15 января «Магнит» опубликовал результаты по продажам во второй половине декабря, где продемонстрировал положительный LFL трафик (+2,4% г/г). Инвесторы отреагировали позитивом и с тех пор акции закрыли дивгэп и выросли на 13% (в моменте было +18%).
Будет ли «Магнит» расти дальше? Это зависит от того:
Какие результаты представит «Магнит» за 4 кв 2019 — разберемся далее;
Что будет с LFL показателями в 1 полугодии 2020 — рассмотрим факторы, которые повлияют на их динамику.
Положительный LFL трафик за счет агрессивной промо активности.
Для того, чтобы вернуть трафик в сезон высоких продаж и внедрить новый CVP после распродажи старого ассортимента, «Магнит» прибегнул к промоактивности. По данным Cberbank CIB (рассчитывают потребительский индекс Иванова), это не повысило лояльность клиентов, а привело к росту трафика в результате увеличения походов за единичными покупками по акции. Доля promo hunters в трафике «Магнита» была на рекордном уровне в 29% (впервые выше, чем у «Пятерочки»).
Эффект от промо демонстрирует динамика сопоставимого среднего чека — снижение на 1,6% г/г в последние две недели декабря обусловлено снижением среднего количества товаров в корзине. Мы также ждем, что это окажет давление на валовую рентабельность по итогам 4 кв. 2019 г.
При самых консервативных предпосылках рентабельность по EBITDA по итогам 4 кв. может достичь 7–8%. При этом в случае негативного сюрприза — если рентабельность будет ниже 7%, может быть распродажа. Поэтому выглядит разумным зафиксировать прибыль и перезайти после публикации результатов с прицелом на 1 полугодие 2020, которое может быть позитивным для ритейла в общем и для «Магнита» в частности.
Факторы, которые повлияют на динамику LFL показателей в 2020 — продовольственная инфляция и реальные доходы населения.
В декабре годовая продовольственная инфляция продолжила замедляться и составила 2,6% г/г против прироста в 4,7% г/г в декабре 2018 г. (по данным Росстата), что в том числе негативно повлияло на LFL средний чек ритейлеров в 4 кв.
Исторически замедление темпов роста цен на продукты негативно влияет на LFL продажи и оказывает давление на рентабельность. Если при этом реальные доходы населения не растут, более низкие цены не способствуют увеличению количества продаж или переход потребителей на более дорогие товары. В обратном случае, замедляющаяся продовольственная инфляция может стимулировать спрос.
Реальные доходы населения
В сентябре рост реальной заработной платы составлял 3,1% г/г. В октябре-ноябре 2019 г. рост потребительского спроса ускорился до 1,5% г/г после замедления до 0,8% в 3 кв. 2019 г. В 2020 г. мы ждем продолжения позитивной динамики: правительство выдвинуло ряд инициатив, способных поддержать реальные доходы населения:
Индексация пенсий
Материнский капитал
Поддержка малообеспеченных семей
Инвестиции из ФНБ в социальные проекты (строительство дорог, аэропортов и т.д.)
Эффект от всех инициатив мы разбирали на недавнем вебинаре. В статье поговорим подробнее о том, что начало действовать уже сейчас. С 1 января в России проиндексированы страховые пенсии на 6,6%. С 1 апреля также будут проиндексированы пенсии по государственному обеспечению на 7%.
Около 30% населения России — пенсионеры. Так как пенсии у нас в стране иногда не дотягивают даже до прожиточного минимума, логично предположить, что дополнительную тысячу рублей (на столько в среднем вырастут пенсии) пенсионеры потратят на продукты.
Также предполагаем, что пенсионеры составляют не менее 40% потребителей дискаунтеров (самый экономный формат магазинов с минимальным сервисом и ценами ниже средних по рынку) — «Магнита» и «Пятерочки». Максимальный эффект на LFL средний чек в таком случае составит +2,9%.
Выводы
6 февраля «Магнит» опубликует результаты по итогам 4 кв. Мы ожидаем, что агрессивная промоактивность ударит по валовой рентабельности ритейлера, но позитивно скажется на динамике LFL трафика. При самых консервативных предпосылках рентабельность по EBITDA может достичь 7–8%. Положительные результаты заложены в цену акции с момента публикации отчета по новогодним продажам, при этом на негативный сюрприз (отрицательные LFL продажи и рентабельность по EBITDA < 7%) инвесторы могут отреагировать распродажей. В связи с этим, выглядит разумно фиксировать прибыль, если она есть, до публикации результатов и искать более удачную точку входа в случае коррекции, так как в 1 полугодии 2020 г. рост акций может продолжиться.
Мы не ждем, что в 1 кв. 2020 г. «Магнит» продолжит агрессивную промо активность: это не дает желаемых результатов, но давит на маржу. Чтобы удержать трафик, компания скорее сосредоточится на дальнейшем улучшении ценностного предложения для покупателя. Темпы роста реальных доходов и индексация пенсий при замедляющемся темпе роста цен на продовольственные товары могут поддержать LFL продажи ритейлеров. Это поможет «Магниту» перестать падать по продажам на магазин и таким образом сохранит валовую рентабельность на уровне 2018–2019 гг.
У нас также есть неподтвержденная информация о том, что в 1 кв. 2019 г. валовая рентабельность «Магнита» была занижена из-за технических сбоев: продукция на полках продавалась со скидкой, но поставщики доставляли ее по обычным ценам. Таким образом, «Магнит» взял на себя большую часть издержек от промо-акций, хотя обычно наоборот — большая часть приходится на поставщиков. Есть основания полагать, что в 1 кв. 2020 г. валовая рентабельность будет очищена от этого эффекта (+0,3% к результату).
В целом, при таких раскладах «Магнит» выглядит интересной инвестиционной историей на 2020 г. по текущим ценам.
Invest Heroes
Фрукты/овощи — дно, навалены кучами, много мятых/плесневелых, весы вечно не работают.
Хорошие сыры почему-то за закрытой витриной, надо ждать продавца, чтобы он подал. Иногда минут по пять. Сырные продукты лежат в полуметре на открытой витрине… То же с колбасами. В чём смысл? Выбесить клиента? о_О
В гипермаркете одна из входных автоматических дверей зимой клинит… Много лет починить не могут!
Карты лояльности появились последними, когда у конкурентов давно уже.
Гипермаркет ещё ничего, а в мелких магнитах нифига нет. Но гипермаркеты — это уже прошлое, мало кто ездит на окраину в него, когда в каждом дворе по мелкой пятёрочке.
И дело даже не в количестве наименований (номинально «все есть»), а в том, что в магните почти нет здоровой еды. Бухло, замороженное нечто, гомик в деревне, сомнительные консервы, кондитерка из пальмы и сахара, ограниченный выбор фруктов и овощей. Хуже только Пуд в Крыму. Там вообще жопа.
вы не сравнивайте гипермаркеты лента, супер- перекресток с магнитом, сравнивайте пятерку, дикси, светофор и прочий хлам, в каждом городе есть федерал или своя сетка магазинов у дома .
о чем вы вообще говорите? качество продуктов… что по вашему йогурт данон, колбаса московская, сыр белорусский, пельмени мираторг, печенье юбилейное, зубная паста колгейт и еще пара-тройка тысяч совершенно одинаковых товаров в сравнении с такими же в других магазинах в магните хуже? чем же? объясните?
Всё будет рости.