федеральной службы по тарифам (ФСТ) сообщил, что в ведомство такая инициатива не поступала. Минэнерго не ответило на запрос «Известий».
Источник «Известий» в «Газпроме» пояснил, что итоговая цена газа для потребителей складывается из тарифа на его транспортировку, снабженческо-сбытовой надбавки региональных газовых компаний и оптовой цены «Газпрома» на голубое топливо.
Тарифы на транспорт газа включают в том числе расходы на содержание и обслуживание региональных газовых сетей.
— Часто доходов от тарифа на транспортировку по ГРО не хватает на обслуживание всех таких мощностей. Есть множество брошенных газораспределительных сетей, которые остались от закрытых заводов, колхозов. Их всё равно приходится обслуживать, так как через такие ГРО идет обслуживание населения, которое мы не можем оставить без газа. А отдельного тарифа на содержание этих сетей не существует. По методике ФСТ затраты на содержание ГРО выделяются, только если сети находятся в чьей-то собственности или же заключен договор аренды, — объяснил менеджер газовой монополии.
Для решения проблемы помимо повышения тарифов на транспортировку газа по ГРО представители «Газпрома» видят и другие сценарии.
— В перспективе возможно увеличить спецнадбавку на газ, чтобы снять с региональных бюджетов часть нагрузки на строительство и ремонт областных и межпоселковых сетей. Ведь если повышать тариф на транспортировку газа даже поэтапно, без резкого роста цены на газ, кто будет компенсировать эту разницу производителю? — говорит сотрудник «Газпрома».
Кроме того, он подчеркнул, что уже сегодня помимо газовой монополии на рынке ГРО есть ряд сильных региональных игроков, таких как «Мособлгаз» или «Самараоблгаз». А если цена на транспортировку газа по ГРО вырастет, возможно, инвестированием в эту область могут заинтересоваться и независимые газопроизводители.
Источник «Известий» в крупной нефтедобывающей компании считает, что при росте тарифа на транспортировку газа по региональным сетям вырастет выручка преимущественно «Газпрома», а цена на газ для конечного потребителя (в том числе для населения) может подскочить в 1,5 раза.
— Если сейчас тариф ГРО составляет от 10 до 25% в стоимости газа, то в случае его роста в 3–5 раз он будет практически уравнен с ценой на газ. В итоге ситуация может дать толчок развитию альтернативной газификации: газовыми баллонами, сжиженным природным газом (СПГ) и т.д., — уверен эксперт.
Представители нефтедобывающего сектора не смогли ответить, насколько будет выгодно независимым газопроизводителям входить в бизнес по региональной транспортировке газа в случае роста тарифов, отметив, что региональные поставки газа часто сопряжены с неплатежами, и поэтому поставки топлива промышленным потребителям более надежны.
В числе других предложений Минэкономразвития по реформированию ценообразования на газ на внутреннем рынке указаны также предоставление «Газпрому» возможности продавать газ ниже цены ФСТ и введение регулирования услуг на подземное хранение газа. При этом стоимость услуг для каждого подземного хранилища газа «Газпрома», как видит Минэкономразвития, должна рассчитываться по методике ФСТ. Также предлагаются поэтапное устранение перекрестного субсидирования и выравнивание доходности поставок газа на ближние и дальние расстояния.
По словам начальника управления контроля ТЭК Федеральной антимонопольной службы (ФАС) РФ Дмитрия Махонина, вопрос ценообразования транспортировки газа по региональным сетям не входит в компетенцию ФАС РФ. В то же время ведомство поддерживает инициативу о пересмотре тарифов на подземное хранение газа для независимых газопроизводителей.
— Цена на пользование ПХГ «Газпрома» для его конкурентов сейчас выше, чем для «дочек» самого «Газпрома». Надо прийти к одному из решений: или ввести тарифное регулирование такого рода услуг, или сделать методику расчета цены на подземное хранение для независимых газопроизводителей и для группы лиц ОАО «Газпром». Мы склоняемся ко второму варианту, — говорит Дмитрий Махонин.
Читайте далее:
http://izvestia.ru/news/566839#ixzz2uxj2jooF