Интервью топ-менеджмента OR Group (Обувь России) газете Ведомости:
Чтобы выжить в кризис, фэшн-ритейлеру надо быстро становиться более универсальным и предлагать клиентам дополнительные сервисы, считает генеральный директор OR Group Антон Титов. В 2017 году «Обувь России» привлекла 5,9 млрд руб. на Московской бирже, став первой российской публичной фэшн-ритейл-компанией. Но начиная с прошлого года компания постепенно отказалась от позиционирования только в обувном и одежном сегменте, а в июне этого года «Обувь России» была переименована в OR Group (от онлайн-ритейл). Торговая платформа Westfalika перешла в универсальный формат, правда, конкурировать с Wildberries и Ozon не собирается: зачем, если можно стать для них поставщиками услуг – предоставлять площади под пункты выдачи заказов и фондирование для выкупа посылок.
Микрокредитное подразделение OR Group – компания «Арифметика», начавшаяся как продажа обуви в рассрочку, выросла в третью по величине (объему выданных потребительских займов и чистой прибыли, согласно рейтингу «Эксперт РА») микрокредитную компанию в России и теперь готовится к выходу на биржу в Торонто. В первом полугодии выдача денежных займов принесла материнской компании более 1,3 млрд руб., или 30% выручки. В интервью «Ведомостям» Титов рассказывает, как и почему трансформируется основной бизнес и о планах развития «Арифметики», в том числе за пределами России.
– Последний раз вы давали «Ведомостям» интервью в декабре 2014 году, когда в России начался экономический кризис. Пригодился ли тот опыт сейчас?
– Общее во всех кризисах то, что они приводят к трансформации бизнеса и приходится быстро эволюционировать, хочешь ты того или нет. В 2008 — 2009 годах, мы запустили продажу обуви в рассрочку и тем поддержали падающий спрос. В 2014 — 2015 годах. провели диверсификацию ассортимента: стали продавать одежду, аксессуары, товары для дома. 2020 год толкнул нас в сторону онлайна: мы развиваем свой маркетплейс, интегрируемся в онлайн-логистику и развиваем проект последней мили – пункты выдачи заказов от партнеров (ПВЗ). В декабре 2019 года мы объявили, что выполнили программу по открытию офлайн-магазинов, которые планировали открыть после IPO (удвоили сетку), и что компания будет развивать новую бизнес-модель: трансформировать розницу в онлайн, развивать магазины Westfalika как магазины универсальной торговли, расширять проект с ПВЗ. В 2020 году мы также запустили онлайн-закупочную платформу «продаем.рф», уже законтрактовались более чем с 1000 поставщиков по разным товарным группам. Хорошо, что все эти инициативы мы начали реализовывать накануне локдауна, это нам дало возможность в I квартале 2020 г. протестировать технологии.
– Как фэшн-ритейл в целом переживает пандемию?
– Все по-разному. Уже нет паники из-за COVID-19, поэтому, даже если пандемия продлится еще год или два года, это уже не будет так драматически влиять на бизнес, как в 2020 г. Гораздо сильнее на фэшн-рынок, на потребительский рынок в целом влияют два тренда: снижение реальных доходов населения и снижение маржи. В рознице даже социальные выплаты ощущаются – растет спрос. Плюс быстрый рост онлайн-торговли через крупные маркетплейсы приводит к тому, что возрастает уровень конкуренции и как следствие демпинга. В 2020 — 2021 годах глубина распродаж стала гораздо больше, и начинаться они стали намного раньше, в этом году со скидками все торгуют с начала октября. Это помогает продавать стоки, и у нас тоже сейчас практически весь ассортимент со скидкой продается. Но и ведет к снижению маржи в торговом бизнесе. Поэтому мы и развиваем активно дополнительные направления бизнеса и сервисную составляющую наших магазинов: чтобы компенсировать эти скидки дополнительными доходами.
– Вы говорили в прошлый кризис, что у россиян обувь практически на уровне износа. Что-то изменилось?
– Мы в прошлом году к этому же вернулись. Каждое кризисное явление в первую очередь ведет к снижению потребления в штуках. И надо понимать, что в 2020 г. обувь почти не изнашивалась, поскольку все сидели дома на карантине и удаленке.
#обувьроссии