Иран и Россия стремятся создать глобальный газовый
картель
Саймон Уоткинс для Oilprice.com, перевод Марии Зайцевой • 1 сентября 2022 г.
Россия и Иран закладывают фундамент для будущего газового картеля. Российско-
иранский альянс стремится контролировать как можно больше элементов в двух
основных составляющих глобальной матрицы газовых поставок. «Газ — идеальный
продукт для перехода от ископаемого топлива к возобновляемым источникам
энергии, поэтому контроль над большей частью глобальных поставок газа станет
ключом к влиятельному положению на энергетическом рынке в течение следующих
десяти-двадцати лет», — сказал высокопоставленный источник, тесно
сотрудничающий с Министерством нефти Ирана. На тему пишет Саймон Уоткинс
для Oilprice.com
Меморандум о взаимопонимании (MoU) на сумму $40 млрд, подписанный в
прошлом месяце между «Газпромом» и Национальной Иранской нефтяной
компанией (NIOC), — важный шаг, позволяющий России и Ирану реализовать
давний план и стать основными участниками глобального газового картеля,
подобного ОПЕК на рынке нефти. Опираясь на существующий Форум стран-
экспортеров газа (ФСЭГ), этот «газовый ОПЕК» позволит контролировать
значительную долю мировых запасов газа и регулировать цены на него в
ближайшие годы. Занимая первую и вторую позиции в списке стран с крупнейшими
мировыми запасами газа – Россия с чуть менее 48 трлн кубометров и Иран с почти
34 трлн кубометров, – две страны имеют все возможности создать такую структуру.
Российско-иранский альянс, о чем свидетельствует подписанный многосторонний
меморандум о взаимопонимании между «Газпромом» и NIOC, хочет
контролировать как можно больше элементов в двух основных составляющих
глобальной матрицы газовых поставок – в трубопроводных поставках газа по суше
и в морских поставках СПГ. После подписания в Тегеране меморандума о
взаимопонимании между «Газпромом» и NIOC Хамид Хоссейни, председатель
Союза экспортеров нефти, газа и нефтехимической продукции Ирана, заявил:
«Теперь русские пришли к выводу, что потребление газа в мире будет расти, а
потребление СПГ уже выросло, и в одиночку Россия не в состоянии
удовлетворить мировой спрос, поэтому газовой конкуренции [между Россией и
Ираном — авт.] больше нет места».
Он добавил:
«Победителями в конфликте России и Украины вышли Соединенные Штаты, хотя
касается он и европейского рынка, поэтому если Иран и Россия снизят влияние
США на рынках нефти, газа и товарном рынке, работая вместе, это пойдет на
пользу обеим странам».
Меморандум о взаимопонимании между «Газпромом» и NIOC,
проанализированный OilPrice.com, содержит четыре ключевых договоренности,
направленные на создание «газовой ОПЕК». Первая из них — обещание
российского государственного газового гиганта [«Газпрома» — пер.] оказать NIOC
всестороннюю помощь в разработке газовых месторождений Киш и Северный Парс
на сумму $10 млрд с тем, чтобы нарастить на них добычу до 10 млн кубометров
газа в день. Вторая договоренность по созданию «газового ОПЕК» — оказание
«Газпромом» всесторонней помощи в реализации проекта стоимостью $15 млрд
по повышению давления на сверхгигантском газовом месторождении Южный Парс
на морской границе между Ираном и Катаром. Третья — «Газпром» окажет помощь
в завершении ряда СПГ-проектов и в строительстве экспортных газопроводов.
Четвертая договоренность — Россия постарается привлечь другие крупные газовые
державы Ближнего Востока присоединиться к постепенному становлению
«Газового картеля ОПЕК», рассказал высокопоставленный источник, который тесно
сотрудничает с Министерством нефти Ирана.
«Газ — идеальный продукт для перехода от ископаемого топлива к
возобновляемым источникам энергии, поэтому контроль над большей частью
глобальных поставок газа станет ключом к влиятельному положению на
энергетическом рынке в течение следующих десяти-двадцати лет, как в меньшем
масштабе мы наблюдаем это в положении России на европейском газовом
рынке»,
— добавил он.
Если смотреть «сверху вниз», альянс Россия-Иран стремится заручиться любой
поддержкой для «газового ОПЕК» со стороны крупных ближневосточных
производителей, которые, как считается, не определились с привязкой к
политической оси — Россия-Иран-Китай или США-Европа-Япония. Например, Катар
с третьими по величине в мире запасами газа (чуть менее 24 трлн кубометров),
являющийся крупнейшим в мире поставщиком СПГ, Россия и Иран давно
рассматривают как главного кандидата для вступления в газовый картель, учитывая,
что Катар разделяет с Ираном основной источник своего процветания —
сверхгигантские залежи газа [в Персидском заливе — пер.] площадью 9,7 тыс. кв.
км и уровнем запасов не менее 51 трлн куб. м газа и 50 млрд баррелей газового
конденсата. Иран обладает исключительными правами на 3,7 тыс. кв. км данного
участка — это месторождение «Южный Парс» с запасами около 14 трлн куб. м газа,
а на оставшихся 6 тыс. кв. км катарского «Северного месторождения» находится 37
трлн куб. м газа.
В 2017 году Тегеран и Доха подписали новое соглашение о сотрудничестве на
газовых залежах [Персидского залива] и за их пределами, что подробно
проанализировано в последней книге Саймона Уоткинса о мировых нефтяных
рынках. С тех пор Катар пытался избежать разногласий с обоими политическими
блоками. Так, в начале этого года эмир Катара, шейх Тамим бен Хамад Аль Тани
посетил Белый дом, а в марте встретился с министром экономики Германии
Робертом Хабеком, причем в ходе визита обсуждалось, как Катар может помочь
смягчить запрет на поставку российского газа в Европу. Однако до этих визитов
Катар заключил множество долгосрочных соглашений о поставках СПГ с Китаем,
что вызвало значительную озабоченность Вашингтона (и визит Аль Тани в США в
январе).
Помимо необходимости хороших отношений между Катаром и Ираном для
обеспечения работы на газовых месторождениях [в Персидском заливе], Россия и
Иран видят еще одну уязвимость в политической позиции Дохи, которую можно
использовать для создания «газового ОПЕК», — неприязнь Катара к своему соседу
Саудовской Аравии. Катарский дипломатический кризис с 2017-2021 гг. был
организован Саудовской Аравией, изначально активно поддерживался ОАЭ,
Бахрейном и Египтом, позже — Иорданией, Ливией и другими небольшими
государствами. Катар об этом никогда не забывал, как и о помощи Дохе, оказанной
Ираном и Россией лично и через Турцию.
Вместе на Россию, Иран и Катар приходится чуть менее 60% мировых запасов газа,
и именно эти три страны сыграли важную роль в создании ФСЭГ, 11 членов которого
контролируют 71 процент мировых запасов газа, 44% газового рынка, 53% мировой
сети газопроводов и 57% экспорта СПГ. Долгосрочная миссия Форума,
согласованная в Москве, следующая:
«Повышение роли ФСЭГ на мировой энергетической арене в целях поддержки
суверенных прав стран-членов Форума на их ресурсы природного газа,
максимизации их доходов на благо их граждан и содействие координации в
области развития мировой энергетики для глобального устойчивого развития и
энергетической безопасности».
Не раз звучали инициативы по усилению сотрудничества между членами ФСЭГ,
чтобы Форум стал столь же влиятельным на газовом рынке, как ОПЕК — на
нефтяном в свое время (до того, как в 2014-2016 годах Саудовская Аравия
развязала ценовую войну против американской сланцевой нефти и проиграла). В
октябре 2008 года чиновники из России, Ирана и Катара встретились в Тегеране,
чтобы обсудить трехстороннее сотрудничество и возможность формирования
картеля стран-экспортеров газа, аналогичного ОПЕК. Главной причиной, почему эта
идея не была полностью реализована, стало нежелание Катара привязать себя к
российско-иранскому альянсу, а это означало, что «мобильная» часть мировых
газовых цепочек поставок — СПГ — осталась вне контроля Москвы и Тегерана. Да,
Иран обладает достаточными газовыми ресурсами, чтобы в конечном итоге стать
сверхдержавой по производству СПГ, и часть сделки «Газпрома» и NIOC
направлена на то, чтобы это произошло, но также верно, что планы эти реализуемы
в средне-, а то и долгосрочном периоде.
Однако и в краткосрочной перспективе нежелание Катара вступать в «газовый
ОПЕК» может угаснуть. Важная особенность экономических планов Дохи —
сохранять положение СПГ-экспортера №1 в мире (недавно, хоть и ненадолго,
пошатнувшееся), и с этой точки зрения долгосрочные контракты на поставку газа с
Китаем чрезвычайно важны для Катара. Первым контрактом, который оказался в
итоге шаблонным для последующих сделок, стал 10-летний договор купли-продажи
между China Petroleum & Chemical Corp. (Sinopec) и Qatar Petroleum в объеме 2 млн
тонн СПГ ежегодно. После него Катар подписал соглашения о поставках СПГ с
иранскими, а также китайскими и российскими партнерами, с Пакистаном. В
частности, Qatar Petroleum и Пакистанская государственная нефтяная компания
заключили 10-летний контракт о поставках до 3 млн тонн СПГ в год в ряд портов
Пакистана. Это соглашение основано на сделке 2016 года между Катаром и
Пакистаном на поставки последнему 3,75 млн тонн СПГ в год, и примерно в то же
время аналогичную сделку с Катаром заключил близкий союзник Пакистана
Бангладеш.