В
«The Financial Times» Jane Shaw, профессор истории религии в Оксфордском университете, рассказывает о книге
Paul Seabright «The Divine Economy: How Religions Compete for Wealth, Power, and People» («Божественная экономика: как религии конкурируют за богатство, власть и людей»), в которой автор использует экономику для понимания того, как мировые религии добиваются успеха:
«Что заставляет людей вступать в религиозные организации? Это актуальный вопрос для светского западного мира, где, за исключением Польши, религия в значительной степени находится в упадке. Обычно его задают или атеисты, которые не могут себе представить, как можно быть таким доверчивым, или религиозные лидеры, которые отчаянно пытаются обратить вспять сокращение числа общин, или по-настоящему любопытные. Экономист Пол Сибрайт принадлежит к последней категории; в своей книге он предполагает, что мы можем более полно понять религии и их привлекательность через призму экономики.
Сибрайт написал масштабную книгу, полную увлекательных примеров из многих мировых религий, напоминая нам, что, хотя в западном обществе религия и находится в упадке, она процветает во многих других регионах, включая страны Африки к югу от Сахары, Латинской Америки, а также Филиппины, Индонезию, Бангладеш и Таиланд.
В чем привлекательность религий и почему некоторые из них лучше других борются за наше внимание и, в конечном счете, за принадлежность и лояльность?
Книга начинается в столице Ганы — городе Аккра, с истории 24-летней женщины Грейс, которая в день зарабатывает $1,50, продавая ледяную воду людям на светофорах. Она отдает 10% от этого дохода, а также другие пожертвования своей протестантской церкви, хотя это приводит к тому, что она не может оплатить некоторые медицинские услуги для своей тети, с которой она живет в крошечном доме в районе с трущобами. Понимание того, для чего Грейс именно так поступает, становится еще более актуальным, когда мы узнаем, что ее пастор демонстративно богат: он водит «Мерседес» и «носит ремень с большой круглой пряжкой, украшенной знаком доллара».
Сибрайт утверждает, что религии — это платформы, «бизнес которых состоит в объединении различных групп пользователей». Со стороны спроса ее члены от них что-то получают, будь то материальное (образование, здравоохранение или финансовые услуги) или духовное (молитвы и ритуалы). Кроме того, есть и сторона предложения, и Сибрайт предполагает, что религиозные платформы могут преуспеть именно в «объединении людей на основе взаимовыгодных отношений, которые эти люди не могут легко создать самостоятельно».
Автор предполагает, что Грейс надеется встретить в церкви респектабельного кандидата на брак, который получит одобрение ее пастора и церковной общины. Это гораздо больше, чем может предложить приложение для знакомств. Церковь призывает мужа «прийти в воскресенье утром трезвым, в чистом костюме, зная, что многие глаза будут следить за тем, хорошо ли он обращается со своей женой». Но, как иронично комментирует Сибрайт: «Сообщество — это благословение, но оно может и запереть вас».
Члены религиозных организаций – это не просто пассивные потребители; они также вносят свой вклад во благо и благополучие других, и находят это полезным. Грейс работает помощником учителя воскресной школы в своей церкви. Многие религии считают помощь другим основной ценностью, противодействующей тому, что часто называют нашим «естественным» эгоизмом.
Сибрайт утверждает, что исследования антропологов и социологов скорее указывают на то, что мы «в большей степени являемся самими собой, когда отдаем что-то другим, чем когда мы являемся пассивными получателями чьих-то благодеяний». Религии, которые предлагают нам возможность служить другим, привлекательны, и это, в свою очередь, способствует построению сообщества, объединенного общим чувством цели.
Ритуалы способствуют развитию групповой идентичности. Часто непрозрачные для посторонних, они создают чувство принадлежности. Они также несут в себе нечто совершенно священное: религиозное учреждение – это, в конце концов, не просто благотворительный Ротари-клуб – здесь совершаются литургии или крутятся молитвенные барабаны. И когда практикующий хорошо справляется с повторяющимися ритуалами, такими как молитва или медитация, это интерпретируется как свидетельство присутствия Бога или возросшего просветления. Это может затем повысить доверие к другим услугам, предоставляемым религиозной платформой, наполняя их священным смыслом.
Сибрайт отмечает, что синагога, мечеть или церковь могут стать успешной платформой для знакомств или обеспечить хорошие деловые связи именно потому, что они привлекают людей, которые не думают о них в таких терминах. Таким образом, любой деятельности можно придать религиозное значение.
А как насчет веры? Сибрайт описывает это довольно обезоруживающе как «маркетинговый недостаток» — особую проблему в эпоху науки. И, оказывается, люди присоединяются к религиозным движениям не из-за теологии. Харизматичный проповедник может быть притяжением (а иногда и потенциалом для эксплуатации), но дело не столько в том, что этот проповедник говорит, сколько в том, как он это говорит. Рассказывание хороших историй жизненно важно: священные тексты мировых религий, такие как великая история Исхода в еврейских писаниях или индуистское почитание ненасилия (ахимса) в Ригведе 1200 г. до н.э., всегда затрагивают большие проблемы, с которыми сталкиваются люди.
Многие религии такие, как дзен-буддизм и некоторые индийские религии, вообще не придают особого значения вере. В основе англиканского христианства лежит Книга общих молитв; это религиозная практика, которая имеет смысл. И даже те, религии которые ставят веру на первое место, такие как евангелический протестантизм или римско-католическое христианство, не всегда полностью настаивают на ней; другие факторы, такие как сообщество, играют большую роль в привлекательности религии.
Используя свои экономические инструменты для анализа непреходящей силы мировых религий, Сибрайт написал увлекательную и познавательную книгу, над которой я начал размышлять еще задолго до того, как прочитал последнюю страницу. Религия является мощной силой во многих частях мира. Религии, которые продолжают добиваться успеха в быстро меняющейся среде, заключает он, продолжают развиваться, чтобы оставаться таковыми.»
Телеграм-канал «Интриги книги»