UCL попросила ограничить инвестактивность ТрансконтейнераГруппа UCL Владимира Лисина просит министерство экономического развития РФ «жестко ограничить инвестиционную активность» ПАО "
Трансконтейнер" на период продажи его контрольного пакета
акций, принадлежащего
РЖД.
Позиция транспортного холдинга изложена в письме главы его управляющей компании — ООО «Управление транспортными активами» (Transportation Assets Management) — Игоря Федорова руководителю Минэкономразвития Максиму Орешкину («Интерфакс» ознакомился с содержанием документа, датированного 25 ноября). Оно является продолжением августовской и октябрьской переписки о потенциальном интересе UCL к активу. В письме Федоров высказывает «некоторые соображения касательно продажи „Трансконтейнера“.
»Как следует из прессы, (оператор — ИФ) уже после того, как о планах приватизации стало известны публично, проявляет активность в области сделок. ( Среди них — ИФ) — приобретение у АО «Первый контейнерный терминал» (актив Global Ports — ИФ) 100% акций ЗАО «Логистика-Терминал», 30% в ООО «Фрейт Вилладж Калуга Север», продажа земельного участка 18 га в Санкт-Петербурге, активизация приобретения платформ, инвестиции в создание новой компании по перевозкам танк-контейнеров. В результате инвестиционная программа «Трансконтейнера» превысит 10 млрд руб. в 2017 г. и запланирована уровне 12 млрд руб. в 2018 г. "
Согласно общепринятой практике, в период подготовки к серьезным сделкам М&А продавец вводит мораторий на инвестиционную деятельность объекта продажи, ограничивая ее инвестициями в основные средства, необходимыми для поддержания обычной хозяйственной деятельности"
Неэффективным представляется UCL и предложение выделить из «Трансконтейнера» ряд терминалов в крупнейших городах РФ. Эти активы являются местами общего пользования, доступ к ним осуществляется на публичной основе, и такой режим должен сохраняться и после приватизации, считает группа.
«Средний уровень загрузки терминалов „Траснконтейнера“ составляет около 50%, и общество не заинтересовано в ограничении доступа иных операторов и клиентов к ним. Продажа или выделение из (оператора — ИФ) „монопольных“ терминалов не решает проблему, так как существуют риски недобросовестного поведения нового собственника этой инфраструктуры»
«Значимые изменения корпоративного и имущественного контура „Трансконтейнера“ приведут к негативному влиянию на рыночную стоимость акций компании, необходимости громоздких и продолжительных корпоративных процедур»
Вызывает у UCL сомнение и предложения возложить на покупателя дополнительные инвестиционные обязательства при продаже оператора.
«Потенциальный инвестор заинтересован в расширении и развитии бизнеса „Трансконтейнера“ и будет проводить разумную инвестиционную политику по расширению бизнеса. Обязанности же по дополнительным инвестициям в бизнес могут привести к снижению стоимости пакета акции»
Частные инвестиции должны быть поддержаны и вложениями РЖД в развитие инфраструктуры и локомотивов, а также синхронизированы с ними
При этом группа считает, что следует
«превентивно создать нормативно защищенные гарантии» стабильной тарифной политики «Российских железных дорог» для контейнерных перевозок на период не менее 7 лет. «Если конструкция трехстороннего „тарифного“ соглашения между правительством РФ, покупателем и РЖД допустима, то она может решить эту задачу. Условия такого соглашения нужно прорабатывать и обсуждать с потенциальными участниками тендера уже сейчас»
Необходимо также обеспечить минимизацию рисков, связанных с выходом «Трансконтейнера» из периметра группы «Российские железные дороги». Технологические, арендные, договорные отношения и условия работы не должны негативно изменяться на горизонте не менее 7 лет. Основные вопросы связаны с арендой земли и оборудования терминалов у РЖД, выделением «ниток» графика для контейнерных поездов, технологии контейнерных перевозок, подачи-уборки вагонов на терминалы и так далее"
Негативным для сделки UCL считает и инициативу монополии о наделении ее правом создать аналог «Трансконтейнера» на средства от продажи его акций. Во-первых, в холдинге «Российские железные дороги» есть значимые логистические активы — GEFCO, АО «РЖД-Логистика», подмосковный транспортно-логистический центра «Белый Раст», АО «Объединенная транспортно-логистическая компания», поясняет свою позицию И.Федоров. Кроме того, РЖД сохранят контроль над сотнями грузовых дворов и контейнерных площадок. «Эти логистические активы позволяют привлекать грузы без создания „Трансконтейнера-2“
При этом у монополии наблюдается недостаток денег на „расшивку“ „узких мест“ на инфраструктуре, ликвидацию участков с просроченным ремонтом и обновление локомотивного парка, отмечает он. „В этих условиях полученные от приватизации средства целесообразно направить на основную профильную деятельность — развитие инфраструктуры. Бизнес способен решить задачи по приобретению платформ и развитию терминалов без РЖД“
В целом же намерение „Российских железных дорог“ конкурировать с проданным „Трансконтейнером“ существенно снизит стоимость реализуемого пакета акций и должно быть учтено при его оценке, считает Федоров. При этом топ-менеджер акцентирует внимание Орешкина на вопросе о „прозрачности и предсказуемости требований и ограничений в рамках антимонопольного законодательства“, которые будут определены и объявлены до продажи акций. „Универсальные требования — не связанные с конкретным покупателем — должны быть неотъемлемым условием сделки и учтены при оценке стоимости пакета отчуждаемых акций “Трансконтейнера»
В целом же UCL считает, что условия конкурса должны не создавать искусственных ограничений по числу претендентов на актив или их ценовому предложению, снижать регуляторные риски и не ухудшать взаимодействия с РЖД, а также сохранять условия работы оператора для дальнейшего роста контейнеризации и привлечения дополнительных грузов на железную дорогу.
В этой связи группа рекомендует обеспечить прозрачность в определении рыночной стоимости актива, а также продажу его акций. «Отчет об оценке должен быть доступен всем претендентам и ясно показывать, как учтены при оценке государственные требования к процедуре и потенциальному покупателю (долгосрочные тарифы, потенциал создания „Российскими железными дорогами“ конкурента „Трансконтейнеру“, выделение терминалов, инвестиционные обременения, требования антимонопольных органов и так далее). Комната данных в рамках due diligence должна содержать ответы на значимые вопросы претендентов, в том числе касающиеся взаимодействия „Трансконтейнера“ и РЖД», — пишет Федоров.
Интерфакс