Живу в Новосибирске, держал облигации Д.Денера достаточно долгое время. Прочитав отчет за 2018 год, принял решение продать. Почему?
1. Падение выручки от стридфуда на 18% год к году — это серьезно. На мой взгляд очень.
2. Значительное увеличение долговой нагрузки. Да, прибыли пока хватает на гашение процентов по облигациям, но сколько это будет продолжаться (учитывая новый кредит от Сбера, по которому тоже надо платить)?
3. Неудачный проект с фудкортами в ТЦ. Были вложены деньги в покупку сети Стейкберри, в ребрендинг под себя — все в минус.
4. Достаточно субъективно — МГриль задавит ДДенер в Новосибирске. Сам люблю шаурму, раньше брал только в Д.Денер, сейчас только в МГрилль. Там более просторные, уютные, чистые павильоны и правда на мой вкус, лучшая шаурма. Также МГриль активно развивается в Новосибирске, реально появляются новые точки, Д.Денер давно уже ничего не открывает. А Новосибирск что ни говори, является основным рынком для эмитента.
5. Мне кажется, основному собственнику стало не очень интересно заниматься этим бизнесом. Краем уха слышал, что у него появились еще какие-то. Возможно, с этим связано падение качества продукта? :)))
В общем, все это привело меня сегодня к продаже облигаций.
Андрей Бушуев,
Да действительно, в 2018 году произошло падение продаж. Это было обусловлено общеэкономической конъюнктурой, снижением реальных доходов населения, а также увеличившимся уровнем конкуренции на рынке стритфуда. Количество предприятий в сфере street food в 2018 году выросло на 22%, а предприятий в категории «шаурма» — на 42,3%.
Но несмотря на активное развитие сетей — конкурентов, «Дядя Дёнер» занимает наибольшую долю рынка стритфуда в Новосибирске — 24%. За последние полгода открыто 6 новых павильонов компании. При этом ближайший конкурент «на улице» — «Русские Блины» занимает около 19% рынка стритфуда. А сеть «Мгриль» (основной конкурент в категории шаурма), имеет долю рынка не более 11%.
Рост продаж в среднем на одну торговую точку составил 8,1% (386 257 руб. к 357 155 руб. за аналогичный период 2018 г.).
На текущий момент закрыты все торговые точки компании, имеющие отрицательный финансовый результат, что делает возможным сохранить и увеличить розничную прибыль компании. Именно в связи со стратегией повышения маржинальности был закрыт и формат «Фуд-корт», однако все оборудование будет использовано в новых кафе, первое из которых открывается уже в мае текущего года.
Вместе с неэффективным с финансовой точки зрения, но удачным с точки зрения маркетинга и продвижения бренда проектом «Фуд-корт», крайне успешной в 2018 году оказалась покупка собственного производства. Компания смогла не только нарастить рентабельность собственной сети, но и увеличить выручку за счет сторонних продаж с производства, которое обслуживает крупные ресторанные сети Новосибирска («Дудник», «Шашлыкоф»).
Также проект франшизы стал настоящим успехом компании в 2018 году: открыты павильоны и кафе в Магнитогорске, Самаре, Воркуте, Сургуте, Губкинском. В 2019 году планируется открытие в Абакане и Чите.
Таким образом, компания демонстрирует способность адаптироваться к сложным экономическим условиям и конкуренции, а привлеченные инвестиции показывают окупаемость на планируемом уровне.